И.Г. Сухарев: нет реакции на революцию в информтехнологиях

Игорь Геннадьевич Сухарев высказался по теме доклада «Ключевые информационные технологии и их влияние на общество» 24 августа 2017 года на выездном заседании Земского клуба в Философской беседке.

Доклад В.Б. Кудряшова здесь: https://zemob.ru/index.php/rus-proekt/zemskij-klub-2017/1476-klyuchevye-informatsionnye-tekhnologii-i-ikh-vliyanie-na-obshchestvo-v-filosofskoj-besedke

Выступление Патриция Второго 24.06.17: https://zemob.ru/index.php/rus-proekt/zemskij-klub-2017

Выступление Игоря Сухарева 24.08.17

Тревожит отсутствие должной реакции общества на революцию в информационных технологий. Смешной пример: на недавнем Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида» в Крыму серьёзно обсуждалась идея создания экологической криптовалюты, обеспеченной киловатами «зелёной энергетики». Общая ситуация похожа на октябрь 1917 года в Петрограде, когда за окнами уверенных в себе обывателей незаметно произошло самое главное (по оценкам некоторых) событие ХХ века.

Справедливо заметил докладчик, что базовые реакции таковы: или инстинктивный страх неизвестно чего, или, чаще, самоотстранение под уничижительным лозунгом: «да кому я нужен». Для корпораций, продвигающих информационные технологии, каждый отдельный человек действительно неинтересен и слежка за ним сама по себе избыточна. Естественно, за исключением политической или криминальной активности или этого гражданина. Или наоборот, криминальной активности сотрудника, имеющего доступ к персональной информации упомянутого гражданина. А в целом, гражданин для корпорации – один из ресурсов, наряду с недрами, деньгами, технологиями и подобными. И новые информационные технологии облегчают эффективное использование и человеческих, и прочих ресурсов в интересах корпораций. Здесь я не разделяю корпорации и государство (тем более корпорации государственные), поскольку их отношение к человеку как ресурсу, а не свободному источнику власти, едино.

Разумеется, этот подход размывает фундамент идей гуманизма и прогресса, служивших основой развития человечества в 19–20 веках. О «новом феодализме», о классе «новых кочевников», об очередном «технологическом укладе» и связанной с ним социальной перестройке говорят уж не первое десятилетие. Важно, что теоретические конструкции философов-футурологов из книжных буковок уже сейчас воплощаются в пластике, металле и оптике, замещают уходящую в небытие старую реальность. «Новый мировой порядок», о котором мечтал Гитлер и которого опасался Оруэлл, наступил – а мы и не заметили.