Елена Игошина: забот полон рот, а перекусить нечего

Фестиваль «Театральное Прихоперье» ярко открылся в Балашове неделю назад и будет звучать до 20 сентября. Праздник высветил ещё одно значимое событие - реконструкцию усадьбы Нарышкиных и приспособление её под Всероссийский фестивально-театральный центр. Театрализованная презентация выставки прошла в парке у театра.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Стоило Петру I впервые в истории русского царства отъехать с посольством за границу, как восстали стрельцы. Бунт был подавлен, а верные люди – одарены, в том числе, землями по Хопру. Прихопёрье из рисковой зоны становилось культурной областью России благодаря развитию барских усадеб, принимавших известных людей империи, музыкантов, литераторов, художников, учёных.

Так, усадьба «Раздолье» в селе Пады Балашовского района создавалась дядей Петра I, Л.К. Нарышкиным, и укреплялась его потомками. Хопёр был судоходным, рыбы и зверья водилось вдоволь. Храм Покрова Божьей матери в имении не уступал балашовскому храму Михаила Архангела. Была заложена участковая больница с родильным домом, метеостанция, механизировалось хозяйство. Маслобойный завод и мельницы на турбинах помогали сбывать собственные продукты в переработке. Народный дом с театральным кружком и лекциями развивал население. Земское народное училище и сейчас служит школой. Богатый парк был заложен первым владельцем и цел по сей день.

После революции имение было конфисковано, но долго ещё сохранялось, постепенно ветшая. Оно служило нуждам нового государства, было госпиталем и санаторием. Поместье Нарышкиных в 1990-е годы как памятник республиканского значения было отчуждено от санатория. От роскошного дворцового ансамбля из местного кирпича осталось одно здание.

Историю села рассказывала нам М.И. Доронина, учитель истории, создатель и хранитель сельского краеведческого музея, во время похода на байдарках по Хопру. Тогда, в 2003 году, ей было 72 года. Руководитель водного похода, профессор СГУ и краевед В.И.Игошин много лет собирал факты освоения и развития Прихопёрья. Итогом кропотливой работы в 2022 году стала красочная книга «По волнам Хопра и памяти», экземпляр которой вместе с документальной книгой «Жизнь прожить – не поле перейти» мы успели подарить по его просьбе Краеведческому музею г. Балашова.

Золоту — старости нет, родине — цены нет. А постройкам цена есть. В 2020 году по инициативе председателя Государственной думы РФ В.В. Володина начались работы по реставрации уникального памятника истории и культуры федерального значения. Говорят, что было выделено 91,7 млн. рублей на реставрацию женского корпуса. Пётр I за словом в карман не лез, любил, чтоб дело спорилось: «Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зрящно не засорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю». Саратовское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры выяснило, что нанятые реставраторы ООО «Таласса» уничтожили одноэтажную часть здания, остались лишь кирпичный фундамент и печь. Управление Минкульта РФ по ПФО подало иск о привлечении ООО «Таласса» к административной ответственности, а суд оштрафовал подрядчика на 100 тысяч рублей. Глупому Авдею наколотили шею…

В тендере Минкульта РФ на доработку проектной документации по реставрации усадьбы в Падах победило ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», которое 74 года занимается проектами реставрации и приспособления ОКН, считается старейшей в России. В числе их работ: реставрация древних зданий Московского Кремля, храма Василия Блаженного, московских и подмосковных усадеб Кузьминки, Абрамцево и других. Заявлено, что они выполняют стереофотосъёмку методом лазерного сканирования территории, фасадов и интерьеров, обследуют инженерные системы и коммуникации, строительные и отделочные материалы, разработают эскизный проект реставрации. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит. Хочется верить, что надзор за реконструкцией будет строгим.

А Всероссийский фестивально-театральный центр совместно с санаторием «Пады» представил грандиозные планы: творческие фестивали, тематические семинары и форумы, семейные театральные выходные с показом спектаклей из репертуара Балашовского драматического театра, близлежащих театров Прихоперья и посещением музейно-выставочных проектов центра. Готовятся тематические смены в детском оздоровительном лагере для участников детских творческих коллективов, туры выходного дня с проживанием и питанием в санатории.

В день открытия фестиваля мы, конечно, дошли до берега реки, поклониться батюшке-Хопру. Солнце сияло сквозь кудри облаков. Неспешно текла вода по древней ледниковой морене. Григорий Балашов в бронзе с Борисом Пастернаком на фреске были нам спутниками на пустой обновлённой набережной города.  На центральной улице шумел праздник. Улыбались люди.

Сентябрьским вечером в театре мне вспомнились строки А.Блока:

«Гроза прошла, и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом…

Ещё трава полна прозрачных слез,

И гром вдали гремит раскатом».

Зал был полон, артисты театра Моссовета парили над сценой, зрители внимали, затаив дыхание. Дамы не скрывали слёз. Зрители кричали «Браво!». Это был Театр с большой буквы. Слава Петру I, с него тут всё началось.

Малиновый закат провожал нас в Саратов. Проектов громадьё осмысливали поражённые гости. И так хотелось верить, что мы сами сможем увидеть восстановленную усадьбу в Падах и принять участие в работе фестивально-театрального центра! Благодарим Министерство культуры Саратовской области за организацию пресс-тура.

 

Елена Игошина,

фото из книги В.И. Игошина о Падах,

фото Алисы Серебрянской о Балашове

  • Просмотров: 953

Яндекс.Метрика