В.П. Санатин и Земский клуб: «Быть русским в современном мире»

Третье в году заседание Земского клуба 29 апреля 2016 в «Земском обозрении». Доклад Санатин В.П.: «Быть русским в современном мире». Текст доклада, а также выступлений Сухарева и Никитина ниже. Выступили:

Сухарев И.Г. (текст ниже),

Тереножкин А.В.,

Феллер В.В.,

Чернышов Ю.Л.,

Родионов А.В.,

Макаров С.В.,

Кудряшов В.Б.,

Никитин А. (текст ниже).

Какое счастье быть русским! Только за державу обидно!

Тезисы доклада Владимира Петровича Санатина,

директора Центра социологических и экспертных исследований «РОСС-ХХI век»

Сущностью русского человека является духовность, мировоззрение через призму веры в Добро, Справедливость и Правду-Истину, а также великое терпение переносить зло, несправедливость и неправду в надежде на светлое будущее.

Русское терпение как мужественное безропотное перенесение трудностей, лишений и страданий с надеждой на лучшее – есть положительное духовно-нравственное качество, которое в православном сознании является выражением смирения и веры в Бога («Господь терпел и нам велел») и покорности судьбе. В светском сознании, которое базируется на вере в разум, целесообразности и пользе, терпение – проявление воли к преодолению трудностей.

Терпимость русского народа представляет собой основу национального характера и фундаментальную жизненную установку принятия решений на принципах миролюбия и сотрудничества, которая обеспечила историческое освоение бескрайних просторов Евразии и формирование России как многонациональной империи. Русский народный интернационализм, в отличие от западной толерантности, обеспечивает не просто формально-юридическое равенство и мирное сосуществование лиц разной национальности и культуры, но взаимное уважение и дружбу представителей всех народов единой российской нации. При этом никаких государственных привелегий русские не имеют, а от власти они требуют справедливости и равноправия для всех, независимо от статуса, национальности или вероисповедания. Русский национализм никогда в России не был массовым и влиятельным движением. В отличие от патриотизма (примеры сегодня: «крымнаш», помощь Новороссии). Например, черносотенное движение в начале XX века выступало под лозунгами защиты «православия, самодержавия, народности» как традиционных ценностей Российской империи и считали себя не столько этническими националистами, сколько государственниками и патриотами.

Русский национализм от западного национал-шовинизма отличается тем, что этонационализм культуры, а не крови. Он опирается на патриотизм и направлен не против инородцев или иноверцев, а только против лиц, не желающих следовать нормам местной и общенациональной культуры. По сути, это идеология хозяина дома, который уважает и любит всех гостей, пока они соответствуют духу и общепринятым правилам и нормам общежития.

Русская духовность выражается в ценностной природе сознания и проявляется в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов и мотивов поведения над материальными интересами. При этом значимость материального не отрицается, но понимается не как цель, а как средство достижения духовно-нравственных целей.

Духовность как основное измерение человеческой сущности и свойство широкой русской души проявляется в следующих фундаментальных установках сознания:

- стремление к прекрасному и разумному, доброму и вечному;

- любовь к людям и общему благу, сострадание и милосердие, жертвенность и "всемирная отзывчивость";

- обострённое чувство справедливости, порождающее моральную ответственность за всё происходящее в мире и концептуальную установку на мировую революцию;

- свободно-творческое отношение к действительности;

- признание общественных, коллективных и государственных целей и интересов важнее личных потребностей и личных интересов.

В русской духовной традиции на первом месте – душа человека, простые нормы нравственности и вера в чудо как основу веры в Бога и Человека.

Русская духовность проявляется в православности российской культуры. Православие более тысячи лет было культурообразующим фактором, оказывало определяющее воздействие на формирование национально-культурной идентичности и российской культуры. «Быть русским – значит, быть православным» – такова формула имперского периода истории России. Достоевский утверждал, что русская идея есть идея православная, «русский– значит православный, русский человек без Бога – дрянь, а не человек».

Однако, сегодня русский может позволить себе быть атеистом, уважающим православную культурную традицию своего народа. Поскольку светская духовность, освящённая Русским Духом, проявляется как высшая стадия духовности прежде всего в культуре, философии, литературе и искусстве, в достижениях науки и техники.

Русофобия в мире... У русских в мире много врагов, которые видят негатив в любой позитивной новости из России, исповедуют необъяснимую ненависть к русскости во всех её проявлениях. Психоанализ европейской русофобии указывает на комплекс неполноценности и геополитической несостоятельности Европы, которую русские спасали от монголо-татарского нашествия, от наполеоновского и фашистского порабощения, сейчас – от исламского джихадизма. Наши патриоты со времён Пушкина (смотрите стихотворение «Клеветникам России») считают, что ненависть к русским у европейских политиков рождена завистью, страхом, осознанием собственной подлости.

Причины русофобии исторически обусловлены и в значительной мере имеют геополитический характер, поскольку связаны с постоянным военным противостоянием России с Западом и соответствующим враждебным восприятием внешней политики Российской Империи и СССР. Однако иррациональная ненависть к России и её политике, как основа современной русофобии ХХI века, наносит глобальный вред мировому сообществу и должна быть осуждена на уровне ООН, как после 2-й мировой войны был осуждён антисемитизм.

Недостатки русского человека столь же безграничны, как и его достоинства. Главные пороки русскости ментально обусловлены условиями жизни и пространственной средой обитания. Русские люди максималисты, склонны к крайностям, часто следуют принципу «всё или ничего». Русский человек – человек внутренней свободы и воли. Русская вольная воля не знает предела, меры, закона. В русской свободе свои преимущества, пороки и риски. Как социолог могу свидетельствовать, что в России нет правосознания – большинство граждан, госслужащих и профессиональных юристов готовы нарушить закон, поскольку он несправедлив, противоречит морали или несовершенен, поскольку виновных чаще назначают, чем ищут.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Русских 130 млн из 7,3 млрд землян (2%, или каждый 56-й). Из них 20 млн (15%) проживает вне России, главным образом на Украине, в Казахстане и других республиках бывшего Советского Союза (15 млн человек). При этом «русский мир» включает также русских по языку и культуре, которых в мире насчитывается около 300 млн человек.

 

Игорь Сухарев.Быть русским в современном мире

 

Неплодотворны, на мой взгляд:

1.Попытки найти национальную сущность отдельного человека (любой нации) в силу очевидного факта людского разнообразия по нравственно-культурным признакам. Нация есть общность исключительно коллективная.

2.Попытки приравнять «национальную сущность» с более узким понятием «нравственные ценности нации». Хотя бы потому, что в каждой нации есть группы людей, хотя бы и малочисленные, которые не разделяют нравственные ценности своей нации и могут разделять ценности, приписываемые иной нации. И ещё. Если опросить, например, китайцев, верят ли они в Добро, Справедливость и Правду-Истину, каков будет ответ? Не окажется ли, что все китайцы на самом деле – русские? «Быть китайцем сегодня – значит быть самым гуманным, творческим и универсальным человеком и паровозом современного мира»!

Не так давно, каких-то лет 150 назад, определяли русских очень просто, по двум признакам: православная вера и подданство царю. Подданство заменили гражданством, а вера… Сама вера в догматах и обрядах осталась прежней, но общество изменилось и вытеснило свою религиозность в сферу эмоций.

Точно также как древнее понятие «супружество» заменяется и скоро, быть может, подменит «любовь», сегодня понимая только как «эрос».

Во времена московского царства-княжества русское общество и было русской церковью, сообществом христиан на территории Руси. Вера определяла образ жизни каждого во всех сферах жизнедеятельности. Теперь вера является лишь духовным выбором человека. изгнанная даже из образования и культуры. Печальный этот процесс начался с Петра I, усилился после моды на идеи энциклопедистов при Екатерине II, завершился принудительным атеизмом в СССР.

А что осталось?

Остался образ жизни. Формировавшийся веками на православных принципах. Точно также, как в своё время избрание и развитие православной веры древнерусскими людьми было обусловлено образом жизни их славянских предков.

Думаю, будет продуктивным поискать национальную сущность русских именно в стиле и укладе жизни.

 

Тезисы соображений А.Д.Никитина по докладу В.П.Санатина


Мне сложно согласиться с тезисом докладчика, что сущностью русского человека является духовность, мировоззрение через призму веры в Добро, Справедливость и Правду-Истину, а также великое терпение переносить зло, несправедливость и неправду в надежде на светлое будущее. Скорее всего, на мой взгляд,  под этой красивой сущностью следует понимать  подсознательную глубоко спрятанную историческую память русского народа о давних  ведических временах, когда всё славянское общество было  построено на мировозрении, органично включающем в себя указанные докладчиком ценности. Указанное время сохранилось в народной памяти как время "Святой Руси".
Однако, принятие  значительной частью русской военной элиты греческого христианства, которое позволяло элите уничтожить надодовластие и справедливое разпределение благ, передавая власть и собственность по наследству, и только символично осуждало социальной расслоение и сословный уклад  в обществе, привело к жестокой и кровавой религиозной войне, которая длилась сотни лет, отголоски которой дошли до нас в отредактированных летописных источниках  в виде междоусобной войны и, так называемом, тотаромонгольском нашествии.
Святая РУСЬ на территории России потерпела полное поражение. По оценкам многих учёных, численность жителей Руси в период с 9 века до 14 века сократилась с 12 млн. человек до 3 млн. человек, а сама  Русь из страны городов превратилась в страну малонаселённую и невежественную. В ведической Руси не было неграмотных.  Читать и писать умели все поголовно! При царе Иване Грозном даже не все бояре и попы в церквях были грамотными.
Но искусственное насаждение невежества было необходимо для искоренения в русском народе даже памяти о ведическом прошлом, о том, что можно жить иначе, справедливо и свободно. Все письменные  источники о времени Святой Руси уничтожались, а в народной памяти сохранялась только искажённая память об этом славном времени в виде сказаний и сказок.
Новая христианская элита Руси безжалостно карала всякое свободомыслие среди русского народа. При этом от народа требовалось только формальное обрядоверие и формальная преданность своим господам. Всё остальное  новых хозяев не интересовало. Недаром по этому поводу В.В.Розанов писал, что наше  духовенство "...сумело приучить  весь русский народ до одного человека к строжайшему соблюдению постов; но оно ни малейше не приучило,  а, следовательно, и не старалось приучить  русских тёмных людей к исполнительности и аккуратности в работе, к исполнению семейных и общественных обязанностей, к добросовестности в денежных расчётах, к правдивости со старшими и сильными, к трезвости. Вообще не приучило народ, деревни и сёла, упорядоченной  и трезвой жизни"
Но к обрядоверию не надо было особо и приучать. Попробывал бы кто из русских людей не показывать себя внешне преданным властям и верующим – немедленно следовала суровая кара! Свыше тридцати составов о так называемом "святатотатстве" было в имперском  уложении о наказаниях. Вот несколько выдержек из законов «благословенной» Российской империи при самом добром царе- батюшке Николае  втором: 
«За «небытие на исповеди» с разночинцев и посадских людей в первый раз взимать рубль, во второй раз 2 руб., в третий раз 3 руб.; с крестьян соответственно 5, 10 и 15 коп.». А вот для тех попов, кто не донёс царским властям о такого рода преступлениях, бюыло уготовано куда более строгое наказание: «За сокрытие «небытейщиков» священника наказывать на первый случай 5 руб., затем 10 и 15, а в четвертый раз лишением сана и отсылкой в каторжные работы»

Поэтому терпимость русского народа представляет собой, на мой взгляд, не основу национального характера и фундаментальную жизненную установку принятия решений на принципах миролюбия и сотрудничества, а следствие единственно возможного поведения русского народа в условиях жесточайшего угнетения и подавления. 
Автор прав, что русский человек, лишённый внешней свободы, запуганный и задавленный  всевозможными карами и наказаниями, определённо вынужден был  переносить центр тяжести духовного развития на внутренню свободу.
Ну, а в остальном  с докладчиком можно согласиться.