Бесплатный осмотр - совет - рекомендация в стоматологическом кабинете «Дента-Вик».

Московская, 59 (угол Радищева). Запись по телефону 8-906-302-82-92

      

Бабье лето: когда, откуда и сколько

Поскольку в интернете сведения о Бабьем лете противоречивы и, к тому же, зачастую не совпадают с местными традициями, известными от дедушек и бабушек, каждый год начинаются споры: вот оно, Бабье лето началось — или нет, оно позже будет? Представляем вашему вниманию статью Лидии Викторовны Виненко, написанную на основе преданий её семьи уроженцев города Саратова, и опубликованную в газете «Земское обозрение» 25 сентября 2013 года (№ 35 — 942) под названием «Бабье лето».

От редакции

БАБЬЕ ЛЕТО

Вот и заканчивается ранняя осень. На Руси эта пора

называлась Бабье лето. Начало Бабьего лета в разных уголках России было в разное время. Это и понятно — климат разный, отсюда и разные сроки проведения сельскохозяйственных работ. Так, в северных районах России начало Бабьего лета приходилось на 28 августа по новому стилю. Ешё в некоторых местах России этот день считался последним днём лета. Крещение Руси изменило название и смысл этого дня, и 28 августа стало христианским праздником - Успением.

В южных губерниях России, где много теплее и лето не заканчивалось в августе, первым днём Бабьего лета было 14 сентября. В христианстве это стало днём памяти Симеона Столпника. Совпадение дохристианских праздников с христианскими было закономерно и обоснованно. Эти дни были очень важны для людей. Гидрометеоцентров не было, а крестьянину ох как нужно было знать погоду, чтобы не умереть с голода, быть одетым и обутым, заранее быть готовым к капризам природы. Многолетние наблюдения, которые передавались из поколения в поколение, позволяли крестьянину рассчитывать сельскохозяйственные работы, основываясь не только на опыте предков, но и на своих собственных приметах. Пришла первая гроза с «гнилого угла» – жди дождливое лето. Картошку глубоко не сажай – сгниёт. Стог сена проветриваемым делай, и так далее. Знали, что лучше сажать, когда убирать. Не прошло «сорок шурганов сорок шурганёнков» – не закончились заморозки и рано сажать теплолюбивые культуры.

Знали крестьяне и о погодной цикличности. Так, в Саратовской губернии пшеницу сеяли не каждый год, и поговорка была о четырёх годах, по которой в один из четырёх лет урожая вообще не жди. Старики говорили: «Нельзя зря зерно в землю бросать». Сорта хорошие для нашей земли берегли, использовали те, которые, как теперь говорят, были районированы, да ещё из них на семена выбирали всё лучшее.

Память сохранялась в пословицах и поговорках. На юге Руси 14 сентября называли в народе Семёном Летопроводцем, началом Бабьего лета, и объединяли древнюю веру с христианской – «Семён день – Бабье лето».

Многие учёные писали о двоеверии народа Руси. Не смогли крестители уничтожить древнюю веру, которая помогала жить далеко не в простых условиях нашему народу. На этот день приходились и народные обряды, например, совершался обряд перехода от младенчества к отрочеству: мальчиков, достигших 4-х лет, впервые сажали на коня и пускали коня вскачь. В княжеских семьях ему ещё и маленькую сабельку давали, готовили нового воина, защитника Отечества.

С Симеона Столпника, с начала Бабьего лета во многих губерниях справляли свадьбы. Крестьянки знали, что с Семёна Летопроводца, согласно поговорке, «лён стели к Бабьему лету, подымай на Казанскую».

На Семёнов день приходились и некоторые важные государственные указы: об уплате ежегодного оброка, о подаче челобитных и подобные.

С «Семёнова дня» до известного указа Петра на Руси начинался Новый год, то есть с 1 сентября по старому стилю. До их пор новый учебный год в школах страны начинается с 1 сентября — правда, уже по новому стилю.

О забытых днях можно говорить много. Незаслуженно забытые, они имели очень важное значение для народа и сохранялись многие века. А теперь их стали забывать, извращать, домысливать.

7 января – только ли Рождество Иисуса Христа? А Троица – только ли день моления об урожае? А какую зиму называли в народе «сиротской» и что можно было узнать, ведя наблюдения в определённые дни?

Так почему же две недели, начиная с 14 сентября, наши предки называли Бабьим летом и придавали этому времени достаточно большое значение?

Лето для крестьянки было временем самой тяжёлой, напряжённой работы. Нельзя сроки нарушать, надо вовремя сеять, сажать, косить, урожай убирать. Никуда не девались и другие домашние заботы: семья, дети, уход за скотиной... И не видела «баба» лета. Работала, не разгибая спины, не покладая рук от зари до зари. А к 14 сентября, как правило, заканчивались полевые работы, в огородах оставались картошка да капуста. Именно в эти дни женщина могла хоть немного не то чтобы отдохнуть, а спину разогнуть.

Набраться новых сил после изнурительной летней страды. Ведь впереди у крестьянки опять было работы непочатый край: капусту сочить, лён трепать, зерно цепами молотить, на крупорушке крупу рушить, прясть, вязать, ткать, одежду шить, чинить…

И погода в эти две недели могла быть любая – и дождь, и ветер, и солнце. Не только первый день Бабьего лета нёс определённую, необходимую в первую очередь крестьянину информацию, каждый день примечали погоду, поведение животных, растений и насекомых. И всё для того, чтобы узнать, какая будет осень, зима, а то и весна. Что нужно сделать и к чему готовиться, чтобы меньше было неожиданностей, а особенно неприятных.

 

Л.В. Виненко

  • Просмотров: 113

Яндекс.Метрика