Сергей Перепечёнов: в тени арендной коррупции

Власти планируют усилить контроль за сдачей жилья в аренду. Минстрой готовит законопроект для формирования налогооблагаемого рынка частного наёмного жилья. Сегодня до 90% сегмента находится в тени — мало кто из арендодателей платит налоги со сдачи жилья. Новый законопроект будет направлен на повышение прозрачности отрасли, для чего планируется запустить информационную систему учёта договоров найма жилья — эти данные будут передаваться в налоговые органы.

Я много лет будирую в прессе проблему безучётной сдачи жилья в аренду частным порядком.

Казалось бы, государство ещё с 1990-х годов взяла под налоговый контроль всё что можно, но на рынок сдаваемого в наём жилья наложено некоторое табу. До 90% сделок находится в тени, как уверяют нас сами «государственные мужи», в зоне ответственности которых оказываются миллиарды недособранных в бюджеты рублей. Не странно ли всё это? При том, что именно у представителей властвующей элиты в активах находится тысячи квадратных метров жилой недвижимости, в которую они максимально выгодно вкладывали свои заработанные непомерным трудом средства. Необлагаемая налогами недвижимость создала условия для тридцатилетнего становления и процветания самой прибыльной ренты. Компанейские мероприятия по «учёту, контролю и эффективному использованию» сдаваемых в аренду квадратных метров периодически проводились по городам и весям страны. Года два-три назад при рейде участкового и «опщественности», помнится, нашли в Саратове несколько недобросовестных собственников, и всё затихло, как и ничего не было...

Но, это всё интересы государственные. В своих же многотрудных виршах я пытаюсь привлечь внимание читателей к несколько иному аспекту этой интересной темы. Во многих МКД до 50% жилых помещений сдаются квартирантам — это и в старых домах с квартирами-коммуналками, и в более современных, вплоть до элитных. Когда подвижники говорят о жилищном самоуправлении и пытаются на практике создать зону доверия на законодательной основе Жилищного кодекса РФ в конкретных домах, то нередко все их потуги оказываются изначально тщетными, потому что значительная часть живущих в доме людей — квартиранты. Сведения о собственниках для соседей по дому, подъезду и даже по лестничной площадке засекречены. Кто живёт рядом — мы зачастую не знаем. Я живу в старом доме с квартирами-коммуналками с 16-ю собственниками, из которых только шестеро живут постоянно, годами. Остальные — неизвестно кто, но и они не живут, а сдают свои комнаты квартирантам. Естественно, без налоговой нагрузки и без элементарно-порядочного отношения к соседям. Собственники квартирантов не представляют соседям тех, кому сдают комнаты в наём — сегодня здесь «гостили» одни, через месяц-другой новые люди... Нередко им не до каких-то сложившихся традиций и норм поведения в общежитии, и уж тем более плевали они на любые мероприятия, без которых дома и их обитатели иногда просто не могут выживать — складчина на несложные ремонты, субботники, совместное написание жалоб и обращений...

То есть, на мой взгляд, нужна не только налоговая политика государства-мздоимца, но и заинтересованность муниципалитета в становлении дееспособного самоуправления на доверии, начинающегося с МКД, кварталов, микрорайонов, избирательных участков и округов. Здесь всё должно быть легко просчитываемо и открыто для любого жителя, желающего знать доходную и расходную часть городского бюджета.

И, безусловно, доля муниципалитета в государственном налогообложении аренды должна быть значительной.

Больше того, в таких крупных городах как Саратов нужна двухуровневая система МСУ (город-округ), и именно нижний (районный), самый близкий интересам избирателей, налогоплательщикам из предпринимателей, жителей собственников и квартирантов уровень, должен быть адресным, учитывающим каждый рубль общественных средств, максимально открытым для участия в проектировании бюджета. Бюджет города и его территорий— это общественный продукт согласованного участия разных категорий жителей. Договорные отношения по аренде жилья и должны стать одной из статей дохода округа (муниципального района). Только так от этого налога может быть реальная польза. В государственной казне, как и все прочие, эти средства обезличатся — ведь так никто десятилетиями и не замечает, что 90% средств от сдачи жилья в наём находятся в «тени». Будто эту тень создали сами арендаторы, а не законодатели и чиновники...

Кому-то ведь тень нужна, чтобы мы с вами оставались жить и дальше в беспросветной тьме...

 

Сергей Перепечёнов