Гнать с осуждением инициаторов застройки Волги и набережной!

Согласен с необходимостью мемориала «Гагарин» для Саратова, что в своей концепции доказывают архитекторы Юрий Ткаченко и Андрей Сладков. Действительно, пора объединить все объекты региона, имеющих отношение к теме первого

космического полёта, в единый комплекс с общим сценарием посещения.

С чем в их концепции я категорически несогласен: застройка Волги недопустима!

Что есть самое красивое в Саратове? Имеются отдельные здания и памятники, парки и видовые перспективы, но великую реку затмить они не в силах. Как в любом районе Сочи можно найти прелестные уголки, а люди всё тянутся к морю, так и в Саратове тяга к реке и местных жителей, и туристов неизбывна. Разумеется, ценность земельных участков вблизи набережной велика, и много желающих воткнуть на мельчайший пятачок у воды свою если не высотку, то хоть любой новострой. Архитекторы не в силах избежать, много было и будет проектов уплотнения застройки. Теперь ещё принялись осваивать и акваторию!

Вообще, технические средства уже сегодня позволяют соорудить устойчивый небоскрёб в самом русле реки. Не на фарватере — там глубоко, а на остальном протяжении вполне достаточно отмелей, где подрядчики способны возвести торговые центры, развлекательные комплексы, спортивные сооружения, офисные, жилые и прочие небоскрёбы, многоэтажные автостоянки и яхт-клубы. Спрос будет! Найдутся желающие после утренней чашечки кофе нырнуть в набежавшую волну прямо от квартиры. Небоскрёбы свяжут с берегом и между собой автомостами и многоуровневыми развязками. Через несколько поколений технологии ещё разовьются, и всю 3-километровую Волгу между Саратовом и Энгельсом можно будет закатать в трубу, как закатали речку Глебовку в саратовском Глебучевом овраге или московскую реку Неглинную.

Пока так далеко фантазировать не будем, посмотрим на берег слева (если смотреть из Саратова) от старого автомобильного моста. На самом берегу уже торчит высотка, поодаль ещё три — по сути, зубьями железобетонного забора начали огораживать реку.

А вот в Сочи тамошние начальники одумались: деньги — деньгами, но можно так распродать парки и набережные, что сплошь их застроят и разочарованные туристы перестанут приезжать в «бетонные джунгли». В Сочи запретили новое строительство многоэтажных домов на расстоянии 500 метров от морской береговой линии и около впадающих в море рек — то есть, в водоохранной зоне. Зоны эти Правила землепользования и застройки утвердили в таком размере:

от моря — 500 метров,

от берегов рек Шахе, Мзымта, Псоу — 200 метров,

от остальных рек — или 50, или 100 метров.

Главное, что запрет сочинцами худо-бедно соблюдается. Спросите, и аборигены вам покажут многоэтажные гостиничные комплексы из нескольких корпусов, новенькие и уже ветшающие, с голыми провалами окон, которые застройщик рискнул построить (без отделки) вопреки запрету, а теперь бегает по миру, прячась от кредиторов и дольщиков — мне такой комплекс показали.

У нас в Саратове пора принять аналогичное правило. Мода в провинциях обычно из столицы перенимается, но не грех и у всероссийского курорта-резиденции президента поучиться. Следует запретить новое строительство многоэтажных домов на расстоянии 500 метров от берега Волги и 50 или 100 метров — от берегов речек, ручьёв, озёр и прудов на территории города, а уж тем более внутри водных объектов.

И гнать с осуждением (без обсуждения) инициаторов застройки реки и её набережной!

Ещё одно соображение касательно заявления авторов проекта о том, что размещение многоэтажного комплекса зданий в непосредственной близости от причальных сооружений речного вокзала не будет препятствовать движению судов. Что это означает? Да, навигации не помешает, фарватер вдали — суда будут сквозить мимо города. Напомню, что речные суда подходят к причалу для швартовки против течения. Когда у власти в нашей стране было правительство национального развития (более 30-ти лет назад), круизные лайнеры чередой шли к 8-ми причалам речвокзала — от Ротонды вдоль набережной. В сезон многопалубники отставались в три ряда. Именно на маршруте подхода кораблей к причалам и взгромоздят стилобат площадью в 2,5 футбольного поля! Означает это, что возобновление полноценной работы речного вокзала не предполагается. Да и редким туристическим судам, возможно, придётся швартоваться где-то в ином месте: на рейде (как несколько лет назад экскурсантов переправляли катерами) или ниже Улешей. Не знаю, как данное грустное обстоятельство в мозгах авторов соседствует с декларацией о «волжским пути доставки туристов». Здание-монумент в запланированном месте станет памятником депрессии — символом разрушения системы водных пассажироперевозок. Что непременно пояснят гипотетическим иностранным туристам экскурсоводы, будьте уверены.

 

P.S. Заодно уж выскажусь о облике предложенного комплекса зданий «Мемориал Гагарин» в водах реки. Я не архитектор, рядовой обыватель, и сужу просто: нравится-не нравится. Мне не понравилось. Наверное, потому что в моём представлении никак не вписывается в классический стиль набережной и природной красоты Волги. То есть, может быть, в другом окружении — в заволжской степи, например, этот проект смотрелся бы иначе.

Избранный авторами стиль (суперматизмо-кубизмо-рационализм на основе философии Рериха) сам по себе не хорош и не плох, а вот исполнение подкачало: неряшливая куча призм и кубов, малоосмысленная, бесцельная. Архитектору недостаточно просто рассказать: вот эта загогулина символизирует то-то, он должен ещё начертить внятный образ. Это, если смотреть сбоку, с любой из сторон. Если же взглянуть с высоты, примерно как с вертолёта — сужу по эскизу, то смысл проявляется: видна лестница в попу лягушки.

Думаю, полезна была бы общественная дискуссия и об объекте, и месте его нахождения. Я бы проголосовал за поле на энгельсской приволжской стороне рядом с местом приземления. В целом же авторы проекта провели большую и полезную (кроме месторасположения) работу, которую следует поддержать и продолжить.

 

Игорь Сухарев

Публикации Елены Игошиной о концепции проекта:

Часть I – предыстория, здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2020/656-proekt-memoriala-gagarin-dlya-saratova-chast-i

Часть 2идея, здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2020/659-proekt-memoriala-gagarin-dlya-saratova-chast-ii-ideya

Часть 3образ, здесь: http://zemob.ru/administrator/index.php?option=com_content&view=article&layout=edit&id=663