Татьяна Крылова: брат — тиран, друг — деспот

Вновь в Саратове проводится V Всероссийский театральный фестиваль имени Олега Янковского, организованный Министерством культуры Саратовской области и Саратовским государственным академическим театром драмы имени И.А. Слонова. Торжественное открытие состоялось 24 октября 2022 года на Большой сцене театра драмы. В этот вечер

гостем фестиваля стал Театр Наций (Москва) со спектаклем «Страсти по Фоме» по повести Фёдора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».

История одного тирана и самодура, человека гадкого, ничтожного, мелкого — Фомы Опискина, предстала на сцене перед саратовскими зрителями. Спектакль подводит к раздумью над истоками желания унижать и унижаться. Раболепно уничижаются перед наглым Фомой Фомичём, страстно и нетерпеливо жаждущим похвал и отличий, люди неглупые. Они искренне считают, что «в Степанчиково один учёный: Фома!».

Как не вспомнить Сенеку с максимой «Нет рабства позорнее, чем рабство добровольное!». Об этом зашёл разговор с одной из ярчайших звёзд, задействованной в спектакле, Заслуженной артисткой России Анастасией Светловой (подтверждение этой «звёздности» — зрительская любовь: после каждой её сцены в зале вспыхивал смех и аплодисменты). Большой смелости в профессии актриса научилась у своего педагога по мастерству актёра, Народной артистки СССР В.А. Ермаковой. Во время пресс-подхода перед спектаклем я спросила А. Светлову её мнение по поводу того, что нам предстоит увидеть на сцене. Анастасия сказала: «Не надо так очаровываться... Надо себя любить, тогда всё встанет на свои места». Это она про повальное увлечение почти всех героев пьесы недалёким приживальщиком Фомой, теоретиком различных добродетелей, который вошёл в образ мученика и ловко дурачил семью своих благодетелей и стал впоследствии тираном. Эдакий Тартюф, только на русский манер.

В роли Фомы Опискина — Народный артист России Авангард Леонтьев.

Режиссёр спектакля и автор инсценировки Евгений Марчелли (дважды лауреат премии «Золотая маска»). Режиссёрский почерк Е. Марчелли легко узнаваем: провокационные моменты в классической постановке, акцент на яркую сексуальность героев (Настенька и Сергей Александрович так вожделенно смотрят друг на друга, когда безумствуют другие персонажи! Их флирт показался мне способом психологической защиты от склок и разборок окружающих). А ещё: война как форма жизни героев, скандал как способ сделать ярче серые будни, потеря смысла жизни людьми, когда затихает эта междоусобная (между персонажами пьесы) война. Недаром часто в мизансценах персонажи кричат и не слышат друг друга!

Сценография и костюмы — Екатерина Джагарова.

Кстати, в спектакле занят ещё один саратовский артист: Владимир Калисанов. Ныне Заслуженный артист России, выпускник курса профессора В. Ермаковой, ранее — артист Саратовского театра драмы (во время художественного руководства театром А.И. Дзекуна).

На открытии фестиваля присутствовала министр культуры Саратовской области Н.Ю. Щелканова, в речи со сцены театра она поздравила зрителей с юбилеем самого молодого из саратовских фестивалей (пятилетие!), а также зачитала письмо министра культуры РФ Ольги Любимовой.

 

26 фотографий Армена Осипяна

  • Просмотров: 1294

Яндекс.Метрика