Почему драйвером развития РФ станет китайская «ДиДи»?

Китайский сервис такси ДиДи объявил о выходе на российский рынок, начав с Казани (там у КНР консульство). С 27 июля водители и таксопарки могут скачать приложение «ДиДи водитель» и зарегистрироваться. Кандидатам предлагается минимальный доход от 7 тысяч рублей с ежедневными выплатами, автомобиль в фирменном стиле, самостоятельный выбор заказов. В планах — Екатеринбург, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург. Владелец сервиса фирма «Didi Chuxing» зарегистрировала юридическое лицо в России — ООО «Диди

Мобилити Рус» в декабре 2019 года, в начале этого года начала подбирать персонал.

«Конкуренция — отличный драйвер развития всей отрасли», — заявил исполнительный директор сервиса такси «Ситимобил» Виталий Бедарев. Верно! Однако, интересно: почему драйвером развития стала китайская фирма в России, а не российская — в Китае?

ИСТОРИЯ ДИДИ

В 2012 году Чену Вэю исполнилось 29 лет. К тому времени он 8 лет работал в «Алибаба». Уволился и запустил приложение быстрого поиска такси, затем с функцией заказа для поездок на следующий день. Мобильная платформа была разработана пекинской компанией мобильных приложений. Источник инвестиций: накопления свои и друзей. Так, друг Чена вложил в 2012 году 800 тысяч юаней (120 тысяч долларов), теперь его долю оценивают в миллиард баксов. В ноябре 2012 года в фирму вложилась китайская компания «Tencent» — 15 миллионов долларов.

В Китае ДиДи монополист: 99 процентов рынка такси, 80% рынка частных автомобилей. Конкуренты сдались: китайская «Kuaidi» в 2015, транснациональный «Uber» в 2016 годах. Стратегия такова: водителям доплачивают за хорошее обслуживание, за выполнение плана, работу в часы пик. Если в Китае водитель «Uber» зарабатывал 1 тысячу долларов, то водитель ДиДи 3 тысячи. Тариф на перевозку более дешёвый, плюс бонусы за скачивание приложения. Водителей в режиме реального времени проверяют с помощью больших данных и искусственного интеллекта: есть электронный контроль скорости и перестроений, усталости водителей, распознавания лиц для блокировки нелегалов. «Тревожная кнопка» в один клик вызывает полицию. Аудиозапись всей поездки хранятся неделю. Продать водительский аккаунт невозможно.

Исследовательский институт ДиДи (с филиалом в американской «Силиконовой долине») разрабатывают облачную платформу с интегрированными анонимизированными данными от датчиков на транспортных средствах, дорогах и улицах. В нескольких городах Китая ДиДи уже запустила интеллектуальные светофоры, интеллектуальный транспортный экран, термодинамические диаграммы назначенных водителей, смарт-автобус, отчёт о интеллектуальном трафике.

Сейчас «ДиДи» называют самой быстрорастущей компанией мира, в неё вкладывают миллиарды ведущие мировые и китайские корпорации. Услуги фирмы: такси, сервис совместных поездок, тест-драйв и аренда автомобилей, заказ автобусов, прокат автомобилей, велосипедов, самокатов, доставка и другие услуги. Клиенты: 550 миллионов китайцев и 150 миллионов жителей иных странах. На фирму работают 20 миллионов водителей, которые совершают 30 миллионов поездок в день.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК

Легальный рынок такси в РФ в 710 миллиардов рублей в год, его делят:

-«Яндекс.Такси» - 27%,

-«Везет» - 12%,

-«Максим» - 9%,

-«Gett» - 5%,

-«Ситимобил» - 1%,

-все остальные 6%.

Большая проблема рынка такси в бедности народа (за исключением Москвы и — в сезон — Сочи). Услуги такси — пожалуй, единственные из услуг в стране, цена которых за последние годы не растёт. Поэтому некоторые прогнозируют сложность для китайской компании влезть на плотный и нищий рынок. Думаю, опасения преувеличены, работает же «ДиДи» в других странах с бедным населением, например, в Мексике.

А вот сможет ли иностранная компания преодолеть давление чиновников, обезопаситься от наездов «силовиков», обзавестись собственным административным ресурсом (без чего крупный бизнес в РФ в принципе невозможен) — большой вопрос. Вероятно, ответ на него «ДиДи» уже нашла, иначе бы не стала рисковать.

СТАБИЛЬНОСТЬ КАК ТОРМОЗ ПРОГРЕССА

Развитие интернет-технологий во всём мире является одним из источников экономического развития. Известны и негативные стороны этого процесса, и преувеличенность некоторых ожиданий, и пена с пузырями как следствие бурного брожения, тем не менее, история «ДиДи» — один из примеров изменения качества жизни людей.

К сожалению, новые технологии в России государственная власть и намеренно тормозит, и неумышленно создаёт неблагоприятные условия для развития. Исключение: те технологии, которые непосредственно связаны или с полицейским и фискальным контролем за народом, и с оборонным комплексом.

Последствием неблагоприятных условий для развития новых технологий является малоразвитая технологическая база, или «недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоёмкой промышленности, связанная с отставанием уровня её технологического развития от уровня передовых стран», — так сформулировано в правительственной ФЦП «Национальная технологическая база». В результате платформа «ДиДи» создана на собственной базе компонентнов и оборудования, платформы российских агрегаторов — на заимствованных.

Одним из последствий намеренного торможения новых технологий в России стала обнародование угрозы членов Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ, туда входят, например, 1C, Яндекс, Лаборатория Касперского) перенести свой бизнес в другие страны. Причиной стали проверки и обыски в офисах ряда российских IT-дистрибьюторов в июле, а также задержания и аресты ряда предпринимателей, занимающихся системной интеграцией и производством компьютерного оборудования. Безопасность бизнеса, инвестиций, предпринимателей в РФ не обеспечена, репрессивная практика «силовиков» и судов, рейдерские захваты процветают. Глава АПКИТ Николай Комлев сказал, что нарушения необходимо расследовать, но не нужно мешать руководителям дальше вести бизнес: «Это сугубо экономические дела. ИТ-предприниматели дают людям работу, платят налоги. У них огромный штат сотрудников в офисе, лабораториях, на заводе».

 

Игорь Сухарев

 

Иллюстрация: Paul White (Melbourne)

  • Просмотров: 757

Яндекс.Метрика