Бесплатный осмотр - совет - рекомендация в стоматологическом кабинете «Дента-Вик».

Московская, 59 (угол Радищева). Запись по телефону 8-906-302-82-92

      

Напор, скорость и потешное голосование

Меня спрашивают, как должны утвердить изменения в конституцию РФ, предложенные президентом 15 января. Лёгкий вопрос. Каждый может открыть конституцию и прочитать.

ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА

Президент может внести предложения о поправках и пересмотре положений конституции РФ, согласно статьи 134. Он это сделал, и, поскольку его предложения не меняют правовые нормы глав 1, 2 и 9 конституции, то рассматриваются в порядке статьи 136: «Поправки к главам 3-8 конституции РФ принимаются в порядке,

предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ».

Порядок принятия ФКЗ установлен статьёй 108: «ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый закон в течение 14-ти дней подлежит подписанию президентом РФ и обнародованию». То есть, всенародное голосование (референдум) не обязательно.

На какой стадии правотворчества сейчас находятся президентские инициативы?

ГОСДУМА

В Госдуму президент внёс законопроект 20 января, его поддержали профильный Комитет по госстроительству и законодательству, а также все 4 фракции.

23 января Госдума РФ приняла в первом чтении («за» 432 депутата, против и воздержавшихся нет) и установила минимально возможный, согласно Регламента, срок для представления поправок — 15 дней, то есть до 6 февраля.

Госдума могла бы, согласно той же статьи 116 Регламента, «принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении». Но, всенародного обсуждения не будет.

Далее, пакет документов Госдума направляет субъектам права законодательной инициативы, указанным в статье 104 конституции. Изучать и обобщать внесённые поправки будет ответственный комитет, то есть, Комитет по государственному строительству и законодательству.

Далее — одобрение законопроекта во 2-м и 3-м чтениях, оформленное постановлением Госдумы, и, согласно статье 126 Регламента, направление пакета документов в течение 5-ти дней на рассмотрение Совета Федерации.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ И РЕГИОНЫ

Комитет СФ по конституционному законодательству и госстроительству порекомендует одобрить поправки, затем их одобряет СФ на своём заседании (статьи 131-132 Регламента СФ).

По статье 134 Регламента, председатель СФ не позднее 5-ти дней со дня принятия СФ закона РФ о поправке к конституции:

1) публикует для всеобщего сведения уведомление об этом, в котором содержится предельный срок направления в СФ постановлений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ о результатах рассмотрения поправок,

2) направляет пакует документов с поправками в регионы.

Комитет СФ по конституционному законодательству и госстроительству ведёт учёт данных о рассмотрении поправок в регионах. Поправки считаются одобренным, если в регионах поправки одобрили в целом, без изменений и дополнений, и направили соответствующее постановление в СФ в срок.

По истечении срока рассмотрения в регионах на заседании СФ оглашается заключение Комитета по конституционному законодательству и госстроительству о результатах рассмотрения поправок в регионах, которое принимается к сведению.

Постановление СФ об установлении результатов рассмотрения закона в регионах принимается большинством голосов от общего числа членов СФ.

Далее СФ, согласно статье 139 Регламента, направляет закон в 7-дневный срок президенту для подписания и официального опубликования. После публикации конституция с поправками вступает в силу.

РЕФЕРЕНДУМ

А как же обещанное всенародное голосование? - спросите вы. Как ранее я сказал, всенародное голосование (референдум) не обязательно. Оно возможно, если с такой инициативой выступит какой-то федеральный орган государственной власти (такие теоретически возможные инициаторы, как 2 миллиона граждан РФ или Конституционное собрание, неактуальны).

По статье 23 ФКЗ «О референдуме РФ», референдум назначает президент. Документы о назначении референдума президент направляет в Конституционный суд РФ с запросом о соответствии конституции инициативы проведения референдума.

Конституционный суд своё решение направляет президенту и незамедлительно публикует.

Не позднее 15-ти дней со дня поступления решения Конституционного суда президент назначает референдум и определяет день голосования с учётом указанных в законе ограничений.

После референдума ЦИК подписывает протокол о результатах и публикует данные, содержащиеся в протоколе о результатах референдума. Со дня публикации, согласно статье 83 ФКЗ «О референдуме РФ», решение, принятое на референдуме, вступает в силу.

Пока ни один орган власти инициативу не проявил.

ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

В статье 2 своего проекта закона о изменении конституции (от 20 января 2020 года № Пр-73) президент написал, что указанный законопроект «выносится на общероссийское голосование».

Что такое «общероссийское голосование»? Никто не знает, потому что в законодательстве такого понятия нет. В пояснительной записке к законопроекту президент никак не пояснил загадку, просто повторяя формулировку законопроекта.

Я тоже не знаю. Может быть, в ходе внесения поправок будет записано, что общероссийское и всенародное голосования — это одно и тоже, и просто президентские юристы попутали. Однако, сомневаюсь...

Или Госдума примет новый закон «Об общероссийском голосовании в РФ», что будет выглядеть весьма глупо — потому что есть ведь уже закон о всенародном голосовании.

В общем, непонятно...

Здесь что ещё интересно. Если правка конституции произойдёт в установленном конституцией порядке (напомню: инициатива президента — Госдума 2/3 голосов — СФ ¾ голсов — регионы 2/3 представительных органов — постановление СФ — подписание президентом — публикация), то всё нормально, конституция изменена и вступила в силу в новой редакции. Зачем после этого или в серединке официального процесса какое-то дополнительное «общероссийское голосование»? Ведь результат его формального значения иметь не будет... Для рекламно-политической цели слишком трудозатратно и дорого, можно было ограничиться «всенародным обсуждением».

От меня смысл новой формы голосования ускользает, даже конспирологических версий нет Кому и зачем понадобилась потешная акция?

НЕ СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

Эксперты движения «Голос» усмотрели нарушение закона в процедуре реализации президентских инициатив (https://echo.msk.ru/blog/golosinfo/2575637-echo/).

Статья 2 ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к конституции РФ» устанавливает, что «одним законом РФ о поправке к конституции РФ охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста».

Инициативы президента содержат не одно, а три взаимосвязанных изменений конституционного текста:

-большая по объёму часть регулирует вопросы организации публичной власти — именно так и назван законопроект,

-предлагается также изменить вопросы социальной защиты населения (об индексации пенсий, пособий и о прожиточном минимуме),

-предлагается также изменить вопросы взаимоотношения РФ с мировым сообществом, или, иначе говоря, вопросы правовой системы РФ (о приоритете законов РФ над международными договорами).

Соответственно, юридическая служба президента должна была оформить его инициативы в виде не одного, а трёх законопроектов. Причём, под тремя разными наименованиями, согласно той же статье закона.

Не знаю, почему пошли на такое мелкое, но совершенно необязательно нарушение ФКЗ, тем самым давая повод для критики. Очевидно же, что и Госдума, и СФ, и регионы одобрят инициативу в любом случае. Да и записанный в протоколах ЦИК результат гипотетического референдума или потешного «общенародного голосования» также предсказуем, независимо от формы.

НАПОР И СПЕШКА

Почему не разрешили ни одной фракции, и хотя бы кому-то из оппозиционных депутатов Госдумы, проголосовать против? Или хотя бы воздержаться? Уникальный для подобного голосования случай!

Почему бегом-бегом, к чему спешка? Жили же мы 27 лет без предлагаемых изменений.

Самое, по-моему, существенное из поправок — о приоритете законов РФ над международными договорами. Я уже писал, что поправка эта правильная, мне нравится. Почему именно сейчас она понадобилась? Ведь наш Конституционный суд всегда обоснует всё что нужно, если какие-то конкретные проблемы наметились.

Мне непонятно...

 

Игорь Сухарев

  • Просмотров: 140

Яндекс.Метрика