Звуковые волны 15 января и план Линдона Джонсона

Транзит-24: часть 1

Часть 2 (о конституции) здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2020/548-konstitutsionnaya-reforma-po-afrikanskomu-tipu)

Часть 3 (о смене правительства) здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2020/549-smena-pravitelstva-shilo-na-mylo-ili-zamakh-na-revolyutsiyu

Главной темой для обсуждения событий 15 января 2020 года стал так называемый «транзит-24». Под этим термином обычно понимают конфигурацию власти и расстановку кадров к 2024 году, по истечении очередного президентского срока В.В.Путина и четверти века его правления. Появился термин недавно, ранее предпочитали говорить о «преемнике». Независимо от формулировки, суть одна: как он продолжит править страной.

 

Разумеется, даже сама по себе постановка указанного вопроса отрицает принцип народовластия-демократии, является антиконституционной, близко граничит с уголовно-наказуемыми деяниями: госпереворот, заговор по захвату власти, экстремизм... Но ведь, с одной стороны, никто из высших госчиновников о транзите власти (или преемнике) не говорит — это всё болтовня безответственных комментаторов. А с другой стороны, похоже на операцию «погрел кресло» (президентство Д.А.Медведева в 2008-2012): проскочила ведь, операционисты не пострадали.

Тему транзита-24 связывают с двумя обстоятельствами: предложениями по изменению конституции в Послании Путина 15 января и с отставкой правительства после Послания. О них выскажусь отдельно.

А сейчас о, собственно, Послании — что в нём интересного? Да как обычно, мало чего. Просто акустическое сотрясение воздуха.

Как и в предшествующих посланиях, сказано много правильных слов (не поспорю и со многим соглашусь), даны новые обещания (очень приятно!). 20-летняя практика подсказывает, что реальные последующие события никак с посланием не связаны. Что-то из обещанного может быть исполнено — случайно, по видимости. Остальное просто забывают.

Пример обещания: "в 2024 году суммарный коэффициент рождаемости, то есть число рождений на одну женщину, должен быть 1,7" (а сейчас он 1,5).

Чем отличается от 25-ти миллионов высокотехнологичных рабочих мест? или догнать Португалию по ВВП по ППС? или обеспечить рост заработной платы в целом в экономике к 2020 году в 3,3 раза по сравнению с 2007 годом? Или не повышать пенсионный возраст «пока я возглавляю государство»?

Пустое извержение звуковых волн.

Потому, что в традициях правящего с 1991 года политического режима принципиально отсутствует честный анализ положения дел. Ни одна собственная ошибка никем из высокопоставленных чиновников не признаётся, всё сделано исключительно правильно. Если же оценка ситуации неверная, то и работа будет неэффективной.

Пример: «благодаря мерам, которые мы приняли начиная с середины 2000-х годов, нам удалось добиться положительных результатов в демографии». Какие уж положительные результаты, если русские и другие коренные народы РФ вымирают! Но, у них в проблемах виноват кто-то другой: «малочисленные поколения 90-х годов», «1,3 было в 1943 году, во время Великой Отечественной войны».

Другой пример: «Впервые в истории ожидаемая продолжительность жизни в России превысила 73 года – на 8 лет больше, чем в 2000 году. Это результат социальных, экономических изменений в стране, развития массового спорта, продвижения ценностей здорового образа жизни. И конечно, значимый вклад здесь принадлежит всей системе здравоохранения, в особенности программам специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи, а также охране материнства и детства, материнского и детского здоровья». Детская смертность — да, снизилась. В остальном реальность иная, просто оглянитесь вокруг — дети заметно хилее своих сверстников несколькими десятилетиями ранее. Ещё более это заметно на кладбищах и в поминальных залах — мрут нестарые ещё знакомые и родственники. Всё потому, что рост хитрого показателя «ожидаемая продолжительность жизни» — заслуга прежде всего Росстата. Ведь это число, подсчитанное и названное сегодня, прогнозирует средний возраст тех, кому сегодня 0 лет, то есть, новорождённых. Проживи-как ещё 73 года и проверь, не ошиблись ли статистики!

Если всё делалось и делается правильно, то как изменить то, что уже наделано?

Пример острейшей проблемы, «...которая является прямой угрозой нашему демографическому будущему, – это низкие доходы значительной части наших граждан, семей». Существование проблемы хотя бы публично признано, хотя ещё недавно правительство радостно докладывало, наоборот, о росте зарплат и фантастических числах средних доходов. Хорошо, и как же проблему решить?

Ничего нового, способ рьяно применяется с 2008 года (когда экспорт нефти подешевел и население страны стало «второй нефтью») : сначала отобрать у народа деньги повышением тарифов, налогов, сборов, ценами, тарифами, штрафами, лишением пенсий части стариков. Собрать кучу денег в бюджет и освоить. А частичкой от освоенного поделиться с ограбленным народом: обещаны пособия, материнский капитал, доплата некоторым учителям, социальный контракт, кормёжка школьников в столовых... Беда не только в том, что (где-то в инете прочёл) «кидают медный пятак, забирая мешок золота».

Главная беда в том, что признав сбор налогов основой экономического развития страны (слова Медведева в октябре 2018 года), правительство борется с предпринимательской активностью граждан. (С политической тоже, дозволяя и поощряя лишь развлекательную). Не даёт зарабатывать. Гнобит малый и средний бизнес, поддерживая лишь, в первую очередь, банки, и во вторую очередь — сырьевые и оборонные корпорации. Уничтожает отечественного производителя, по всех отраслях экономики поддерживая процессы монополизации. В результате в РФ самое несправедливое и мире имущественное неравенство, хуже чем в стране миллиардеров — США. Децильный коэффициент (разница между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных) доходит до 17 (к примеру: во Франции — 9, в США – 16).

Интересно сравнить предложения Путина с программой президента-демократа США в 1963-1969 годах Линдона Джексона по борьбе с бедностью. Именно тогда было введено федеральное финансирование образования, создания «учительского корпуса», медицинского страхования (Медикэр и Медикейд), жилищных субсидий нуждающимся семьям, программы «образцовых городов», строительства автомагистралей, увеличены затраты на социальное страхование.

В этом есть некая схожесть: больше денег из бюджета. Не удивлюсь, если помошники нашего президента при подготовке Послания внимательно изучили американский опыт. Хотя, конечно, Джонсон у пенсионеров деньги не отбирал.

Главное же отличие в ином. Джонсон добился реализации предложения своего предшественника, убитого президента Джона Кеннеди, о снижении налогообложения. За первый же год ослабления налогового бремени ВВП страны вырос на 10%, а личные доходы американцев за 1966 год выросли на 15%. Экономика росла вместе с ростом абсолютного сбора налогов. Напомню, в то время США были первой сверхдержавой мира, а вторая сверхдержава — СССР, уже самоустранился из гонки за лидерство, хотя тогда об этом ещё никто не знал.

У нас же налоги лишь растут. Очередному обещанию заморозить их рост мало кто верит: уже было такое, и сразу ввели «налог Ротенберга» (так называемый «Платон»), а потом задрали ставку НДС на 11%. И экономика стагнирует, вопреки робким попыткам Росстата нарисовать подвижки в пределах статистической погрешности.

Планы Джонсона о «Великом обществе» в конце 1960-х годов сгубили поражения во Американо-вьетнамской войне. Думаю, что для забвения изложенных в Послании 15 января планов подобной катастрофы не понадобится. Планы сами отомрут и понемножку сам автор их стыдится будет, как это произошло с 25-ю миллионами высокотехнологичных рабочих мест, догонялками с Португалией, ростом зарплаты к 2020 году в 3,3 раза, не говоря уж о пенсионном возрасте...

Игорь Сухарев