Алиса Серебрянская: принцесса цирка. Закулисье

Когда люди узнавали в детстве моё имя, то

обычно восклицали: «Алиса в стране чудес!». И вот сегодня я туда попала. Волшебным образом скользнула за кулисы цирка – в неведомый мир. И потерялась в красках и запахах. В тесноте и суете, шурша необъятными юбками-каруселями, готовились к выходу недосягаемые принцессы с кораблями и мордами коней в пышных причёсках времён Екатерины Великой. За ними возвышались петровские гренадёры. Прямо рядом со мной ходили туда-сюда красавицы в нарядных платьях и трико. Промелькнула Оксана Нескладная, очень даже ловкая. А клоунесса Скрипа оказалась общительной и нежной Ольгой. Малышки-гимнастки весело говорили мне: «Не бойся, мы не кусаемся!»  Вот Кристина из Луганск, после 8-летних обстрелов с запада девочка приехала в Россию побеждать в международном конкурсе. В своём выступлении она показала страдания, которые пережили люди на востоке Украины.  Выступила она отлично, видно, что много тренировалась.

Администратор манежа говорил по-английски с венгерскими артистками. Я робко спросила его, как можно взять интервью у Алисы Нестеровой. С первого взгляда я восхищалась её красотой и мужеством в работе с хищными животными. После её выступления кинулась к Алисе – очень хотела попасть в клетку к тиграм, та обещала вернуться после кормления зверей. И вернулась, обняла с тёплой улыбкой, как будто не устала – это было её второе выступление за день. Сама позвала к вольерам. Конечно, я помчалась вприпрыжку. Алиса очень любит животных. Она работает с собачками с 10-ти лет, а с тиграми – после 20-ти. Её папа Сергей Нестеров с детства приучил дочь заботиться о животных. Всё свободное время – а его нет! – или рабочее время Алиса с мамой Еленой проводят вместе с питомцами. Это их большая семья.

Всего тигров шесть, Алиса различает их по полоскам и по характеру. Он у всех разный. Алиса сказала: «У тигров бывает 4 периода и способа поведения, это их природа. Бывает розовый период влюблённости, затуманенный взгляд. Тут не до работы. Бывает период агрессии, но тигры не виноваты, так играют гормоны. Я их понимаю. Оставляю в покое. Иногда они ленятся, капризничают. Как, например, сегодня тигрица встала и ушла с манежа.  (А зрители подумали, что так было надо). Или наоборот, очень работоспособны и всё выполняют на раз, по два пируэта подряд». Тигр Еремей любит вставать и петь, что Алиса всегда использует на выступлении. А тигр Котя с детского возраста тянулся к ней за вкусняшками, и лизал в лицо. Алиса использовала это в номере с поцелуем.

Она рассказала, что не наказывает животных за проступки, а направляет, - и в этом помогает мама Елена как ассистент. Они договариваются с ними, прислушиваются, идут навстречу их желаниям.

«Нужно уважать их природу. Если им комфортно, они переворачиваются на спину, показывая тем самым, что полностью доверяют своему тренеру. На манеже они – полные хозяева, изредка делают одолжение мне, - сказала Алиса, смеясь. – Выступление – это всегда импровизация. Школы дрессуры в России нет, нет лекал, как и что делать. Все животные разные. Обучить дрессировщика можно психологическим понятиям, а задачи «со звёздочкой», на «подумать» он должен решать сам. Не мы их дрессируем, а они - нас. Как надо объяснить ему, донести задачу, чтобы тигру самому захотелось это сделать. Дрессировщик постоянно читает развивающие труды по психологии, изучает вопрос».

Это не дикие тигры, они выросли в неволе, и в семье артистов с детского возраста. Звери, рассказала Алиса, чётко знают свой распорядок дня. У них строгий рацион питания. Любят поесть, примерно 5-8 кг в день нежирного мяса, чтобы сберечь поджелудочную железу. Они пьют морковный сок, едят перепелиные яйца и витамины. Поездки переносят легко, спят, а дрессировщики проверяют их самочувствие каждые 4 часа. После трудного переезда им дают филе без косточки. По понедельникам – разгрузочный день, тигры пьют молоко. Иногда едят сено для очистки желудка, как моя кошка – траву. Работают обычно два дня в неделю, в детские каникулы получается чаще. Они это терпят. Алиса называет их котиками и говорит, что любит за индивидуальность и естественность. Они честные, в отличие от некоторых людей, никогда не скрывают своих чувств. Ей с ними легко. Я поблагодарила Алису и Елену за тёплое общение и с грустью удалилась.

В компании артистов у гримёрок места не прибавилось. Подходили новые люди, и моя коллекция автографов пополнялась. Проблема была в том, что на глянцевую поверхность шикарного каталога плохо ложилась шариковая ручка, в нём не предусмотрена белая чистая страничка для надписей, а тёмный фон фотографий артистов не проявлял автографы, автографы тонули в черноте.

Вот наконец-то огромные верблюды качнули горбами где-то в вышине. Поблизости они оказались совсем большими, и где-то вверху грациозно восседали стройные наездницы в чадрах.  Их держали под уздцы погонщики с лицом, закрытым куском ткани. Всё происходило так быстро, что я еле успела подбежать к прекрасной Вергине Акопян в белоснежных одеждах.

Вергине вздохнула устало, скинула широкую накидку, собралась, и, улыбнувшись, без лишних слов сама повела меня к верблюдам!  Она – дочь знаменитых дрессировщиков Тиграна Акопяна и Надежды Важдаевой. Руководит коллективом «Восточные фрески» всего как две недели. Она открыла дверцу вольера, и большая морда белого верблюда потянулась неспешно ко мне. Его зовут Богатырь. Это её верблюд. Спокойный, как я заметила, и, как сказала Вергине, любопытный, ему всё интересно, он любит выступать на сцене. Ему нравится публика, и он любит аплодисменты. За животными ухаживают молодые ребята, помощники, кормят их и убирают стойла. А Вергине и артистки её труппы подкармливают их после выступления, а перед выступлением чистят от опилок и расчёсывают. Верблюды аккуратно подстрижены, их шерсть блестит, копыта плоские, а ноги длинные. Они не любят, когда трогают за уши, а вот погладить и почесать шею и горб дают с удовольствием.

Нового участника коллектива, молодого верблюда Мартина, четвёртого в караване, они все вместе выкармливали из соски молоком с 7-ми месяцев после того, как от него отказалась верблюдица. Как последствие этого, горбы остались совсем небольшими и уже не вырастут. Мамы нужны всем... Вергине сказала: «Верблюд считается взрослым после 5-ти лет. Они из Калмыкии, домашние. Все животные поначалу осторожно относятся к дрессировке, это естественно. Мы их ни к чему не принуждаем. Ничего чуждого их природе мы им не предлагаем на выступлении. Стараемся поддерживать их естественную жизнь. У них есть вожак, и за ним ведомые всё повторяют». Вергине называет их детьми. Она ответила на мой вопрос, что роскошные и на вид очень дорогие костюмы им шьют мастера, но все артисты, и она, конечно, участвуют в их разработке.

Поговорив с двумя дрессировщицами животных, искренне любящими своих питомцев, уважающих их природу, понимающих их характеры, я уже вечером задалась вопросом: почему же тогда детей человеческих воспитывают зачастую с криками и оскорблениями их достоинства? C рукоприкладством и жестокостью… Что, дети глупее животных, или взрослым не интересен их внутренний мир, или дети не дадут сдачи, как это может сделать тигр и тот же милашка верблюд, от удара задней ноги которого можно улететь далеко за барханы. Вот бы такие дрессировщики были учителями!

А в цирке было здорово! Все артисты с удовольствием давали автографы и общались свободно, что меня сильно удивило. Они – такие известные, и такие естественные, другие, чем на сцене. Внимательные, не пугливые, а открытые, любят свою работу. Я это почувствовала за кулисами.  Они любят то, что они делают. Артисты гордятся этим и не хотят останавливаться на достигнутом. Приехали на фестиваль из разных стран, они разных наций и дружески общаются. Не побоялись санкций, и я отметила сатиру и юмор в тему современной ситуации в мире в шутках ведущего Эдгара Запашного. А он – известный дрессировщик и понял жизнь. Цирк объединяет людей, как артистов, так и зрителей. Я счастлива полностью! Теперь с нетерпением буду ждать конкурса «Принц цирка».

 

17 фото и 1 видео автора

  • Просмотров: 999

Яндекс.Метрика