Елена Игошина: грандиозная выставка "Александр Родченко. Новое мироздание"

открылась в музее им. А.Н.Радищева. Вы попадаете в XX век с полным погружением в стили советской эпохи. Художественное наследие лидера российского авангарда XX века – Александра Родченко, не изучено до конца и вызывает споры до сих пор. Что мы о нём знаем? Если коротко, он был одним из основоположников конструктивизма,

представителей фотографии Нового видения, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой.

«Высоко над бархатноберетными рембрандтами и пикассами живёт подлинный художник современья – Александр Михайлович Родченко, с девятого этажа наблюдающий и фиксирующий движение и жизнь нового дома и нового мира», - так говорил о художнике Николай Асеев («О новом взгляде на мир». – «Веч. Москва» от 11.VIII.26 г.).

Выросший над питерскими театральными подмостками, вольнослушатель казанской художественной школы (а учителем был сам Николай Фешин!) познакомился на вечере с Владимиром Маяковским, Давидом Бурлюком и Василием Каменским. Заразился футуризмом и в 1915 году переехал в Москву.

Там в это время уже случился «Чёрный квадрат». Родченко познакомился с Казимиром Малевичем, но не был его учеником. На эксперименты Малевича с формой и цветом в живописи Александр в 2019 году ответил серией «Чёрное на чёрном», работая с фактурой поверхности.  Итогом стала жёсткая критика одного коллекционера, сравнившего живопись Родченко с ваксой для сапог.

Не интересуясь философией супрематизма, Александр скоро перешёл к практичности конструктивизма. Под впечатлением от скульптур Владимира Татлина, - тот в духе надвигающегося вместе с «призраком коммунизма» материализма ставил форму главнее содержания, - Александр Родченко начал создавать кубофутуристические картины. С 1915 по 1919 год он играл с формой и стилем. В 1919—1920 годах линии и точки в работах Родченко становятся самостоятельными живописными формами. Долой детализацию, здравствуй логика! В ход идут циркуль и линейка. Множественные линии, вертикальные форматы, скошенные углы работают в его композициях на динамику сиюминутного, главного, определяющего данный момент.  (Для сравнения – К.С. Петров-Водкин, вводя в свои картины диагональные композиции и скошенный горизонт, вписывал сюжет в панорамную картину целостного мира. Вспомнила об этом, узнав, что экспозицию создавала Людмила Введенская, имеющая хвалынские корни).

 В 1921 году художник перешёл к «производственному искусству». Стремительные перемены в общественной жизни требовали плакатов. Он применил технику фотомонтажа и включил в работу ножницы. Фотографии и вырезки из газет и журналов возвращают Родченко к смысловому сюжету.

Время требовало давать бой отжившему прошлому. В чём же состояло новаторство Александра? - В отказе от перспективы, плоскостных решениях, наслоениях фигур в геометрической последовательности. Было дело, некоторые работы он создавал на иконах из разрушенных церквей… Как теперь понимаю, визуальные ужастики из американских мультиков вроде Губки Боба выросли из плаката Александра Родченко 1923 года: «Лучших сосок не было и нет...» (Рекламный плакат для Резинотреста. Текст В. В. Маяковского. Реконструкция В. А. Родченко. 1965 год)

С 1921 по 1924 Родченко работал в Институте художественной культуры (Инхук). Он разрабатывал пространственные конструкции из подручных материалов. Александр с женой делал афиши и обложки книг и журналов, используя фотомонтаж, нестандартные композиции и ракурсы. В 1922 году появляется в 4-ом номере журнала «Кино-фот» портрет Маяковского (фотография из фильма «Не для денег родившийся» в цилиндре) с черепом, детализированным элементами технического прогресса.  (Со смертью шутки плохи, знаем, как поэт закончил жизнь).

В 1924 году Родченко увлёкся фотографией и создал новый стиль, «снимая с пупка». То, что в начале XX считалось ошибкой, - хотя Пол Стренд уже в 1910-е делал похожие вещи - становится в его исполнении трендом. Также Родченко менял угол зрения, использовал диагональные композиции и контрасты чёрно-белых оттенков.

Был ли он первым? Надо понимать, что интернета не было в помине, а Первая мировая война и революции перекрыли контакты художникам, так что многие находки фотохудожников мира стали известны только музейщикам. Нужно поднимать и исследовать материалы, а пока глупо спорить, кто вёл в модернистской фотографии: Ласло Мохой-Надь или Родченко.

Прислушаемся к мнению Игоря Волкова, хранителя в Мультимедиа Арт Музее: «Важен тот факт, что именно он (Родченко - Е.И,) наиболее полно и последовательно в конкретный период времени вобрал в себя главные особенности данного направления — конструктивистской, левой, модернистской фотографии России — выразил это звучно, ярко, так, что его творчество стало символом эпохи и брендом в мировом масштабе. Если спрашивать о представителях российской фотографии за рубежом, первый и, возможно, единственный, кого назовут, будет Родченко. …Для меня, например, интересно, как Родченко настолько концентрированно показал все важные иконические образы, сложившиеся в 1920-е годы в Советском Союзе и во всём мире. Как раз в это время устанавливались каноны, которые в 30-е годы использовались уже практически всеми, притом не только в Советском союзе, но и в Европе, Америке». (https://tatlin.ru/articles/rodchenko_navsegda).

В 1925 году Родченко был включён в состав советского выставочного комитета и командирован в Париж для оформления советского павильона, который строился по проекту Константина Мельникова. В помещении павильона осуществил свой проект интерьера «Рабочего клуба», который по итогам выставки удостоился серебряной медали — как и представленные там же рекламные плакаты авторства Родченко. Этот интерьер вы сможете тоже увидеть в музее Радищева. 

В 1927 году для журнала «Новый ЛЕФ» Родченко включает в обложки палочные шрифты, так рождается типографическая реклама. «Смысл замены (живописи – Е.И.) заключается в том, что снимок – не отражение факта в рисунке, а точно схваченный и зафиксированный факт. Точность и документальность дают такую силу впечатления, какое для живописи и графики недопустимо. Плакат с фотографиями действует сильнее, чем плакат с рисунком на ту же тему». (Родченко А. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма.

.В разные годы он был руководителем, членом «Объединения современных архитекторов». В 1920—1930 годах преподавал на факультетах Вхутемаса-Вхутеина в должности профессора, где  учил студентов стремиться к многофункциональности и выразительности за счёт выявления конструкции предметов. Его кредо — «Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи». В 1930 году был одним из организаторов фотогруппы «Октябрь».

Но тучи сгущались. Авангард выходил из моды. Александр Родченко обвинялся в формализме. В 1933 году ему было поручено оформить номер «СССР на стройке». Для этого он сделал несколько тысяч изображений с открытия Беломорско-Балтийского канала (уцелело 30). Его обвиняли в создании мифа «о благотворном воздействии труда на перевоспитание заключенных». Сегодня, зная лишь приблизительно о количестве жертв, страшно читать его слова: «Меня потрясла та чуткость и мудрость, с которыми осуществлялось перевоспитание людей. Там умели находить индивидуальный подход к каждому. У нас [фотографов] этого чуткого отношения к творческому работнику ещё не было тогда…». Повезло. Но власть умела работать с кадрами. Тогда были организованы поездки делегаций ведущих деятелей культуры, в том числе Мариэтты Шагинян и многих других апологетов нового строя, для прославления правильного курса партии и правительства. На «Беломорканал» прибыл пароход «Карл Маркс» с группой писателей во главе с Максимом Горьким отмечать окончание стройки. Им не показывали расстрелы, истязания, карцеры. Кто-то из заключённых выжил и гораздо позже смог опубликовать свои мемуары.

Да, Родченко вроде бы снова попал в милость. Создатель новой «пролетарской» эстетики делал фотографии физкультурных парадов. Его ли вина, что какие-то снимки в динамике, на мой взгляд, перекликаются с таковыми из гитлеровской Германии? Он просто фиксировал движение жизни. Таким было время той поры. Отказался от живописности, но остался художником, на нерве отслеживая все новации. C женой Варварой Степановой был дизайнером книг и альбомов. Конечно, занимался пропагандой советского образа жизни. А были другие во всевозможных творческих союзах, где он участвовал?

И тем не менее, в 1951 году Родченко исключили из Союза художников, и 4 года он провёл без права работы. Затем власть сменилась. И Александру даже позволили провести персональную фотовыставку. Но не успел. В 1956 году художник умер в Москве. Но остался первым как Гагарин.

А самое интересное вы узнаете на экскурсии в музее. И почувствуете себя парижанами, когда сделаете фото в «Рабочем уголке». Выставка будет работать с 1 сентября по 19 ноября.

 

Справка. На выставке представлены больше 200 работ одного из самых ярких и известных представителей русского авангарда, его жены Варвары Степановой, а также учеников: Захара Быкова, Алексея Сотникова и Софьи Прессман. Произведения взяты из коллекции наследников Родченко и Степановой, Всероссийского музея декоративного искусства, Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства РГХПУ им. С.Г. Строганова и самого Радищевского. В экспозицию включены живопись, графика, плакаты, фотографии, эскизы театральных декораций, книжного и производственного дизайна, тканей и рабочей одежды, реконструкции театральных и производственных костюмов, пространственные конструкции и предметы быта. Одним из центральных экспонатов стала реконструкция "Рабочего клуба", оригинал которого был создан Родченко в 1925 году для Всемирной выставки в Париже. Родченко вошёл в историю не только российского, но и мирового искусства как один из основоположников конструктивизма, родоначальник современного дизайна, изобретатель фотомонтажа и ракурсной фотографии. 


14 фото автора