Екатерина Матрёнина. Прощальный закат

Случаются встречи, озаряющие жизнь тёплым светом. В августе 2021 я готовилась к пленэрной выставке в Хвалынске. С заборной экспозиции судьба в лице художника Кочеткова направила меня в купеческий особняк на центральной улице Хвалынска. По пыльной, крутой и широкой лестнице я возвращалась в прошлый век. Высокий потолок с остатками

лепнины единственный оставался свободным, старые шкафы теснились вдоль стен. Их полки, набитые всякой всячиной, взывали: разбери нас! Самые разнообразные предметы заполняли пространство комнат. На стенах теснились подлинники картин современников и репродукции великих мастеров, собранные из паззлов. Глаза разбегались. Посреди всего этого великолепия собраний сияла улыбкой крепко сбитая молодая женщина, Екатерина Матрёнина. Она сразу располагала к себе.

Катя умела одевать картины. Это не каждому дано. Между разговорами кипела работа. «Картины сами выбирают себе рамы, - утверждала Катя, - Иной раз подберёт художник подходящий вроде бы багет, оставит картину, а работа не идёт. Я похожу, поделаю дела, опять возвращаюсь к картине, и понимаю – вот что ей нужно!».

Так случилось и со мной. С трудом выбранные вечером рейки пригодились не все. С довольной улыбкой Катя предъявила мне оформленные картинки совсем в ином виде: «Я же говорила тебе, они сами себе выбирают рамы!».

Споро и легко делала Катя работу, на первый взгляд мужскую. Между делом рассказывала, как оформила предпринимательский грант и закупила багет. Поделилась, где в Саратове лучшая оптовка для художников. Рассказывала о своём увлечении собирательством старины. Я узнала историю создания по крупицам багетной мастерской «Эксклюзив» и получила её фирменную печать на картинах. Катерина мечтала собирать здесь художников и мастеров для совместной работы и общения. Изготовила массивный удобный стол для занятий. Встречаясь тут с Катей несколько раз, я заставала разных людей, и со всеми Катя была открыта и доброжелательна. Благодаря ей я познакомилась ближе с творческой элитой Хвалынска. Она была готова по первому зову везти меня на край города, чтобы посмотреть картины местной знаменитости. И не только самодеятельные авторы, а звёзды первой величины, такие как знаменитый карикатурист Александр Дьяков и член Узбекской академии художеств Юрий Кочетков, однокашник Дьякова Юрий Машков вместе с Валентиной Бородиной, директором галереи имени Петрова-Водкина, были заказчиками мастерской Матрёниной.

Катя была своей для всех. Горела за чужое дело. Бралась за любую работу и жаловалась на нехватку времени. Своих и столичных художников, питерцев и екатеринбуржцев, принимала как родных, любила их. С большим уважением рассказывала о каждом и гордилась их картинами в своей коллекции. Собирала подборки статей о творческих людях, тут же могла распечатать какой-то материал, - так она выдала мне старую заметку о Нонне Гафаровой.

«Я же ваша муза! - восклицала Катя, наливая ещё чашки чая. - За моим чаем приезжают друзья из других городов», - хвалилась, заваривая собранные ею разнотравья. «Наливайте ещё, не стесняйтесь!», - и подавала к столу свежайшие овсяные печенья. А художник Александр Дьяков приносил вкусный хвалынский хлеб с колбасой. Пока гости угощались, Катерина ловко управлялась с багетом, вымеряя размер и собирая раму.

В её мастерской я записывала интервью с художниками. Набрасывала заметки и о Кате. «Как лучше тебя называть?» - «Да Славна я! Говорю всем, зовите меня по-простому».

С каждой встречей я делала новые открытия о разных гранях её натуры. «Подожди, Катя, о тебе писать ещё рано. Я мало знаю!». Предвидела новые сюжеты. Приводила гостей. Отдыхала в её мастерской и московский профессор В.В. Галишникова, выпускница СПИ, в ожидании оформления своего подарка.

Её было нелегко застать на месте. Для желающих у входной двери внизу был записан номер телефона. Как оказалось, Катерина – человек очень занятой. Она успевала выполнять несколько видов деятельности в ТСЖ, обслуживая две пятиэтажки, не гнушаясь никакой работой. Легко могла вымыть полы в подъездах, лазила по крышам и подвалам, готовясь к отопительному сезону. Вела бухгалтерию и находила вовремя нужных мастеров-сантехников и слесарей. За мои короткие наезды в Хвалынск многие люди говорили о Кате добрые слова, восхищаясь её кипучей натурой. Мама троих детей, имея образование специалиста по дошкольному воспитанию, она ещё нянчила детей, своих внуков и чужих. Попутно занималась неотложной работой. Могла сменить колесо в автомобиле, выполнить мелкий ремонт. Лихо водила авто и успела впервые привезти в Саратов хвалынских художников на фестиваль «Палитра ремёсел» в сентябре. Рассказала, как готовилась к выставке чужих работ, их было маловато, и тогда вдруг решила написать свою. И сделала. Я видела Катину картину. Удачную весьма.

Дочь врачей, она искрилась талантами. Красивая женщина, Екатерина переживала и личные трагедии, но никогда не унывала. Мы успели выстроить планы и распределить обязанности между художниками по реализации её замысла о творческой мастерской «Эксклюзив». Смогла ли она поделиться этим с друзьями, и как они восприняли эту идею? Не успела узнать...

Мой смешной августовский «Осёл» ей понравился: «Он так на меня смотрит!». Постеснялась оставить его в мастерской.

Мы были в Хвалынске 5-6 ноября, но Катя не отвечала на письмо, не встретились. И вдруг это сообщение в воскресной соцсети: «Катя Матрёнина. на Небесах, похоже, мало весёлых…».

Художник Василий Степанов откликнулся первым: «Весь Хвалынск знает Катю, всегда весёлую, всегда в работе, всегда за рулём. Ртуть не так подвижна, как этот неугомонный человек».

Журналист Галина Перекальская: «Я не могу поверить, что её больше нет. Мы осиротели».

Поэт Елена Пономарёва: «Вот это новость – ошеломляющая! Царства Небесного новопреставленной р.Б. Екатерине».

И я не верю... Мы все обеднели на целую Вселенную, хвалынцы и саратовцы. И деревня Лебежайка в 40 км отсюда, знавшая Катю юной задорной воспитательницей детского сада. Детище Катино, багетная мастерская, осталась с закрытой дверью… Очень надеюсь, что хвалынские мастера смогут продолжить дело Матрёниной — создание Объединения местных художников, с постоянными выставками и творческими встречами. Мы, саратовцы, готовы помогать всячески и участвовать в экспозициях.

Сегодня тело Екатерины предали земле. Пусть земля будет тебе пухом, Екатерина Славна Матрёнина, добрый человек. Твоя сердечность ещё долго будет согревать наше одиночество. Мир твоей Душе.

 

Елена Игошина, фото Василия Степанова и автора

  • Просмотров: 1192

Яндекс.Метрика