Вновь от бригадного подряда к подневольному труду

Уже второй месяц городская служба ведёт благоустройство улицы в квартале, где я живу. Начали с вырубки значительной части деревьев: тополей, клёнов, вязов. При этом вырубили несколько вполне здоровых,

которым требовалось разумное кронирование. Зато оставили некоторые деревья с очевидными признаками гниения на срезанных стволах и ветвях. По вандализму при массовом уничтожении зелёных насаждений не прошёлся только самый ленивый блогер. А я немного о другом.

Полвека назад, учась в Политехническом институте, мне приходилось работать дорожным рабочим на предприятии «Горкомхоза». Сейчас, присматриваясь к работе бригады подрядчика ООО «Автодорожник», сравниваю.

В 1960-х в бригаде числом человек в 10-12 (как и сейчас) было лишь 3-4 мужика. Остальные — женщины, «подружившиеся» с лопатой ещё девчонками в войну и сбивающие руки на щебёнке до пенсии. С бригадой постоянно был мастер. При выполнении ответственных работ на центральных улицах почти неотлучно находился и прораб. Наезжали начальник участка, главный инженер ДСУ. Нередко на объект приезжали, поглядывая из тенька, представители заказчика — УКСа Горисполкома, а то и начальники по-круче — на чёрных «Волгах». Рабочие летом работали весь световой день. Далеко не каждое воскресенье было нерабочим, а субботы летом практически все были рабочими днями.

Подобная организация труда была характерна не только в горкомхозовских структурах и дорожных организациях, но и для всей строительной отрасли, да и вообще для всей социалистической системы.

Позже я работал и в серьёзных строительных организациях, с более продвинутой организацией труда — даже сетевые графики пытались применять, разрабатывали технологические стандарты, делали «фотографии рабочего дня», но в основе производства оставался, как того хотели или не хотели, в общем-то, «подневольный труд». С цепочкой понуждения в лицах: бригадир — мастер — прораб (начальник цеха) — и т.д.

Управленцам государственной сферы (а она на 99% была замкнутой сферой) нередко оставалось только завидовать «армянским артелям», бравшим подряды на новое строительство и ремонт социальных объектов в основном в сёлах и районных центрах.

Уже в 1980-х веское слово в организации строительного производства сказал бригадир подмосковных строителей Н.И.Травкин, ставший подвижником «бригадного подряда». Новый метод отвергал прежнюю практику со всей её иерархией. Договор подряда становился главным инструментом работы самоорганизующейся структуры, заинтересованной в эффективности всего процесса производства: от подготовки строительства до сдачи объекта «под ключ». Тогда же мы узнали и о легендарном кооперативе «Печора» В.И.Туманова, опыт которого исходил ещё из артельной золотодобычи. В принципе, тот же бригадный подряд.

Казалось, что после 1991-го года новации подвижников в организации эффективного производства бесспорно станут нормой в жилищном, дорожном строительстве, в ЖКХ и в других отраслях. Отнюдь...

Наблюдаемые мной работы по благоустройству одного участка улицы привели к выводу, что в плане организации дорожных работ мы не двинулись с места ещё с советских времён. Нам даже до Травкина далеко!

Поочерёдно несколько соседей по улице, с которыми мы иногда делимся впечатлениями о изменениях «благоустройства» у наших домов, поделились со мной своими оценками. Их и мой мнение таково: рабочие-дорожники трудятся даже по советским меркам плохо:

1.Работы начинаются не в 7 и даже не в 8 часов утра, а лишь после 9-ти.

2.Половину времени занимают посиделки большей части бригады из полтора десятка человек.

3.Как и в стародавние времена, на объекте угадываются: бригадир, мастер, прораб, периодически приезжают разночинные начальники... Заинтересованного труда рабочих нет!

Заметно улучшение в сравнении с прошлым. Раньше трое рабочих переносили на ломике каждый бортовой камень иногда на несколько десятков метров — такого нет. Техника, особенно юркие боб-кары значительно ускоряют и облегчают процессы по созданию основания, по перемещению материалов, бортового камня, по укладке асфальта... На небольших тракторах чудодейственная оснастка — то ковш как у экскаватора, то нож как у бульдозера, и даже бур, выкорчёвывающий пни... Довольно практичная красивая униформа выгодно отличает нынешних дорожных рабочих от их коллег из 20-го века.

По взгляду умудрённого опытом обывателя, все работы на участке при заинтересованной работе бригады могли бы быть выполнены в два раза быстрее.

Смотрю на всё, что вокруг «благоустройства» на моей улице, и всё вызывает только критическую реакцию.

Выставили было на углу улиц щит с так называемым «Паспортом объекта», который мало что объясняет: «1-й этап программы благоустройства г.Саратов, срок окончания работ 31.05.2020, подрядчик ООО «Автодорожник» с телефоном начальника участка»... Я понимаю, что именно так в 21-м веке проводится паспортизация дорог, домов и прочего в муниципальном хозяйстве, но ведь какой-то долбоёб-юрист такое придумал..! Это если б так составлялась амбулаторная карта, в которой кроме ФИО и телефона тёщи ничего бы не было — ни ни возраста, ни анамнеза, ни результатов анализов, ни сведений о прописанных врачом лекарств и процедур. Я даже не спрашиваю, есть ли проектно-сметная документация, с заключениями экспертов по состоянию выкорчёвываемых деревьев, есть ли проект организации работ с графиками, есть ли специалисты, способные постоянно отслеживать опыт и влиять на эффективность работы. Подрядчик есть, а кто заказчик? Мэрия по поручению городской думы, за которой стоят избиратели-жители Саратова? Кто-то видел хоть одного депутата, как представителя заказчика на десятках «благоустраиваемых» территорий города?

Чем дальше мы идём по 21-му веку, тем большее число людей настальгирует по советскому прошлому, в котором был не только тот же как и сейчас подневольный труд, но и проектировался двухуровневый бюджет города, работали контролирующие органы — не с тем, чтобы обязательно наказать, но с тем, чтобы учитывать и развивать опыт эффективной работы, тот же бригадный подряд..!

Социализм как бы кончился по результатам революции-переворота 1991-93 годов, но что же строится? Если мы пустились вслед за Европой и Америкой, то где конкуренция, даже не в политике, а в конкретной производственной деятельности? Где открытость планирования и исполнения бюджетов, прозрачность затрат? Где передовая организация труда с заинтересованным участием работников? Где подвижники и примеры..?

Куда не кинь взор — медицина, допустим: врачи, медсёстры, нянечки, препараты, медтехника и прочее, несмотря даже на убогое состояние наших больниц, не сильно проигрывает Западу. Проигрывает ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ!

Возьмите образование и школьное и высшее... При всём прочем проигрывает ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ! Проигрывает ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖКХ, ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПАРАВЛЕНИЯ..!

Именно за организацию отвечают не избиратели, жители, а разночинцы от кремлёвских небожителей до толпящихся вокруг губернатора и мэра «специалистов», «советников», «экспертов», «менеджеров», которых на «сдавшийся» различным напастям Саратов дивизии, полки и батальоны!

С такой убогой организацией труда и общественной жизни нам всегда будет далеко-далеко до Травкина, Туманова, академика Фёдорова и их времени!

 

Сергей Перепечёнов

  • Просмотров: 1000

Яндекс.Метрика