Татьяна Крылова: «Пётр Первый» на саратовской сцене

 

Масштабное, грандиозное, эффектное и зрелищное историческое полотно — опера Андрея Петрова «Пётр Первый» стала совместным проектом «Благотворительного фонда им. Л.В. Собинова поддержки и развития музыкального театра» и ГАУК « Саратовский академический театр оперы и балета», при поддержке Министерства культуры РФ. Премьера

оперы состоялась 1 октября 2022 года. В спектакле идёт речь о том периоде жизни царя, который предшествовал строительству Петербурга. То есть, самодержцу на сцене от 17-ти до 31 года.

Визуально спектакль сказочен и фантастичен (художник- постановщик Сергей Новиков из, что примечательно, Санкт-Петербурга), но историческая правда в нём есть: при работе над оперой композитор А. Петров изучал исторические документы: письма, дневники, указы царя Петра I (в его роли Заслуженный артист РФ Дмитрий Соловьёв).

Спектакль разноплановый, в нём несколько взаимосвязанных сюжетных линий: тема патриотическая, тема царя как человека, тема духовная. Просматривается и романтически-мистическая линия, в образах Богоматери, Юродивого, да и самого Пётра в детстве (играет ребёнок — Тихон Захаров).

Музыка сложная, как и модно в современности, в сложности этой рождаются точные, эмоциональные трактовки персонажей и событий.

Спектакль выглядит не по-оперному, не традиционно, а кинематографически — быстро меняются декорации и мизансцены. Спектакль состоит из пролога и десяти фресок, которые как кадры киноплёнки отображают жизнь, деяния и чаяния царя.

Режиссёр-постановщик, в предыдущих постановках активно использовавший видео, в данной постановке полностью отказался от него. Нет статичных, застывших сцен: люди, предметы, декорации — всё в движении.

Необычный, эффектный свет: художник по свету Е. Чернощекова.

Для спектакля пошиты роскошные костюмы. Хор бесконечно переодевается, изображая то народ, то петровское войско, ещё стрельцов, монахов, голландцев, придворных дам.

Режиссёр-постановщик (лауреат Международных конкурсов Павел Сорокин из Ростова-на-Дону) неистощим на выдумки и оригинальные идеи, герои у него задуманы яркие, самобытные, вне шаблона.

Основополагающий элемент сценографии — шестиметровая голова, как бы отрезанная от Медного всадника Фальконе, которая периодически трансформируется, делясь на четыре части. Огромный арт-объект постоянно видоизменяется подобно Протею, становясь то единым целым, то раздвигается, преобразовывая сцену своими разрозненными частями, то из этой головы как из портала появляются персонажи или исчезают в ней, покидая сцену. Эта голова как визитная карточка города на Неве, кажется, весьма органично вписалась в атмосферу саратовского театра и, надеюсь, обоснуется на ней надолго. Более оригинальной сценографии сложно себе представить.

Полна впечатлений, после спектакля я спросила у Сергея Новикова: отчего столь повышенное внимание уделено этой голове? Сергей ответил, что все смелые замыслы, идеи преобразований зародились именно в голове, в мыслях царя. Художник-постановщик рассказал, что осознанно придерживался при изготовлении костюма канонических, исторических образцов. При моделировании одежды к спектаклю он изучал сохранившиеся портреты реальных людей, о которых идёт речь в опере.

Так что если вы хотите увидеть зрелище, где огромная голова самодержца взирает на артистов и зрителей подобно египетскому сфинксу, то поспешите в театр!

Дирижёр-постановщик — лауреат Государственной премии РФ, Народный артист РФ Юрий Кочнев.

Режиссёр — Михаил Музалевский.

Шикарный спектакль с сильной в профессиональном плане оперной труппой, единственный недостаток которого — нехватка пространства, теснота и скученность (новая сцена оперного театра невелика). Ну что же, будет повод посмотреть спектакль ещё раз, уже в историческом здании оперы после его ремонта, на большой сцене.

Материал подготовлен специально для Благотворительного фонда им. Л.В. Собинова поддержки и развития музыкального театра.

 

22 фото Армена Осипяна