Доклад И.Г. Сухарева «Тренды человечества и место России в мире»

Дискуссия Земского клуба в электронном формате, без личного присутствия. 2 апреля 2015, доклад И.Г. Сухарева «Тренды человечества и место России в мире». Откликнулись: Никитин, Кудряшов, Чернышевский.

И.Г. Сухарев: ТРЕНДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И МЕСТО РОССИИ В МИРЕ

 

Какие процессы развития мировых экономики, культуры, политики наиболее важны для человечества (нынешнего поколения и ещё 1–2-х)? Каким будет место России в меняющемся мире? Важнейших тренда, на мой взгляд, два: увеличение численности населения планеты и его связанности.

1.Увеличение численности населения планеты – тренд восходящий, ежегодно по 80 млн человек (сейчас около 7300 млн душ). Хотя темпы прироста заметно снизились (кроме Африки южнее Сахары), предсказывать коррекцию тренда рано.

Человечество стремится к потреблению по образцу ЕС и США, и к их уровню приближается за счёт глобального производства суррогатов: еды, одежды, медикаментов и т.п. (исключение Африка южнее Сахары).

Отсюда две главные проблемы:

а) разрушение природы. Число горожан в мире перевесило число селян в 2009 и продолжает увеличиваться. Диких млекопитающих животных на суше осталось мало, приближается срок аналогичного истребления промысловых запасов рыб в мировом океане. Площадь лесов, лугов, степей (и число их диких обитателей) продолжает сокращаться. Запасов пресной воды, ископаемых ресурсов всё меньше,

б) смещение баланса рас и народов (всё меньше белых, больше жёлтых, ещё больше чёрных – предсказывают удвоение населения Африки к 2050 году) угрожает культурно-религиозной основе европейской цивилизации. Последствия для мировой экономики непредсказуемы.

2.Увеличение связанности населения планеты. То есть увеличение количества и качества экономических, культурных, политических связей между каждым человеком Земли, племенами, религиями и организациями. Тренд восходящий, темпы прироста связей увеличиваются. Объективный процесс увеличения связанности стимулируется культурно-политической глобализацией по англосаксонскому проекту. Это вызывает:

- в политике: альтернативные проекты глобализации, самые известные из которых – исламский и китайский

- в культуре: повсеместный возврат к исконным национально-религиозным ценностям. Или, скорее, их конструирование на основе современных представлений о традиции.

В странах Русского Мира:

- уменьшается и общая численность населения, и численность белой расы,

- народ не получает равноценной компенсации за разрушение природы, ископаемые ресурсы добываются в интересах транснациональных корпораций и лично их уполномоченных представителей на местах,

- часть населения (особенно вне РФ, но и в РФ тоже), вовлечена в антирусские проекты глобализации: в англосаксонский и исламский,

- власть и лидеры общества пока не смогли предложить убедительную стратегию развития русского народа и тактику её реализации. К счастью, логика взаимоотношений путинского режима с мировой элитой неожиданно привела в 2104 году к слому навязанных для РФ правил, следование которым привело бы страну и народ к неизбежному краху. У нас появился шанс. Воспользуемся ли? – вопрос для отдельного обсуждения.

Игорь Сухарев

 

А.Д. Никитин: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

 

Из всех трендов современного развития я был выбрал тоже два основных

1. Углубление  и расширение процессов глобализации в мире.

Особенностью тренда является то, что процессы глоблизации впервые обосновываются и, что важно, вызываются проблемами соблюдения  прав и свобод человека. Банальное, характерное ещё для ХХ века право сильного подавлять и подчинять себе более слабых и менее организованных уходит в прошлое.

Право на жизнь, безопасность, образование и другие права человека всё чаще становятся веским основанием для вмешательства в совсем недавно ещё суверенные дела других обществ и государств. Это право впервые было сформулировано и провозглашено на Московской  конференции по человеческому измерению СБСЕ 3.10.1991: «Государства-участники подчёркивают, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка. Они категорически и окончательно заявляют, что обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства».

Усилению глобализации на базе соблюдения  прав и свобод человека способствуют и современные коммуникативные технологии, делающие мир прозрачным, доступным и предсказуемым.

Конечно, этот тренд встречает яростное сопротивление со стороны государств, в которых кланы тиранов  обеспечивают своё господство и обогащение за счёт жесткого подавления прав и свобод своих граждан. Однако несвободные государства, правители которых  пытаются отгородиться от остального мира железным занавесом, манипулируя сознанием людей,  всё чаще приобретают позорный статус изгоев, становясь более  непривлекательными даже для собственной элиты.

2. Толерантность, то есть  терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям и  вероисповеданию, становится принципом не только межличностного отношения между людьми, но и условием мирного сосуществования племён, народов, наций и государств. Толерантность обеспечивает устойчивость развития общества, его мобильность и динамичность развития. Конечно, далеко не всё ещё получается. То там, то здесь в мире вспыхивают религиозные и этнические погромы и конфликты, набирает силу религиозная война, развязанная ИГИЛ. Но у человечества нет ничего, кроме толерантности, чтобы противопоставить набирающему силу всемирному исламскому джихаду и прекратить таким образом вакханалию насилия и безумной ненависти.

В развитие этого мирового тренда правительство РФ в 2013 приняло ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020)», чтобы содействовать формированию положительного имиджа РФ.

Александр Никитин

 

В.Б. Кудряшов: СКОРО ОНИ ОБЕССИЛЯТ…

 

Давно доказано, что численность населения не может расти безгранично. Рано или поздно попадём в зону экологического пессимума. В разном климате её граница разная. Белое население, преимущественно городское, именно в городах этой зоны достигло. В странах южнее Сахары эта зона уже. Города разрушают природу. Городской человек только потребляет от природы, возвращая ей свои останки, да и то в то место, где они не нужны – на 2 метра ниже. И полезные для природы отходы жизнедеятельности попадают в канализацию и мусорку с вредом для природы.

Сегодня технологии, транспорт и связь уже позволяют снять необходимость жить людям в больших городах. Лишь социально-экономические традиции способствуют продолжению роста столиц.

Собственно в росте числа небелых рас проблемы нет, ведь как только условия существования станут равными для всех рас, прирост уравняется. Для этого экономика должна перестать быть «фрикономикой».

Да, возрастают возможности связи между людьми. Но существующая экономическая система и как производное от неё – социально-политическая, используют это во вред всей популяции. Технологии управления социумом направлены на его разрушение. Организованное и взаимосвязанное общество с любой конструктивной идеей быстро придет к выводу о пагубности существующего образа жизни. Культура почти полностью заменена шоу-культурой, знания – образованием. В странах золотого миллиарда это уже почувствовали. У них не хватает квалифицированных людей для поддержки созданной инфраструктуры, их приходится импортировать (тем самым вводя в упадок страны-экспортёры). Причём, правительства стран-экспортёров квалифицированных людских ресурсов активно этому помогают.

Элита общества в РФ никогда не предложит и тем более не начнёт воплощать в жизнь иную стратегию, даже если она у них будет. Им хорошо, когда их корыстные интересы нигде явно не пересекаются с интересами народа, когда элиты и народ обитают в параллельных мирах. А общество не сможет конструктивно противостоять системе. Не сможет её перестроить под свои интересы, а только терпеливо дожидается её самоуничтожения. С робкими попытками создать свою – альтернативную систему, отдельными группами энтузиастов элита успешно борется. Необходим сумасшедший "Столыпинский" проект, затрагивающий все сферы деятельности и все слои общества. Думаю, в России сейчас есть последнее поколение, которое этот проект может создать. Те, кому около 50–60. Скоро они обессилят… Стихийно эта работа ведётся, но по-партизански. В штабах всё тихо. Проводятся декоративные советы. А может, это и есть стратегия? Только, чем она заканчивается, мы знаем на примере 1-й мировой.

Владимир Кудряшов

 

Д.В. Чернышевский: ОТ БЕЗГРАНИЧНОГО ПРОГРЕССА АЛЧНОСТИ К ПЛАНОВОМУ РАЗВИТИЮ СОЛИДАРНОСТИ

1.Рост численности жителей планеты не является трендом. Человек как и всякое живое существо размножается до предела возможностей вмещающего ландшафта, после чего рост останавливается и после некоторых кровавых пертурбаций численность популяции снижается до уровня возможного к прокормлению на данной территории. Это известно биологам, известно и историкам, занимавшимся динамикой численности народонаселения. Смотреть надо не статистику числа жителей, а статистику производства продуктов питания (она первична; рост численности популяции отстаёт от кривой роста пищевой массы и следует ей с некоторым запозданием). После зелёной революции 1960–х никакого серьёзного качественного роста производства продуктов питания не происходит, а количественный достиг предела возможного при имеющихся условиях. Поэтому человечество выходит на предельную численность жителей при нынешних технологиях производства пищи и потребления питьевой воды и на этом останавливается. Уже резко снизились темпы прироста населения (или он вообще прекратился) в Европе, в Китае, в Америке. Одни негры плодятся как кролики, но их заставят остановиться – или они вымрут, что в общем и происходит.
2.Рост связности – это тоже лишь одно из проявлений более общих процессов. Говорить надо о другом. Если смотреть на проблемы с планетарной точки зрения – с высоты полёта орбитальных станций – то хорошо видно, что главным трендом развития человечества является глобализация. Она выражается в создании единого мирового рынка, о котором когда-то писал Карл Маркс, действующего по одним законам и в рамках единой системы координат (ценностей), формированием планетарной инфосферы (не знающей границ), борьбой за утверждение единой системы ценностей и культурных парадигм (что отражает не закончившуюся ещё борьбу за образ будущего планеты и направления развития человечества) и складыванием предпосылок для  объединения Земли в рамках единой политической системы. За единым рынком всегда следует единое государство. 
Ключевые моменты нарастающей глобализации – это борьба за варианты будущего для Земли, за то, куда развиваться, как и под чьим лидерством. 
Борьба эта идёт во всех сферах потому, что в конце ХХ века потерпели крупнейшее историческое поражение два варианта развития Земли, оба основанные на победившей в период Промышленной революции парадигме безудержного прогресса на основе безудержной алчности людей ("Обогащайтесь!"). Это вариант космической колонизации Циолковского, осуществляемый в СССР и вариант компьютерной революции (перехода на новую технологическую волну), который пытались воплотить на Западе. После полёта Гагарина прошло почти 65 лет. Через 65 лет после плавания Колумба (1492–1557) мир необратимо изменился, европейцы колонизировали Америку и уже шла новая эпоха. Через 65 лет после полёта Гагарина люди всё ещё не вышли за пределы околоземного пространства – космос оказался непригодным для жизни и расселения в нынешней эпохе.  Садов на Марсе нет и ещё очень долго не будет. В 1975 году «Эппл» создала персональный компьютер. С тех пор многое изменилось, особенно в делопроизводстве и складском деле, но качественного рывка, сравнимого с переходом от аграрных обществ первой полны к индустриальным обществам второй волны – не произошло. Мы по-прежнему остаёмся цивилизацией, существующей за счёт сжигания энергии углеводородов – как и в XIX веке. «Третьей волны» – информационной, е получилось.
Поэтому обе системы, так или иначе, случайно или сознательно ориентированные на эти два варианта развития – советская и западная – пришли в кризис. СССР погиб, а Запад сейчас думает только как выбраться из тупика, в который сам же себя и загнал.
Между тем безграничный прогресс и рост потребления вплотную поставил вопрос о пределах роста – как и писали в 1970-х учёные Римского клуба. На ограниченной планете безграничного прогресса быть не может, это самоубийство. Но общество, построенное по принципу «Обогащайтесь!» – не может остановится, ограничить потребление и перейти к нулевому росту (хотя бы в чаянии того что «наука что-нибудь придумает»).
Отсюда основной вопрос современности – это вопрос о глобальном кризисе капитализма и необходимости осуществления перехода к другому обществу, построенному на других принципах. Рискну предположить, что на принципах солидарности. 
По сути, об этом мечтал Маркс, и в общем это соответствует основополагающей логике марксизма, представлению о том, что социализм должен стать результатом роста производительных сил, подготовляющих обобществление средств производства и переходу к плановой экономике. Но не так, как виделось в середине XIX века, и не так как пытались сделать в СССР.
Это и есть суть борьбы вариантов будущего, которая сейчас идет на планете. Альтернатива обществу солидарности давно сформулирована – избранный миллиард, то есть по сути олигархический режим железной пяты, описанный Джеком Лондоном. 
Запад пытается осуществить «золотой миллиард». Все кто ему противостоит – будь то путинская Россия, коммунистический Китай или исламистский Иран – независимо от того, что себе думают  лидеры этих стран, отстаивают возможности перехода к обществам солидарности. От того, что реальный социализм и исторический марксизм потерпели крах, ничего не меняется. Никогда ещё дело не останавливалось за отсутствием идеологической формы, в которой пробьют себе дорогу объективные потребности общества.  Будет что-то другое, названия другие, но суть всё равно та же – от безграничного прогресса алчности к плановому развитию солидарности.

Дмитрий Чернышевский