Указ президента — чрезвычайного положения нет!

Самым интересным для меня стал отказ от введения чрезвычайного положения. По определению статьи 3 ФКЗ №3 от 30 мая 2001 «О чрезвычайном положении», к непосредственной угрозе жизни и безопасности граждан относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате ...опасных природных явлений, ...и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей

и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ».

Сам факт выступления президента, его законодательные инициативы, его указания правительству и распоряжения подтверждают наличие чрезвычайной ситуации, но формально ей как бы нет.

Согласно статьи 4 указанного закона, чрезвычайное положение на всей территории РФ или в её отдельных местностях вводится указом президента и утверждается Советом федерации.

О мотивах уклонения президента от применения своего права или исполнения этой своей обязанности гадать сложно. Может быть, панику нагнетать не хочет. (Хотя, куда уж больше...)

А вот последствия обсудить следует.

Например, граждане РФ имеют право на свободу передвижения. При эпидемии было бы правильным ограничить это право и/или ввести особый режим въезда и выезда (то, что называют словом «карантин»). Эта мера предусмотрена статьёй 11 указанного закона, но применить её в законном порядке можно лишь при введения чрезвычайного положения. Нет чрезвычайного положения — нет карантина.

То же самое относится к другим мерам ограничения прав граждан, в числе которых в той же статье 11 указаны: ограничения финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, иных массовых мероприятий; введение комендантского часа; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий.

Согласно статье 29 указанного закона, лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причинённый материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных правительством РФ.

Думаю, что в случае эпидемии возможны массовые требования к власти о возмещении ущерба со стороны медиков, задействованных в противоэпидемиологических мероприятиях, и со стороны организаций, чьи ресурсы власть задействует. Если как бы нет чрезвычайного положения — то нет и бюджетных расходов на реализацию прав граждан.

Таким образом, законодатель предусмотрел для эпидемии закон, почти два десятка лет этот закон действует, а как эпидемия возникла — закон и не понадобился! Власть обходится без него. Меры по ограничению прав граждан уже введены вне закона: например, больше 50-ти на совещание-заседание не созывать, или запрет работы заведений общепита и развлекательных, спортивных, или вообще запрет права на труд в течение недели.

Кстати, неделя выходных дней с юридической стороны также интересна. Насколько я понимаю, прочие льготы и ограничения в числе мер по борьбе с эпидемией, предложенных президентом, будут реализованы путём изменения соответствующих законов. То есть, как положено, кто-то проявит законодательную инициативу, внесёт законопроект, Госдума утвердит, публикация... обычная процедура, разве что в ускоренном порядке. А вот именно в отношении недели выходных дней, насколько я понимаю, никто Трудовой кодекс изменять не собирается. А он предусматривает две категории нерабочих дней:

-выходные (статья 111), то есть воскресенье и ещё один, при 5-дневной рабочей неделе,

-и нерабочие праздничные дни (статья 112).

Другого нет, поэтому правовая сила установления указом президента с 30 марта по 3 апреля нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы весьма сомнительна. Я здесь не оспариваю суть инициативы, думаю, что мера эта полезна, и говорю лишь о юридической форме. Хотя указы президента обязательны для исполнения на всей территории страны, но лишь те, которые не противоречат законам — тут же налицо прямое противоречие Трудовому кодексу, а чрезвычайное положение не введено.

Обычно правовой нигилизм, то есть отрицание права и законов лицами с искажённым правосознанием, характерен для низов общества, маргиналов, экстремистов. В последнее время в РФ сложилась редкая и опасная ситуация, когда правовой нигилизм начал распространяться в противоположном направлении — сверху.

Так, при изменений конституции вместо предусмотренного законом всенародного голосования (референдума) придумали так называемое «общероссийское голосование», ранее никакими законами не предусмотренное, — акцию одноразовую и произвольно регулируемую не столько законами, сколько решениями ЦИК.

В современной истории России уже был период правового нигилизма сверху. Напомню, в 1991 году Съезд народных депутатов РСФСР предоставил президенту дополнительные чрезвычайные полномочия «на период проведения экономической реформы», попытка же депутатов даже не отобрать, а просто их отказ продлить дополнительные полномочия в 1993 году закончилась плохо — государственным переворотом.

Теперь мы наблюдаем, как президент сам избирает метод осуществления своих полномочий, невзирая на законы, и видим полное и почти единодушное одобрение Госдумой его действий.

В теории государства и права считается, что правовой нигилизм может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, разбалансировке системы государства и, далее, его развалу. Мы вступили на тонкий лёд и рискуем провалиться в тёмные воды.



Игорь Сухарев

Иллюстрация: Pejac

  • Просмотров: 812

Яндекс.Метрика