Выступление Патриция Второго 24.06.17

Как-то вечером патриции

Собрались у Капитолия

Новостями поделиться и

Выпить малость алкоголия.

Не вести ж дела тверёзыми!

В.Высоцкий «Про семейные дела в Древнем Риме».

 BIG ИЛИ НЕ BIG, ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС

 Эпиграф к этим размышлениям, - конечно, шутка. Так же, как и антураж очередного заседания Земского философско-гуманитарного клуба 24 августа 2017 года.

Его участникам если и хотелось шутить, то лишь по поводу антуража. Ибо заседание было приурочено к торжественному открытию летней «философской беседки» на даче председателя клуба Владимира Санатина.

Обсудить же предстояло тему, одно название которой предрасполагало совершить действие, предписываемое двумя последними строчками эпиграфа. Звучала она так: «Ключевые информационные технологии и их влияние на общество» – в исполнении Владимира Кудряшова. И подлежащим в этой формулировке было, как нетрудно догадаться, её не первая, а вторая часть.

Речь же зашла о внедрении, пока не очень заметном широким массам, новейших компьютерных технологий с мудрёными названиями: «Бигдата» и «Блокчейн». Эти «две корневые технологии обработки информации, – предположил докладчик, – будут определять бытие индивида (а также бизнес-структур). А их единство и борьба будут определять будущее»)».

Нельзя сказать, что обсуждение проходило бурно, ведь сфера деятельности большинства участников пока не затронута ни Bigdate, ни Blokchain. Скорее, старались вникнуть в суть этих будто бы новых понятий.

Как будто новых! Маститые «патриции», обратившись к своей необъятной памяти, коллективно вспомнили, что ещё в 1960-х годах выдающийся учёный, основоположник информационных технологий в Украине и СССР Виктор Глушков (умер 30 января 1982 года) занимался разработкой Общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС) с целью заменить Госплан, который, в силу всё возрастающего объёма данных, не справлялся с задачей планирования развития страны и отраслей.

В той, – внимание! – более чем полувековой давности системе ОГАС характерным было наличие распределённого банка данных и возможность безадресного доступа из любой точки этой системы к любой информации после автоматической проверки полномочий запрашивающего лица. Дополнительно была разработана технология защиты информации.

Также академик Глушков первым предсказал введение электронных денег. В 1960-х над этим смеялись, но сейчас ведь практически все пользуются электронными карточками.

Замыслы В.М. Глушкова полностью не могли осуществиться (нехватка ресурсов, отсутствие технической базы и программного обеспечения и даже – анекдот – боязнь некоторых членов ЦК КПСС того, что ОГАС будет контролировать правильность принимаемых ЦК решений!).

И в наши дни подтверждается вечная истина: «Новое – это хорошо забытое старое!». Что особенно верно для нынешнего поколения людей, даже образованных. И «новые» веяния оказываются для них настолько новыми, что, например, наш именитый земляк, председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин, отвечая 3 августа в ходе форума «Территория смыслов» на вопрос корреспондента агентства «Регнум» о том, какие действия по урегулированию блокчейн сегодня предпринимают депутаты, со свойственной ему осторожностью и византийской мудростью заявил: «Работа ведётся вместе с Центробанком и министерством финансов РФ». Однако, по мнению председателя Госдумы, торопиться не следует: «Все новые веяния нужно проанализировать, а дальше уже исходить из того, что если они полезны, нужно создавать условия для их развития». Мысль, безусловно, верная. Однако, хотелось бы, разумеется, чтобы из уст высокопоставленного лица прозвучало и пояснение, для кого именно должны быть «полезны» новые веяния?

Капитализация самой дорогой в мире криптовалюты – биткоина – составляет более 44 миллиарда долларов. Она 1 августа разделилась на две части: классический биткоин (BTC) и Bitcoin Cash (BCC).

Это было сделано, как утверждается, чтобы «оптимизировать работу системы для массовых пользователей, ускорив проведение платежей и снизив комиссии». Также в рекламном стиле сообщается о чудесных перспективах. Например, вот так: «Блокчейн часто сравнивают с интернетом из-за его способности изменить мир. Сейчас людям необходимо содержать огромный штат из юристов, нотариусов, регуляторов, банкиров и прочих бюрократов для того, чтобы заверять и подтверждать события, например, выплату зарплаты или продажу квартиры. Технология блокчейн способна выполнять всю их работу совершенно автоматически, тем самым ликвидируя саму необходимость в наличии посредников».

Или, что ближе к обсуждаемой нами теме: «Интеграция технологии распределённого реестра (блокчейн) с «Бигдата» несёт в себе синергетический эффект и открывает бизнесу широкий спектр новых возможностей, в том числе позволяя…» – далее следует перечень преимуществ, описанных таким языком, что массовый пользователь, для которого, якобы, вся эта затея предназначена, просто не состоянии понять. Иное дело – бизнес! Уж он-то всё понимает! В том числе читая между строк. А что такое бизнес в нашей стране, особенно когда дело касается его интересов, массовый пользователь знает хорошо!

Но он же, массовый пользователь, во всей этой абракадабре, сопровождающей обсуждение проблем внедрения новых технологий, разумеется, ничего не понимает. Да и понимать не хочет. Тем более, что он на своей шкуре хорошо ощущает работу существующей электронной платёжной системы: рост платежей, комиссий, пени, ошибки в расчётах, хамство работников служб, занимающихся сбором платежей. И всем понятно основное: ни big…, ни blok…, ни coin… этой удручающей ситуации не изменит, пока не изменится МЕНТАЛЬНО (или, если хотите, ДУХОВНО) главная составляющая любой системы: её заказчики и исполнители.

Правда, для этого необходима «самая малость» – чтобы изменилось управление обществом. Сегодня управление обществом основано на клиентельных связях, нацелено главным образом на обирание «массового пользователя» рады выгоды узкого круга избранных и приближённых при подавлении недовольных. Иначе говоря, режим, который характеризуется понятием ФАШИО (от слова фашИна, связка прутьев, ассоциируемая с поголовной поркой).

 

Автор: Патриций второй