Конституционная реформа по африканскому типу

Транзит-24: часть 2

Часть 1 (о борьбе с бедными) здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2020/546-zvukovye-volny-15-yanvarya-i-plan-lindona-dzhonsona

Часть 3 (о смене правительства) здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2020/549-smena-pravitelstva-shilo-na-mylo-ili-zamakh-na-revolyutsiyu

Почему бы и не изменять конституцию? Она ведь не покойник в могиле, которого лучше не беспокоить. Тем более, что конституция РФ от 12 декабря 1993:

-явилась результатом ельцинского госпереворота и расстрела Советской власти в октябре 1993. Кстати, путч деятельно поддерживали Шойгу, Путин, Чубайс,

-была объявлена действующей, несмотря на многочисленные свидетельства о фальсификации результатов референдума,

-создавалась под влиянием американских советников и стала актом фиксации поражения исторической России в Холодной войне.

Поэтому я меня нет особо трепетного почтения к конституции. Почему бы и не поменять. Но, интересно — почему?

Журналисты уже подняли из архивов и посчитали, что В.В.Путина трижды обещал «ни при каких обстоятельствах» не менять конституцию. Его аргументом в 2005 году было опасение нестабильности: «стабильность в стране, в обществе не может быть обеспечена другим путём, кроме как стабильностью законодательства и основного закона страны — Конституции».

Ну ладно, хозяин своих слов даёт их и потом забирает. Может быть, стабильность уже не нужна? Каково сегодня официальное объяснение вдруг возникших причин необходимости срочных (аж бегом торопятся, говорят до мая утвердить) изменений? Вы будете смеяться, но причин практически нет! Вот обоснование в Послании президента:

«Когда в 1993 году принимали конституцию, в стране был тяжёлый внутриполитический кризис, а именно вооружённое противостояние в столице н очаг международного терроризма на Северном Кавказе. Положение дел с тех пор кардинально изменилось, стабилизировалась ситуация в экономике и социальной сфере».

Всё! Оказывается, единственная публично произнесённая причина — изменение положения дел... Второй раз смешно, потому что по такой причине можно каждую пятилетку Основной закон править.

Неудивительно, что комментаторы связывают предстоящую конституционную реформу с «транзитом-24». С этой точки зрения и посмотрим на президентский инициативы.

Предложение президента

Мой комментарий

Закрепить статус и роль Государственного совета (как собрание глав регионов).

Сейчас Госсовет входит в систему исполнительной власти и как совещательный орган при президенте никому не мешает. После конституциирования Госсовет обретёт собственные правомочия, которые должны быть у кого-то отобраны. У кого? По субъектному составу Госсовет будет оставаться в системе исполнительной власти, следовательно, будет дублировать правительство. Функционально как представительный орган регионов, Госсовет будет дублировать Совет Федерации. В любом случае следствием станет увеличение бюрократии, расходов на госуправление, конкуренция компетенций и снижение управленческой эффективности.

Закрепить за Госдумой утверждение:

-внесённой президентом кандидатуры председателя правительства,

-внесённых председателем правительства кандидатур зампредов и министров.

Назначать руководителей всех силовых ведомств и прокуроров регионов президент будет по итогам консультаций с Советом Федерации.

По-прежнему президент будет назначать всех их, определять задачи и приоритеты правительства, напрямую руководить ВС РФ и всей правоохранительной системой, отстранять от должности председателя правительства, его замов и министров.

Довелось слышать про якобы «движение в сторону парламентской республики» и передачу парламенту части полномочий президента. Ничего подобного! Как и раньше, кандидатуру председателя правительства будет избирать и представлять президент, он же будет назначать. Для Госдумы меняется «согласование» на «утверждение». Пока непонятно, в чём суть изменения? Да и увольнение в любой момент остаётся за президентом. Консультации с членами Совета Федерации добавляет им влияния на новоназначенных «силовиков», но значение этой процедуры не следует преувеличивать.

Совет Федерации по представлению президента будет отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов. Конституционный суд по запросам президента будет проверять конституционность принятых законопроектов до их подписания.

Нет комментария.

Ликвидация разрыва между государственным и муниципальным уровнями власти, создание единой системы публичной власти.

Хотя де-юре государство отделено от муниципалитетов, де-факто налоговая система сделала из муниципалитетов бессильный придаток государственной власти регионов. То есть, инициатива фиксирует реальность, но необходимости менять конституцию нет — хотя, можно и поменять. Саратовский земский союз, напомню, выступает за организацию местного самоуправления по земскому типу, примерно так, как начиналось в 1990-х годах у Е.С.Савченко в Белгородской области.

На момент участия в выборах — запрет иностранного гражданства, вида на жительство для: глав субъектов Федерации, членов СФ и депутатов Госдумы, председателя правительства, его заместителей, министров, руководителей иных федеральных органов, судей.

Такой же запрет, но и ранее (до выборов) для кандидата в президенты. Для него же обязанность постоянного проживания в России не менее 25 лет.

Хорошее, логичное предложение. Однако, всех названных граждан (включая списки кандидатов в Госдуму) утверждает лично Путин или лицо, им уполномоченное. Кто мешает без изменения конституции просто не назначать «иностранцев»? Нормально ли держать своим пресс-секретарём человека, дети которого постоянно живут в Париже? Следовало ли включать в состав «Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в конституцию РФ» известных деятелей, у которых дети или недвижимость в Европе и США: Клишас А.А., Гартунг В.К., Макаров А.М., Роднина И.К.?

Запрет занимать должность президента более двух сроков (убрать слово «подряд»).

Давно пора.

Установить размер МРОТ не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, и регулярную индексацию пенсий.

Популизм. Хотя, безвредный.

Требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции.

Поддерживаю. Саратовский земский союз начиная с 1993 года выступал за приоритет законов России над международными. Речь идёт о юридической силе правовых норм, сейчас сила распределена статьёй 15 конституции РФ: конституция имеет высшую юридическую силу, а «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

То есть, сила международного договора ниже конституции и выше любого закона. Не забудьте, что международный договор РФ становится частью её правовой системы исключительно после ратификации. То есть, сила международного договора в РФ основана не на том, что он международный, а на том, что Федеральное собрание РФ своим голосованием включило его в состав правовой системы РФ.

Имеется коллизия: ратификация производится простым федеральным законом, а его юридическая сила ниже, чем закон федеральный конституционный. Юристы спорят. Предложение президента заключается не в том, чтобы исключить правовые нормы международного договора из правовой системы страны. Потому что иначе какой смысл их заключать? Pacta sunt servanda (договора должны соблюдаться) — это древний принцип римского права. Речь идёт всего-навсего об уточнении места международного договора внутри правовой системы РФ, о процедуре его инкорпорации, а также о возможности неисполнения решений международных судов и прочих органов.

ПОДВЕДУ ИТОГ

Перечитал ещё раз и не понял, в чём такая срочность.

Большинство предложений могло бы реализоваться (или уже сделано!) без реформирования конституции. Помните же, как ввели Федеральные округа и целую систему представительств президента в округах и регионах, обильную чиновниками и финансированием... Или, Общественную палату придумали — обошлись ведь без референдумов!

Полномочия президента нисколько не урезаны. Разве что действительно из Госсовета соорудят монстра? Или реализуют новые задумки, пока не обнародованные?

Похоже, что в конституционном реформировании действительно есть тайный смысл, сокрытый от непосвящённых.

В завершение процитирую слова бывшего президента США Барака Обамы, с которыми тот обратился к руководителям стран Африканского Союза в столице Эфиопии Аддис-Абебе в 2015 году: «Никто не должен быть пожизненным президентом. Вашей стране будет лучше, если вы вольёте свежую кровь и новые идеи. ...Когда лидер пытается изменить правила игры где-то посередине, чтобы остаться у власти, он рискует стабильностью своей страны. Это мы видим на примере Бурунди. И это чаще всего является шагом назад. Но вы иногда слышите, как эти лидеры говорят: «Ну что ж поделаешь. Я единственный человек, который может объединить нацию». Но, если это правда, то этот лидер не смог по-настоящему выстроить свою страну».

Обидно сравниваться с Африкой. А что поделать, если негры худо-бедно развиваются, а РФ с 2008 года топчется на месте? Если уже некоторые африканские страны превосходит РФ по величине прожиточного уровня, по минимальной зарплате, по величине необлагаемого налогом дохода, и даже по размеру средней зарплаты во многих регионах РФ? Если теперь ещё и политическую систему начнём строить, ориентируясь на Казахстан, Туркмению и Африку...

Игорь Сухарев

Иллюстрация: Alexi K.

  • Просмотров: 832

Яндекс.Метрика