Украина — сегодня, Россия — завтра?

Десятое заседание Философско-гуманитарного Земского клуба «РОСС-XXI век» состоялось 7 февраля 2014 года в редакции газеты «Земское обозрение». Вступление к теме «Украина — сегодня, Россия — завтра?» произнёс В.П. Санатин. Выступили: А.В. Филиппов, Э.А. Клочков, Сухарев И.Г., Родионов А.В., Кудряшов В.Б., Абубикеров В., Савидов Ю.Г., Чернышов Ю.Л., Зуев А.П., Никитин А.Д., Перепечёнов С.И., Ахтырко Г.А., Калашников М.В., Чернышевский Д.В., Анидалов А.Ю., Макаров С.В., Тимофеев С.

Филиппов А.В.:

Украинские события породили среди освободительной (или даже не то чтобы уж прямо освободительной, а так, просто сочувствующей) общественности завистливые вздохи: вот, дескать, каков украинский народ, какие продвинутые европейцы, здания захватывают, не то что русские... И даже: ах, зачем Украина не Россия... Тут надо со всей прямотой сказать простую вещь: ни при чём тут народ, здания захватывают специально обученные люди, в просторечии называемые боевиками. И в том, что в одной стране в течение минимум последнего лета были проведены минимум десятки учебно-тренировочных лагерных сборов, в ходе которых были подготовлены тысячи боевиков, а в другой такого не происходило – и состоит разница между Украиной и Россией.

 

Клочков Э.А.:

В том, что на Украине всё более популярны идеи присоединения к Евросоюзу на любых условиях и всё меньше сторонников союза с Россией, виноват прежде всего ельцинско-путинский режим, который с 1991 проводит политику уничтожения русского народа. Жители Украины видят это. Внешняя политика Путина по отношению к Украине (равно как Беларуси) полностью провалилась. Предлагаю создать новую «Русскую партию».

 

Сухарев И.Г.:

У нас забывают, что Украина – чужое государство. Народы Украины – братские, да, а вот государство – чуждое нам, по основаниям своим антирусское. Поддерживать и беречь целостность такого государство для РФ вредно. А вот крепить дружбу с гражданами Украины, поддерживать русских сторонников на Украине следует всемерно. К сожалению, власть РФ делает всё наоборот: крепит связь с жуликами и ворами в правительстве Украины, игнорирует русские национальные организации на Украине.

 

Родионов А.В.:

Сегодня речь именно о России, а не Украине. Для меня нынешние украинские события – не заграничная гражданская война, а спланированная русофобской частью западной политэлиты внешняя агрессия против российской цивилизации, русской культурной системы ценностей. Рубикон пересечён. Иностранное вмешательство в попытке насильственно расчленить единый русский мир и колонизировать его украинскую часть я рассматриваю как спровоцированный глобальным кризисом отказ воинствующей части глобальной политэлиты русским народам, русской культуре – в самобытности, суверенности, самостоятельности. Под вопрос ставится наше право на существование. А такой вопрос решается только военными методами. Война стратегически уже началась, хотя формы её пока тактически гибкие. Или мы даём решительный отпор агрессии, или сдаём украинские позиции с огромным риском утратить государственный суверенитет России под натиском фронтального наступления на Русский Мир. События на Украине – не просто вопрос внешней политики государства. Это начало новой отечественной, подлинно народной, войны

 

Кудряшов В.Б.:

На Украине уже заканчивается то, что происходит и у нас. Либеральный капитал приватизирует государства, включая силовые структуры, освобождаясь от всяких обязательств перед гражданами. Украинская армия уже сдаёт в аренду НАТО полигоны. Борьба украинских элит за то, кто их будет содержать – РФ или Запад? Половина готова к безоговорочной сдаче – Западу, другая торгуется с Востоком. Пора готовить новый «пакт Молотова-Риббентропа»? Или Украине вместе с РФ следует пойти на полную смену элит? Существующие либеральные, действующей парадигмы – не отменят. Будут танцевать до конца музыки. Какова будет за это цена?

 

Абубикеров В.:

Странные вы речи ведёте: как захватить Украину. Это чужая страна! Не нужна она нам, нам бы своё сохранить – те же Татарию с Башкирией. У нас самих всё разваливается. Пусть украинцы что хотят, делают. А мы же сначала снег и мусор из своих дворов уберём, потом о соседях побеспокоимся.

 

Савидов Ю.Г., предприниматель:

Киев никогда не был такой же столицей Украины, какими были Москва, Париж или Лондон. Киев был духовной столицей, административными были Харьков, Батурин, Львов. Это одна из причин того, что Киеву удержать под своей властью расползающиеся регионы сложно. Однако, надежды на то, что Крым и Одесса с Донбассом присоединяться к РФ эфемерны. У нас же остатки промышленности продолжают разрушаться. Знакомы фрезеровщик работает по полдня на 2-х заводах – на полный день ему работать негде. Нат экономики – нат государства, и наоборот.

 

Чернышов Ю.Л.:

Речь не идёт о полном повторении сценария развития событий на Украине, и даже о похожести. В традиции бытие двух Украин, Восточной и Западной, не говоря уже о Крыме. Ориентация заложена в существенном различии ментальностей, которая определилась исторически из преобладания православия – на востоке, католичества и униатства – на западе. Такого раскола в России нет, даже при росте влияния ислама. Это глубинный фактором. Внешним же раздражающим фактором, генератором волнений, служит тяжёлое экономическое положение населения. Особенно трудно переносимое на фоне Европы в связи с близостью к ней западной части. А также слабость и коррупция власти – общая для Украины и России проблема. Ну, так коррупция и не является мотором противостояния на Украине (хотя в России может стать таковым). Но даже если в России он и взорвёт ситуацию, то вопрос о расколе страны либо не встанет, либо по механизму реализации будет иным (например, в отношении Дальнего Востока). Главным в самом неблагоприятном развитии для РФ станут факторы экономические, то есть, классовые. А также – фактор расстояния, но не ментальный. Россия даже в самом радужном для Запада варианте не станет Украиной сегодняшней – никогда.

 

Зуев А.П.:

Наша ассоциация «Саратовский источник» в 1990-х вела приём беженцев, которых тогда много прибывало. В числе многих были 98 беженцев из Львовской, Ивано-Франковской областей. То, о чём они рассказывали, поразило меня даже по сравнению с рассказами выходцев из Средней Азии и Кавказа. Например, девочку в школе связали соученики, прижигали сигаретами, угрожали изнасилованием и дали ей два дня, чтобы с родителями уехала. Это делали люди с трезубцами массово, под лозунгом «Москали и жиды – геть!». Сегодня эти крайние националисты властвуют на Майдане. Невмешательство Путина поощряет фашистские лозунги.

 

Никитин А.Д.:

Я – интернационалист, мне трудно здесь выступать. Мы не можем отказать украинцам в праве мыслить, улучшать свою жизнь. Митинги уже улучшили жизнь украинцев – вынудили власть снизить плату за ЖКХ и ипотечный кредит. Неужто полмиллиона украинцев вышли на Майдан за доллары? Лживое, коррумпированое правительство не может быть патриотичным. Его цель – обворовывать народ. На Украине одна территория, где создано гражданское общество – Западная, оттуда никакого изгнания русских не было, а уехали только те русские, кто преследовал украинцев в 1945–55 годы. Сохранение целостности Украины – уход Януковича и его братков и проведение новых выборов президента и депутатов Верховной Рады.

 

Перепечёнов С.И.:

У меня отношении к украинским событиям откровенно великодержавное. Потеря Украины для нас – беда, а процесс потери идёт. Мои знакомые живут в Черновцах, так их дети были пару раз на родине в Саратове, а Европу уже всю объездили и по духу западники. Путин не способен быть планировщиком, он ведёт РФ туда же, куда привел Янукович Украину. На Майдане собрались живые люди, готовые к сопротивлению банде жуликов и воров, такой же, как и у нас. Вместе с украинцами я говорю Путину: «Банде – геть!»

 

Ахтырко Г.А.:

Украина сама по себе Западу не нужна, интересна только как оппонент РФ. Беларусь является той же Россией, но без революций 1991 и 1993 годов. А Украина – та же Россия, со своим аналогом 1991 года, но без революции 1993 года, которая сегодня и происходит. Ничего необычного здесь нет, в Молдове то же было, вплоть до сожжения зданий правительства и парламента. Украина – объединение искусственное. А вот её составные части крепки, например, та же Галиция или Рутения. А Майдан я поддерживаю. С Запада всегда дует тёплый ветер. Разрушительная эстетика Майдана прельщает молодёжь.

 

Калашников М.В.:

Украина является частью Большой России, народ наш един. Украина – временное государственное образование. Бандеровцы на Майдане выражают интересы небольшой и нелучшей части народа. Украина как ментальный проект создана в конце XIX – начале XX австрийскими и польскими политтехнологами и была обращена в феодальное прошлое, став антитезой русского имперского модерна. Само же украинское государство было создано немецкими оккупантами в 1918 как часть проекта по разрушению России. Сегодня в Галиции живёт лишь 5 млн граждан – если они хотят «в Европу», то пусть присоединяются к Польше, как до 1939. А в центре и на юго-востоке Украины живут 40 млн русских и малороссов, ставших жертвой многолетней пропаганды украинства. Украина – часть Русского Мира, и война на Украине – это война против России. И она уже началась. Холодная, но в течение года могут начаться и боевые действия. Любая плохая власть лучше хорошей анархии. Разрушение государства, чего добиваются сейчас на Украине враги России – это хаос и смерть. Говорят, будто Путин слабый правитель – не согласен. На Украине сейчас идёт борьба спецслужб, и наши в ней активно участвуют. Главное – не дать развязать гражданскую войну на Украине. А Майдан сам закроется. «Дни настают борьбы и торжества, Достигнет Русь завещанных границ» (Тютчев).

 

Чернышевский Д.В.:

Внутри Украины все согласны с евроинтеграцией, борьба идёт за то, как именно экономику страны интегрировать в европейскую. Об этом мы недавно беседовали с Сергеем Глазьевым в одном подмосковном пансионате. Одна группа – Януковича, представляет компрадорскую сырьевую промышленность – металлургов, в основном. Другая группа – оппозиция, представляет западные регионы, где нет промышленности и терять им нечего. План ЕС предполагает ликвидацию украинской промышленности, так как обязывает Украину перейти на стандарты ЕС в срок 3 года. Вообще, подписанное Азаровым соглашение обязывает Украину во всём следовать указаниям Брюсселя, на давая Киеву никаких прав. От таможенных правил до обязательства принять к себе европейских цыган и поощрения гомосексуализма. Украинским олигархам всё это ненавистно, однако, посол США на Украине объяснил Фирташу, Ахметову с коллегами, что, рыпнувшись, они рискуют своими зарубежными активами.

Кроме внутренних, есть и внешние причины. За 20 лет на промывку мозгов украинцев США потратили $5 млрд, ЕС – 6 млрд евро. Антирусские гранты развратили всю систему образования и науки. Даже на Востоке мало кто выступает за союз с РФ. Нет российской политики и прессы. Украина проявляет колоссальную волю к смерти. На 8 млн человек сократилось население за последние годы. Болгарию заселяют турки, кто заселит Украину? Только России интересны украинские ресурсы, больше никому. Хотя УВкраина – чужеземное государство, украинцев мне жалко.

 

Анидалов А.Ю.:

Путин – истинный либерал и наделал бед больше, чем даже Ельцин. Эпоха национальных государств завершилась после 1 мировой войны. Сегодня ни одно государство мира, даже США и Китай, не самодостаточны. Мир глобализируется, и вопрос лишь в принципах объединения. Это уже в первой половине ХХ века осознали марксисты. Так, И.В.Сталин уже в 1918 в статье «Национальные моменты в партийном и государственном строительстве» различал строительство государственной жизни под руководством империалистической буржуазии – насильственное, неустойчивое, и политическое строительство под руководством пролетариата – на основе свободного союза народов. Сегодня их принцип глобализации – «золотой миллиард», наш (коммунистический) – равноправие. К сожалению, сейчас их принцип шествует по миру, дойдя и до Украины, следом неминуемо – Россия. Запад вынужденно лезет к нам на Русь, так как их вытесняет с родных мест новое всё возрастающее течение, изнутри разрушающее их систему: в Париже – бунтующие арабы, половину Нью-Йорка заселили китайцы, исламистские течения в Азии, национально-освободительные в Латинской Америке. Антиглобалисты в самой Европе требуют от транснациональных корпораций поделиться доходами с нищим, работающим на них Югом (а это уже зачатки «вульгарного» коммунизма) – нет, жадность поборола инстинкт самосохранения, и это залог конечной гибели империализма. Думаю, что революционной потенцией сегодня в РФ, после фактического уничтожения рабочего класса вместе с промышленностью, обладают в большей степени на первом этапе национально-освободительные идеи. Национальная буржуазия объективно заинтересована выступить против буржуазии коллабрационистской, что, на мой взгляд и стало причиной выступлений зимой 2011–12. Я как коммунист приложу силы, чтобы национальная революция переросла в социальную. Революция придёт всё равно, и наша задача – готовить людей.

 

Макаров С.В.:

Вижу здесь много лиц, знакомых с 1980-х годов. Помните, как мы были тогда не совсем адекватны, хотели всего достичь сразу, не понимая, что глубинные процессы требуют десятилетий. Тогда политика была более искренняя, сегодня вижу вокруг большую неправду. Например, нам лгут, что возможна сырьевая сверхдержава – хотя в закупках, например, Германии углеводороды составляют всего 5% экспорта. Вместе с развитием технологий мир глобализируется, и проявляется это в постепенном 1000-летнем процессе роста свободы. Административные системы архаичны, принадлежат прошлому и неизбежно рухнут. Слабость и беда Путина в наивной попытке выстроить административную систему, где власть по-определению неразрывно связана с собственностью. Человеческие общества разделить легко, технологии управления массами давно разработаны. И всё же человечество представляет собой один большой народ, начиная от Адама (некоторые учёные говорят – от Евы). Мы должны работать на единение, и для этого прежде всего следует сделать жизнь в РФ привлекательной и для русских, и для соседей.

 

Тимофеев С.:

Хотя и не розумиет «вашу москальскую мову», напомнил, как все приличные люди переживали в своё время за Югославию. И там всё развалилось, но люди как-то живут, развиваются. Сегодня мы переживаем за Украину. Пусть они свою мечту осуществят, поживут под сенью Евросоюза. А я готов принять беженцев с Украины.