Юрий Слудников: о бедных актрисах замолвите слово

Так получается, что я опять выступаю в роли адвоката актёров, попавших в переплёт из-за своих слов в час военного противостояния Российской и Европейской цивилизаций. Наверное, это от того, что в молодости я сам подвизался на подмостках Петровского народного театра… и даже был отмечен на смотре лучших народных театров РСФСР дипломом и премией министра культуры, которые мне и другим лауреатам вручал Олег Янковский.

На сей раз хочу сказать несколько слов о народной артистке РФ Лии Меджидовне Ахеджаковой и польской актрисе Барбаре Брыльской.

Их история – типичный пример того, как масс-медиа делают из мухи слона и превращают заурядные, возможно, события во вселенскую трагедию. С другой стороны, это – их бизнес, и чем «соленее» новость, тем больше читателей.

Когда мне исполнилось 67 лет и я, участвуя в строительстве газопровода «Сила Сибири», уже с трудом стал засыпать в полевых вагончиках на трассе строящегося газопровода под богатырский храп представителей более молодого поколения, с трудом выдерживал якутские морозы, а составление письменных отчётов и справок стало вызывать во мне глубокое отвращение, тогда я задумался. К тому же работодатели стали намекать, что в случае моего перехода в мир иной (в силу моего возраста), транспортировка гроба из Якутии до Саратова обойдется фирме дороговато. И тогда я понял и оценил мудрость древних римлян: «Felix opportunitate mortis (foliis)», то есть, «Счастлив умирающий (уходящий) вовремя», уволился по соглашению сторон и окончательно ушел пенсионерствовать.

Так почему не допустить, что Л.М. Ахеджакова в свои 84 года подошла к тому порогу, к которому подошёл я в свои 67 лет? И хотя она этого, возможно, не замечала, но руководство театра заметило. А история о том, что Ахеджакову уволили из-за её осуждения специальной военной операции на Украине, очень может быть, образно говоря, «притянута за уши». Среди части российской творческой интеллигенции всегда во все времена была в моде оппозиция к любой власти, и по любому поводу, и это шло на пользу обеим сторонам. Кроме 1917 года, о чём не любит вспоминать творческая интеллигенция. (Да, а также кроме 1991-1999 годов, о чём не захотел вспомнить автор, - примечание редактора). Но как мощно раздувается история с Ахеджаковой!

Защита Ахеджаковой со стороны многих работников сценического искусства вызывает симпатию общественности, и мою тоже (вот она – реальная профессиональная солидарность, в отличии от наших кабинетных профсоюзов), а у меня ещё и недоумение.

Разве к дому актрисы приходили русские нацисты, стучащие ложками в кастрюли, и вопили «Гэть на Украину!»? Разве русские нацисты занесли её в свой сайт «Миротворец»? А может, русские нацисты угрожали её родным и близким? А может, ей грозили убийством, как грозили и действительно убили талантливого писателя, знатока древнеславянских языков Олеся Бузину? Нет, нет, нет и нет.

Так где же здесь драма?

Настоящая драма происходит сейчас в Новороссии, где война мощным катком проходит по военным и гражданским людям, желающим, по большому счёту, всего-навсего жить и растить детей в своём русском мире.

Согласитесь, что драма этих людей на несколько уровней выше, чем личные переживания актрисы, отстранённой от любимого театра, которому она посвятила свои лучшие годы.

А может, кроме возраста в деле увольнения Ахеджаковой замешаны ещё и внутритеатральные интриги и конкуренция? Мы не знаем. Порою они проявлялись жёстко, даже в народных театрах в мои прежние времена!

Ещё более нелепо выглядит заступничество за Ахеджакову великолепной польской актрисы Барбары Брыльской. Она поведала в своих защитительных речах за Ахеджакову о том, что в России везде (кроме Москвы) ужасающая нищета, серые люди и вообще полный мрак. И предложила Ахеджаковой эмиграцию.

Возможно, у неё впечатления о России остались от времён «развитого социализма», когда она снималась в «Иронии судьбы», а её русофобский настрой – результат пропаганды Западной цивилизации, нынешнее состояние которой президент В.В. Путин справедливо назвал «Империей лжи», и это только одна из многих негативных характеристик Западного мира.

Надо отдать должное Л.М. Ахеджаковой, от эмиграции она отказалась. Да и куда ехать одинокой стареющей женщине, у которой в нашей стране много друзей и поклонников.

Но самое большое удивление у мня вызвали инициативы некоторых депутатов Государственной думы, предложивших в популярном фильме «Ирония судьбы или с лёгким паром» лицо и голову Барбары Брыльской за её русофобию заменить другой, более лояльной головой!? Мне это напомнило, как на групповых фотографиях И.В.Сталина с другими большевистскими руководителями постепенно исчезали головы тех его соратников, которые подпадали под репрессии.

Вот уж действительно «блеск и нищета», блеск от тиражирования этой глупости в масс-медиа, а нищета сказывается в низком интеллекте и отсутствии житейской мудрости у таких депутатов, попавших в Думы разных уровней, мы знаем какими методами. Отвечать глупостью на глупость – всё равно что на дуэли вместо шпаг и дуэльных пистолетов метать друг в друга в качестве оружия коровьи «лепёшки».

Отменить талант и произведение искусства невозможно, а русофобия большинства поляков рано или поздно пройдёт. Моя уверенность в этом основана на личном опыте.

У меня и моих предков нет польской крови, но общение с поляками и их потомками в России было. Ещё дошкольником я помню дядю Казимира, который приезжал в гости в наш русскоязычный посёлок газовиков в городке Красилов на Украине на своем стареньком трофейном немецком автомобиле, в кожаной куртке с платочком в нагрудном кармане рубашки и непременно с галстуком, изумлявшим местное украинское и русское население. Он раздавал нам, детишкам, леденцы, дамам целовал ручки и весело смеялся, и тогда разглаживался шрам на его лице, полученный в боях, когда Войско Польское вместе с Красной Армией воевали против немецкого нацизма.

Я также вспоминаю моего покойного друга Женю Битенского, веселого, остроумного, доброго человека, помню других потомков российских поляков, встречавшихся на моем жизненном пути и ни один из них не вызывал во мне нехороших чувств. Честно скажу, что на этом и зиждется моя лёгкая полонофилия. И никакие Дуды, Маровецкие, Валенсы, Качиньские и вся их свора не заставят меня стать полонофобом в пику им, и перестать любить «Весенний вальс» Шопена, танец «Краковьяк», голос Ани Герман и фильмы польского кинематографа эпохи социализма.

Мы, россияне, выше их, умнее, благороднее и дальновиднее. Нас научила этому история. Наш исторический менталитет возник от смеси нравов Древней Руси и Золотой Орды, преемниками которых являлись Московское княжество, Российская империя и СССР, наши героические предки, объединившие многие народы в равноправном единстве, когда даже вчерашние враги чеченцы воюют за русский мир доблестно и благородно.

Пройдёт время, и вместо этой клики польских русофобов, про которых можно сказать словами польской поговорки «Там нема лясу, там едни кшеки» (Там нет леса, там одни пеньки), придёт новая молодая поросль польских политиков, людей искусства, бизнеса, даже если на это потребуется значительное время.

И на всю оставшуюся жизнь я буду благодарен Лии Меджидовне Ахеджаковой и Барбаре Брыльской за то, что они, как и многие другие актёры и режиссёры отечественного и зарубежного театра и кинематографа, затрагивали самые тонкие и возвышенные струны в моей душе.

 

Юрий Слудников, провинциальный театрал и кинолюбитель

 

Иллюстрация: Теун Хокс

  • Просмотров: 1248

Яндекс.Метрика