Татьяна Крылова: вновь призрачны узы Гименея

Вариация на тему извечных мужских страхов, которые гениально описаны в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, вновь на саратовской сцене: театр драмы для детей и молодёжи «Версия» представил свой вариант бессмертного произведения. Премьера этой «Женитьбы» состоялась 23 февраля 2022 года. В поздний период жизни Н.В. Гоголь — аскет, затворник,

человек с неустроенной личной жизнью, испытывающий фобию «испепеления» из-за нахлынувшей любви, 9 лет работал над пьесой, которая в первоначальном варианте называлась«Женихи». В окончательной редакции произведения появился введённый в него мотив страха перед переменами и боязнь ответственности. Современники пьесу не поняли, она опередила своё время и по достоинству была оценена только советским и постсоветским театром.

Проработка автором образов героев — образчик сатиры. Например, скучающая домоседка Агафья Тихоновна (В. Домникова) поверхностна и невежественна. Недалёк и нерешительный, зависимый от мнения посторонних Подколёсин (А. Демидов). На их безвольном, инфантильном фоне выигрышно смотрятся образы энергичных, волевых и хитрых Фёклы Ивановны и Кочкарева, в виртуозном исполнении Т. Чупиковой и А. Овчинникова. Конечно же, присутствует в пьесе обличение нравов общества, корыстного мотива при выборе. Прекрасен «парад» женихов перед невестой: И. Абрамович, Ю. Лапшин, А. Титов, В. Кабанов.

Костюмы в представлении художника-постановщика Ю. Наместникова изысканны, сочных оттенков, с тщательной проработкой деталей.

Интересна сценография спектакля, когда множество открываемых и закрываемых дверей трансформируют пространство сцены. Во втором действии интересна идея с манекеном, на который надето пышное свадебное платье (когда его уносят, у меня появилось ощущение пустоты и несбывшихся надежд).

Режиссёр-постановщик В. Сергиенко искусно работает с символами и подтекстами. Сладострастное объятие Подколёсином манекена, с которого снято белоснежное платье, видится как символ невозможности любить реальную женщину из-за паники перед надвигающейся на него катастрофой — необходимостью жениться. Но Гордиев узел вновь будет разрублен, молниеносный прыжок в окно — и наступит свобода для героя!

Финал спектакля — необычайного эмоционального напряжения и глубины. После фатального бегства-бунта Подколёсина, сорванная с Агафьи Тихоновны фата водружена на голову Дуняшке (Е. Серебренникова), и та со странной улыбкой начинает строчить на швейной машинке (возможно, приданное?). Значит, печальная история эта — вне времени, и может повториться вновь, уже с другими персонажами...

В роли Арины Пантелеймоновны — Е. Смирнова.

Степан — Ю. Ридель.

 

32 фотографии Армена Осипяна