Елена Игошина: фестиваль «Русское зарубежье – города и лица»

Показав большую программу в Нижнем Новгороде, Владивостоке, Уфе и Таганроге, фестиваль «Русское зарубежье: города и лица-2022» завершил свою работу в минувшие выходные в Саратове. Моё личное открытие на фестивале — Пётр Богатырёв. Первый переводчик знаменитой книги Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»,

профессор МГУ, он родился в Саратове, где окончил с серебряной медалью 2-ю гимназию. В 1918 году по окончании историко-филологического факультета МГУ работал в Саратовском университете (1919—1921).

Вспоминаю, как книга о Швейке была подарена нам с братом в городе Изюме родным дедом, осевшим там после тяжёлых ранений в харьковском котле 1942 года. Толстенная эта книга, набитая грубым солдатским юмором, вызывала многократные взрывы смеха у отца и брата в процессе чтения, мне же была совершенно недоступна. Понять её глубинный смысл я смогла только недавно, под аккомпанемент убойных новостей, из-под Изюма в том числе.

Много нового о знаменитых людях узнали как сами организаторы в процессе подготовки фестиваля, так и горожане, посетившие лекции, экскурсии, кинопоказы, концерты и спектакли. Цель фестиваля — привлечь внимание россиян к вкладу русского зарубежья в мировую культуру, напомнить им о роли родного города в судьбах выдающихся соотечественников-эмигрантов – была достигнута, и волны этого события, думаю, будут расходиться в обществе, вызывая интерес сограждан. Фестиваль поддержан президентским Фондом культурных инициатив.

Мне повезло прикоснуться к фестивалю 11 ноября в музее Радищева. В Петровском зале гостей приветствовала куратор фестиваля в Саратове Ника Пшенко. Выступила с рассказом о фестивале Марина Юрьевна Сорокина, заведующая отделом истории научно-культурного центра «Дом русского зарубежья», кандидат исторических наук. Она отметила интеллигенцию Саратова и колоссальную работу, проделанную сотрудниками музея Радищева по сохранению и распространению культурного наследия. Она выразила слова удивления по поводу содержания уникальной и разнообразной программы фестиваля именно для Саратова.

Марина Юрьевна представляла здесь дом Солженицина, который называют домом эмигрантов, «а это просто музей русских соотечественников». Она передала «самые дружеские чувства и дух коллегиального сотрудничества» от директора дома – В.А.Москвина. Сорокина рассказала, что новый музей «Дом русского зарубежья», чьё строительство началось в 2019 году, расположился в 4-х этажном здании рядом с домом имени Солженицына. Одновременно открыли памятник жертвам ГУЛАГа и еврейский центр толерантности.

В 2021 году исполнилось 100 лет «зарубежной России». Гражданская война закончилась победой большевиков, и первой волной русской эмиграции стали более миллиона несогласных с новым режимом. «Эмиграция – это образ исхода, расставания с Родиной, слёзы и страдания. Но были и несколько колоссальных волн «возвращенцев» - людей, приложивших для этого неимоверные усилия». Так, Марина Юрьевна познакомилась в Саратове с творчеством и биографией блестящего художника Николая Гущина. Она узнала здесь, что в период Второй мировой войны Гущин был участником Французского движения Сопротивления, награждён медалью, - «А мы книгу памяти ещё только собираемся писать!».

Елена Дорогина, зав.отделом современного искусства музея, рассказала о жизненном пути Николая Михайловича Гущина и его влиянии на культуру Саратова. Знаковая личность Серебряного века, Гущин родился под Пермью, учился в Москве у В.А. Серова, С.В. Малютина и К.А. Коровина. С 1911 по 1915 активно участвовал в групповых выставках. Вернулся на родину и в 1917-1918 годах преподавал живопись в Перми. Создал проект памятника Борцам революции. Спасаясь от преследований колчаковцев, в 1919 уехал в Китай.

Провёл персональные выставки в Харбине, Пекине, Тяньцзине и Шанхае. В 1922-м переехал в Париж. С 1934 года жил в Монако. Там в художественной галерее хранится его работа — моряк с чёрным котом на плече. Сохранил советское гражданство. Активно выставлялся в Париже, Лондоне, Германии. Был удостоен Золотой медали на Международной выставке декоративных искусств в Париже1925 года (советский павильон). Провёл персональные выставки в Париже (галерея Кармин, 1927) и Ницце (1926, 1943), ряд выставок в Монте-Карло. Считался гениальным портретистом, художником-модернистом, состоял в экспертном совете Лувра. Его картины покупали музеи Парижа, Гренобля, Монте-Карло, Ниццы. «А список выставок его картин составлял два листа. Где эти картины сейчас?» Был состоятельным человеком, владел мастерской и яхтой.

Долго не мог получить разрешение на въезд в Россию. Написал портрет Сталина для русского посольства во Франции. В1947 году вернулся в СССР. «Под запретом проживания в Москве и Ленинграде выбрал наш город, зная, что в музее Радищева хранятся две работы любимого им Монтичелли. Трепетно вёз на родину коллекцию картин европейских мастеров для передачи музеям. Отреставрировал в СГХМ им. Радищева более 1300 полотен, включая «Осенний мотив» Борисова-Мусатова. Не хотел вступать в конфликт с современным искусством соцреализма, мечтал стать членом Союза художников». Всего полгода преподавал в художественном училище и был объявлен «идейно чуждым». Студентам запомнилось высказывание педагогов: «Гущин – это океан колористических исканий, недолго и утонуть». Романтик, символист, он считал, что живопись – это способ познания Неведомого. Жил в маленькой комнатке, где собиралась творческая молодёжь, формируя постепенно «круг Гущина»: М. Аржанов, В. Лопатин, Ю. Машков, Л. Перерезова, В. Солянов, В. Чудин. Гущин никогда не жалел, что вернулся в Россию. Хотя первая персональная выставка прошла в СГХМ только в 1987 году, уже после его смерти в сентябре 1965.

Вспомнила Дорогина и о судьбе художника Юстицкого. Показательна судьба с юности знакомого Гущину Валентина Юстицкого, на творчество которого в саратовский период Николай оказал влияние. В 1918 году В.М. Юстицкий был направлен «создавать пролетарское искусство» в Саратов, где с 1920 года он стал профессором Саратовских свободных государственных художественных мастерских. С 1935 года В.М. Юстицкий жил в Москве, работал по договорам в книжных издательствах. 23 апреля 1937 года был арестован за антисоветскую агитацию, приговорён к лишению свободы сроком на десять лет, пребывал в исправительных лагерях Карельской АССР, с 1941 года — в Архангельской области. Только в последние годы он работал по специальности: делал копии по репродукциям, ткал ковры. Осенью 1946 года Юстицкий был освобождён и вернулся в Саратов. Некоторое время руководил изостудией при заводе комбайнов, работал по договорам, выполнял копии, частные заказы.

Специалисты считают, что Гущин «в живописи сформировал свою собственную стилистику, сочетающую изысканность модерна и символизма с энергией экспрессионизма и яркостью фовизма», дал «соединение классического ясного и чёткого рисунка с большой свободой цветотональных решений… Цвет в работах последнего периода форсированный, интенсивный, при этом каждый миллиметр полотна содержит огромное количество оттенков» (Википедия).

Коллекционер Андрей Морозов, говоря, в частности, об одной из последних картин Гущина «Незабудки», отмечал «какое-то колдовство, - невозможно оторваться, рассматривая отдельные фрагменты», и его бесконечное одиночество в конце пути…

Марина Сорокина рассказала историю ещё одной знаковой для Саратова личности. Занимаясь профессионально некрополистикой, Сорокина работала в Бахметьевском архиве Колумбийского университета США, собирая материалы о русской эмиграции за границей. И провела день на Воскресенском кладбище Саратова, разыскивая захоронение Жуковского Сергея Валентиновича – дипломата, историка-искусствоведа, одного из трёх ведущих в мире востоковедов. Жуковский в России был переводчиком при дипломатических миссиях из восточных стран, в 1915 году издал свою первую книгу "Сношение России с Бухарой и Хивой за последнее трёхсотлетие".

В эмиграции с 20-х годов в Париже изучал историю искусств, организовал Союз деятелей русского искусства во Франции и был его председателем, занимал должности в Совете бывших русских послов и в Главном управлении по делам русских эмигрантов, выступал с лекциями. В 1954 году семья приехала в Саратов. С ранней осени 1955 года Сергей Валентинович начал работать в Радищевском музее, где к 1960 году завершил создание каталога западноевропейской гравюры. Также в Саратове Жуковский переработал на русский язык монографию по Сандро Боттичелли, читал лекции по искусству в университете. Умер С.В.Жуковский в Саратове 1 июля 1966 года. (Большая Саратовская Энциклопедия, больше информации по ссылке: http://saratovregion.ucoz.ru/index.htm)

Как и Н.М. Гущин, С.В.Жуковский похоронен на 16-м участке, но могилу найти не удалось, так всё запущенно. Вспоминая нашего великого земляка, Н.Г. Чернышевского, с его знаменитым вопросом «Что делать?», Марина Юрьевна призвала саратовцев не только хранить, но и сделать память живой.

Во всех пяти фестивальных городах была проведена уличная фотовыставка портретов выдающихся представителей русского зарубежья 1920-30-х годов. Их автор — Шумов Пётр Иванович, выходец из Российской империи, всемирно известный фотохудожник. Он покинул Россию после первой русской революции в 1905 году и открыл в Париже фотоателье. В 1912 – 1917 годах был официальным фотографом французского скульптора Огюста Родена. Саратовцы смогли увидеть фотовыставку на ул. Чернышевского, 154, перед лекцией о Петре Богатырёве в музее К.А.Федина. Жаль, что после 16 часов в субботу, а также в воскресенье она уже была недоступна для просмотра, оставшись во дворе музея Федина за забором.

Гостям музея Радищева на фестивале был представлен фильм «Художник Николай Гущин» (2022). Автор фильма — журналист ГТРК «Саратов» Анна Ховайко и режиссёр ГТРК «Саратов» Марина Селиванова. Они присутствовали в зале, и зрители были им очень благодарны.

Выпускник молодёжной оперной программы Большого театра, пианист Николай Землянских, виртуозно исполнил репертуар шансонье с российскими корнями на французском языке со своим аккомпанементом. Гостям фестиваля подарили возможность выбрать на память открытки с репродукциями работ Николая Гущина. Вечер удался. Огромная благодарность всем организаторам!

 

10 фото автора