Мечта России о русском счастье

Восьмое заседание Философско-гуманитарного Земского клуба «РОСС-XXI век» 29 ноября 2013 года в редакции «Земского обозрения» обсудило мечту России о русском счастье. Выступили: Санатин, Родионов, Чернышов, Ососков, Сухарев.

Удивительным оказалось то, что никто из участников не сказал ни слова о национальных противоречиях внутри страны. И слово «деньги» прозвучало лишь однажды, при завершении споров о мечтах и счастье.

Естественно, не обошлось без разговоров о методологии – да, тема была сформулирована несколько провокационно, вне традиционных научных тем, что предполагало широкий разброс высказываний – один говорил о ключевых ценностях народа, другой философски осмыслял понятие «мечта», третий фантазировал о «картине мира» русских, а Григорий Ахтырко вообще не понял о чём речь и зачем-то пересказывал старые байки русофобских публицистов об истории Российской империи.

 

Владимир Санатин сопоставил национальные мечты США, Европы как единого культурного пространства с представлениями русских о своём счастье, предложив рассматривать счастье не столько как идеи, размышления, сколько как позитивные действия. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», – как в советской песне.

 

Анатолий Родионов исходил из предпочтительности для русских коллективной мечты как духа, предполагающего напряжение, мобилизацию, достижение цели, а не мечты индивидуальной, мечты как души, предполагающей расслабление, желание потреблять здесь и сейчас. Русская мечта переменчива в разные исторические периоды, циклична. Счастье видится то как фуа гра, то как буревестник. После 1991 года русским дали мечту желудка. И мы стали в жестоком конкурентном мире как кусок сахара в кипятке. Следует дрейфовать к мечте напряжения, действия, поступка.

 

Юрий Чернышов имеет основания считать, что в гоголевских Манилове, Чичикове, Коробочке, Собакевиче, Плюшкине, а также Пацюке с его мечтой о прыгающих в рот галушках и Костонжогло – мечтателе о светлом будущем–коммунизме, воплощены почти все типы России, «годные к употреблению», даже процветающие и сегодня. Но у каждого из них свой ответ на вопрос и о счастье, и своё отношение к «галушкам», да и Россия у каждого – своя. Поэтому нельзя сделать вывод о мечте и счастье России, Россия многолика как «чудище обло, огромно, озорно, стозевно и лаяй».

 

Александр Ососков обратился к Максу Веберу, предложившего концепцию «идеального типа» для решения подобного рода проблем. Сегодня непродуктивно говорить о русской мечте, в отличие от американской, так как в русской философской традиции принято мыслить о русской идее. Какая она? Из прочтения трилогии воспоминаний Максима Горького стало понятно, что главная русская идея – освободиться от труда. Это иллюстрирует Емеля из извесной сказки.

 

Игорь Сухарев считает первенствующей в столетиях мечтой русских мечту не о богатстве, а о справедливости. Конечно, каждое поколение имеет своё мнение о том, что есть правда. Неверны утверждения о неизбывной лени русских. Действительность такова, что как раз те сограждане, кто прониклись европейским или американским духом, стремятся переехать жить в благополучные страны с высоким уровнем жизни и по возможности существовать там как рантье. Масса же русских независимо от уровня достатка предпочитает оставаться на родине, мужественно сражаясь с невзгодами в облике полицейских, прокуроров, налоговиков санитарных и прочих инспекторов, энергетическими монополистами и прочими жадными чиновниками.

 

Записал Валерий Петров

Удивительным оказалось то, что никто из участников не сказал ни слова о национальных противоречиях внутри страны. И слово «деньги» прозвучало лишь однажды, при завершении споров о мечтах и счастье.

Естественно, не обошлось без разговоров о методологии – да, тема была сформулирована несколько провокационно, вне традиционных научных тем, что предполагало широкий разброс высказываний – один говорил о ключевых ценностях народа, другой философски осмыслял понятие «мечта», третий фантазировал о «картине мира» русских, а Григорий Ахтырко вообще не понял о чём речь и зачем-то пересказывал старые байки русофобских публицистов об истории Российской империи.

 

Владимир Санатин сопоставил национальные мечты США, Европы как единого культурного пространства с представлениями русских о своём счастье, предложив рассматривать счастье не столько как идеи, размышления, сколько как позитивные действия. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», – как в советской песне.

 

Анатолий Родионов исходил из предпочтительности для русских коллективной мечты как духа, предполагающего напряжение, мобилизацию, достижение цели, а не мечты индивидуальной, мечты как души, предполагающей расслабление, желание потреблять здесь и сейчас. Русская мечта переменчива в разные исторические периоды, циклична. Счастье видится то как фуа гра, то как буревестник. После 1991 года русским дали мечту желудка. И мы стали в жестоком конкурентном мире как кусок сахара в кипятке. Следует дрейфовать к мечте напряжения, действия, поступка.

 

Юрий Чернышов имеет основания считать, что в гоголевских Манилове, Чичикове, Коробочке, Собакевиче, Плюшкине, а также Пацюке с его мечтой о прыгающих в рот галушках и Костонжогло – мечтателе о светлом будущем–коммунизме, воплощены почти все типы России, «годные к употреблению», даже процветающие и сегодня. Но у каждого из них свой ответ на вопрос и о счастье, и своё отношение к «галушкам», да и Россия у каждого – своя. Поэтому нельзя сделать вывод о мечте и счастье России, Россия многолика как «чудище обло, огромно, озорно, стозевно и лаяй».

 

Александр Ососков обратился к Максу Веберу, предложившего концепцию «идеального типа» для решения подобного рода проблем. Сегодня непродуктивно говорить о русской мечте, в отличие от американской, так как в русской философской традиции принято мыслить о русской идее. Какая она? Из прочтения трилогии воспоминаний Максима Горького стало понятно, что главная русская идея – освободиться от труда. Это иллюстрирует Емеля из извесной сказки.

 

Игорь Сухарев считает первенствующей в столетиях мечтой русских мечту не о богатстве, а о справедливости. Конечно, каждое поколение имеет своё мнение о том, что есть правда. Неверны утверждения о неизбывной лени русских. Действительность такова, что как раз те сограждане, кто прониклись европейским или американским духом, стремятся переехать жить в благополучные страны с высоким уровнем жизни и по возможности существовать там как рантье. Масса же русских независимо от уровня достатка предпочитает оставаться на родине, мужественно сражаясь с невзгодами в облике полицейских, прокуроров, налоговиков санитарных и прочих инспекторов, энергетическими монополистами и прочими жадными чиновниками.

 

Записал Валерий Петров