Елена Игошина: картины Алексея Чусляева в выставочном зале «Земское обозрение»

Тепло встретили гости и постоянные участники вернисажей в издательстве «Земское обозрение» художника Алексея Чусляева. Знакомые виды старого города, Троицкий собор, саратовская набережная – пленэрные работы залиты солнцем, наполнены воздухом, радуют глаз сочностью красок.

Пригласивший мастера Сергей Дворников чётко обозначил свою позицию: он против гиперреализма, цифрового искусства – это фотография. А картины Алексея Чусляева живописны, внешняя простота их исполнения обманчива. Лёгкая рука художника точна в рисунке и пропорции изображаемых зданий и перспективы. Он ищет интересные ракурсы и заново открывает нам давно знакомые уголки города.

Художник-график Владимир Гордиас заметил, что Чусляев как профессионал «знает тайные пружинки, и наш город отзывается в нас». Саратов – нестоличный город, у нас нет таких знаменитых соборов как Нотр-Дам. Но в картинах Алексея нам открываются прекрасные здания. «Идёт борьба в процессе рисунка, встречаются объект и субъект, есть оттолкновение и уход»… В работах Чусляева «есть счастливая распредмеченность, остаётся приятное восприятие. Эти здания и храмы внутри картины посылают нам сигнал, и всё это хорошо и симпатично».

Алексей Петрович рассказал немного о себе. Оказывается, он хотел стать архитектором. Поступил в художественное училище – «а почему не попробовать?», – потом армия и пять лет Строгановки (МВХПУ – Е.И.). В 1991 году «вернулся в Саратов на руины. Тогда и не думал, что за 30 лет Россия станет такой красивой»! Занимался дизайном. Пригласили в СХУ, стал преподавать там за неимением специалистов. Тогда картины Фомичёва и Мерцлина были в любой квартире чиновника. Чусляев попал в Академию художеств Санкт-Петербурга и затем в как-то момент понял, что надо на чём-то остановиться, прибиться к берегу, найти свой стиль. Он много пишет на природе: «вот чисто натурная вещь – Покровская церковь, 2008 год», вот работа 2014 года – «искания какие-то». На выставке представлены 3 волжских пейзажа: «Волга даёт огромные возможности». Алексей немногословен. С улыбкой говорит он, что занимается любимым делом, а сюда попал случайно. На что С.В. Дворников тут же отреагировал: «Случайность – это предопределённая кем-то закономерность».

Алексей Тереножкин отметил, как легко написана Волга, и архитектура в рисунке на высоком уровне.

На открытии выставки присутствовали студенты Алексея Петровича. Они поделились со мной, что практически не видели картин Чусляева «вживую» (что говорит о его скромности). Валерия Гусева «была приятно удивлена, увидев его пейзажи. Лёгкие и чистые цвета создают особое настроение, и открываются новые взгляды на Саратов». Полина Щербакова сказала, что «его работы захватывают, погружают в атмосферу тепла и позитива. Они яркие, всеобъемлющие. Кажется, что они писались лёгким касанием холста. Это делает работы живыми, родными и передающими настроение по отношению к Саратову».

Гость мероприятия Сергей Ермаков поделился впечатлениями от выставки: «Приятно познакомиться вживую с произведениями одарённых мастеров изобразительного искусства и услышать мнение автора о чувствах и эмоциях, заложенных в картинах».

В кулуарах ещё долго продолжалось обсуждение картин, гости делились впечатлениями и в итоге несколько работ были приобретены коллекционерами. Выставочная площадка издательства «Земское обозрение» стала счастливой для многих саратовских художников. Нам очень приятно, что известный живописец Алексей Чусляев тоже стал нашим другом.