Игошина Елена: семь нот и слово

Пресс-конференция перед открытием I Межрегионального фестиваля хоровых коллективов «Пушкин в музыке» 24 мая в Саратове.

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, Но и любовь – мелодия…», - А.С. Пушкин. 

Саратовская областная филармония собрала в Камерном зале журналистов на пресс-конференцию, посвящённую открытию фестиваля. Грандиозная задумка организаторов осмыслить явление слова и звука, показать красоту единения стихов и музыки в исполнении хоровых коллективов впечатляет. Начало празднеств назначено на 24 мая, и освящено именем великого русского поэта неслучайно.

В этот день ежегодно отмечается День славянской письменности и культуры. Начало тому было положено ещё в 1863 году Русской церковью как дань памяти святых Кирилла и Мефодия, создателей письменной азбуки. Сегодня это единственный в нашей стране церковно-государственный праздник, возвеличивающий наследие традиций славянской культуры. А.С. Пушкин смог донести красоту и выразительность русской народной речи до государственных высот. «Слово несёт в себе Мысль о Мире… музыка же несёт Чувство, Ощущение, Душу мира. Вместе они образуют Истину мира», - сказал Г. Свиридов, автор концерта для хора «Пушкинский венок» (1979 год).

Любимый детьми и взрослыми, автор сказок, стихов и прозы понятен и прост, язык его произведений ярок и выразителен. Между тем духовный его подвиг не всегда осознаётся современным читателем. «Таково было великое задание Пушкина: принять русскую душу во всех её исторически и национально сложившихся трудностях, узлах и страстях; и найти, выносить, выстрадать, осуществить и показать всей России — достойный её творческий путь, преодолевающий эти трудности, развязывающий эти узлы, вдохновенно облагораживающий и оформляющий эти страсти», – сказал русский философ И.А. Ильин.

Участникам пресс-конференции представили членов жюри II журналистского конкурса «Консонанс» на лучшее освещение событий фестиваля. С анонсом фестиваля и конкурса выступила Анэта Николаева – директор Саратовской областной филармонии имени А.Шнитке. В её словах «Семь нот и слово» я услышала основной девиз фестиваля. Николаева сделала краткий обзор программы фестиваля и выступающих коллективов.

«Больших трудностей в организации фестиваля не было, - сказала директор филармонии - Ведь у желания – 1000 причин!».

Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Саратовской области. Проект был одобрен в декабре 2021 года.

«Наверное, сложно было собрать коллективы в конце мая. Приглашения отправлялись на имя руководителей края или области. Прислушивались к их рекомендациям. Не так много профессиональных хоров в Приволжском федеральном округе… Финансовая составляющая не позволила принять желающих из всех регионов. И принять большой коллектив непросто, численность ограничивается до 30-35 человек».

Главное отличие этого фестиваля от других многочисленных музыкальных событий страны в том, что здесь участвуют только коллективы ПФО. Будут звучать национальные песни как старинные, так и современные (впервые в Саратов приедут капеллы из Чувашии и Мордовии). Национальные коллективы будут петь на своём языке произведения А.С. Пушкина. В фольклоре и классике речевые различия будут объединяться поэзией основоположника и музыкальным языком. «Ведь основная идея фестиваля – музыка и слово! - подчеркнула Анэта Николаева, - Людям необходимо общение, новый опыт, знакомство с культурами других регионов… У нас есть театр Лицовой, и многие будут рады пообщаться именно с Людмилой Викторовной. Приглашаем соратников раскрыть свои тайны, и пусть возьмут наши идеи. Как говорит Лицова, хоровые бациллы надо распространять!».

Она пригласила всех на концерты в ГПКиО имени М. Горького. Выбор места связан с доступностью для горожан без оплаты, на свежем воздухе приобщиться к важному культурному событию. «А за погодой будем обращаться в Небесную канцелярию!» - пошутила Анэта Викторовна. И представила идейного вдохновителя I журналистского конкурса «Консонанс» Елену Лапшину.

Специалист по связям с общественностью филармонии Елена Лапшина поделилась яркими впечатлениями от прошедшего "Транссибирского арт-фестиваля", где «был весь цвет музыкальной журналистики» страны. Знакомство с авторами, их проектами дало толчок к созданию нового литературного конкурса: «Так родился «Консонанс», что значит гармоничное, благозвучное звучание». Впервые он был проведён в рамках международного конкурса виолончелистов имени С. Кнушевицкого. Лапшина выступала очень выразительно и, напутствуя журналистов, напомнила: «Чтобы сделать мир лучше, не надо бороться с темнотой, надо включать свет!», ведь «Можно смотреть под ноги и видеть грязь, а можно смотреть вверх и слушать пение ангелов».

Юлия Медведева – лектор-музыковед филармонии приветствовала знакомых и новых участников конкурса. Она отметила, что «этот год потрясающе богат на фестивали». Обращаясь к журналистам, она призвала получить положительные эмоции от звучания русской речи: «Не бойтесь облекать свои эмоции в слова от состояния восторга после концертов. Нам очень важно и дорого увидеть, услышать и прочитать их! Ждём с нетерпением ваших работ и чудесных эмоций. Это приятный и дорогой опыт».

Председатель жюри конкурса, доктор искусствоведения, проректор по научной и международной деятельности, профессор кафедры истории музыки СГК имени Л.В. Собинова - Ирина Полозова, заметила, что фестиваль проводится не на пустом месте, и его тематика очень важна для Саратова:

«Во-первых, у нас есть выдающаяся школа хорового дирижирования и хорового мастерства, одна из лучших в стране. Мы сами можем показывать высокий уровень, и спасибо организаторам за приглашение других коллективов – это добавит ярких красок…Во-вторых, у нас есть традиционная школа журналистики, начиная с XIX века, и практика освящения событий в музыкальных журналах. С начала XX века это выдающийся И.В. Липаев, он пропагандировал на самых разных площадках, включая издание Московской государственной консерватории.

(Справка для наших читателей: Иван Васильевич Липаев в 1912—1921 годах вёл класс тромбона и истории музыки в Саратовской консерватории (с 1917 года — профессор. С 1885 года регулярно выступал в газетах и журналах «Новости дня», «Театр и жизнь», «Русский листок», «Театр, известия», «Театрал», «Театр и искусство», «Музыка и жизнь, «Саратовский листок» (1913—1917), «Рабис» и др. с историческими и публицистическими статьями, биографическими очерками. Издатель и редактор журнала «Музыкальный труженик» (1906—1910), «Оркестр» (1910—1912). В 1896—1917 годах — постоянный корреспондент и сотрудник «Русской музыкальной газеты»).

В-третьих, это имя Пушкина – родоначальника классического русского языка». ("Что он [Пушкин] для нас? Великий писатель? Нет, больше: одно из величайших явлений русского духа. И ещё больше: непреложное свидетельство о бытии России. Если он есть, есть и она. И сколько бы ни уверяли, что её уже нет, потому что самое имя России стёрто с лица земли, нам стоит только вспомнить Пушкина, чтобы убедиться, что Россия была, есть и будет", - вспомнилось мне высказывание Д. Мережковского – Е.И.).

И.В. Полозова поздравила организаторов за такую замечательную идею и пожелала успехов участникам конкурса журналистов, обращая на это особое внимание пишущей молодёжи и студентов.

Журналисты задавали вопросы о перспективах развития фестиваля. Анэта Николаева пояснила, что мысли об этом у организаторов есть: «Можно, создав основу, создавать конкурсы для начинающих и опытных хоровых коллективов, а на фестиваль приглашать победителей».

Следом начинался концерт, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Исполнители: театр хоровой музыки Саратовской филармонии имени А.Шнитке. Художественный руководитель и дирижёр – Заслуженный деятель искусств России Людмила Лицова.

Я же вечером поинтересовалась, какие произведения Александра Сергеевича положены на музыку для хоров. Их много. Именитые композиторы старались быть созвучными слову гения, напитанного народным духом: П. Чесноков, Р. Щедрин, П. Чайковский, А. Даргомыжский, Н. Римский-Корсаков, С. Танеев, Н. Ладухин, А. Аренский, А. Гречанинов, М. Анцев, А. Егоров, Н. Мельников, А. Новиков, Р. Бойко, С. Слонимский, В. Калинников, В. Шебалин, Ю. Фалик, С. Екимов, А. Фёдоров…

Сам А.С. Пушкин говаривал, что есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая — от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.

Пожелаем участникам конкурса журналистов прожить I Межрегиональный фестиваль хоровых коллективов «Пушкин в музыке» прочувствованно осмысленно, а всем зрителям и слушателям – успокоения в прикосновении к Вечному искусству и гордости от осознания себя русскими.

«Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека — вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине», - присоединяюсь к словам великого композитора Георгия Свиридова.

2 фото автора

  • Просмотров: 1353

Яндекс.Метрика