Валерий Ганский: «Калека как лекарь»

«Калека с острова Инишмаан» - первая премьера cаратовского ТЮЗа в этом году. В переводе с английского Инишман — это «средний остров» из Аранских островов Ирландии. Автор пьесы — современный драматург Мартине МакДонахе. Кстати, в Перми с 2014 года проводится театром «У Моста» (художественный руководитель Сергей Федотов) единственный в мире фестиваль Мартина МакДонаха.

Пьеса «Калека с острова Инишмаан» – первая из трилогии о островах Аран – была написана МакДонахом в 1996 году. Основана на реальной истории: в начале 1930-х на западном побережье Ирландии режиссёр Роберт Флаэрти начал съёмки документального фильма о местных рыбаках, который в 1934 году вышел в прокат под названием «Человек из Арана». Фильм рассказывал о трудной жизни островитян, смысл которой – борьба за существование, и стал гимном человеку, который, несмотря на лишения и каждодневный тяжелейший труд, оказывается носителем истинных знаний и добродетелей. Главную роль в документальном фильме «Человек из Арана» сыграл Колман «Тайгер» Кинг, кузнец, силач и чемпион по перетягиванию каната, о котором упоминается в пьесе. На МКФ в Венеции в 1934 году картина была признана лучшим иностранным фильмом.

Переводчики пьесы с английского Юлия Курбакова, Наталья Просунцева и Олег Качковский заменили авторские сладости на более знакомые сегодня фирменные торговые марки.

До этого на сцене ТЮЗа были поставлены две пьесы МакДонаха "Безрукий из Спокана" и "Королева красоты".

Режиссёр саратовского спектакля - выпускник Российской Академии Театрального Искусства - ГИТИС (мастерская Е.Б. Каменьковича и Д.А. Крымова), член Гильдии театральных режиссёров РФ, главный режиссёр Екатеринбургского ТЮЗа Илья Ротенберг знаком саратовским зрителям по работе над документальным спектаклем к 100-летию театра «Всё будет хорошо» по пьесе Ирины Васьковской, а также по одной из самых главных постановок прошлого сезона — «Дяде Ване» А.П.Чехова.

Художник-постановщик «Калеки» - выпускница Санкт-Петербургской Государственной Академия Театрального Искусства (факультет сценографии и театрального костюма, мастерская М.Смирнова) Наталья Зубович. На переднем плане сцены - магазинчик на острове Инишмаан, прилавок, за ним полки, заставленные консервными банками, в основном с горошком. Вокруг них разворачивается действие.

Постановщики комедии, в которой много фирменного «макдонаховского» чёрного юмора, рассматривая частную историю маленького острова, основанную на событиях почти столетней давности, говорят о вечных темах: одиночестве и любви, предательстве и дружбе, человеческой потребности быть любимыми, чувствовать чьё-то тепло и поддержку — особенно если речь идёт о подростке. Крайняя нищета и беспросветная серость однообразных дней ожесточают сердца обитателей острова. Но, есть среди жителей Инишмаана и такие, как подросток Билли, калека и сирота, не теряющий способности мечтать. Ему выпадает редкий шанс — приглашение на роль в документальном фильме, который на соседнем острове снимает ни много ни мало команда из живого воплощения мира грёз на Земле — Голливуда.

"Да здесь полно калек, таких же, как я, только я снаружи, а они внутри", - говорит главный герой спектакля калека Билли (актёр Евгений Сафонов).

Главному герою пьесы и спектакля «Калека с острова Инишмаан» действительно не позавидуешь - он родился с физическими недостатками, стал сиротой, вырос среди людей с душевными травмами. Все вокруг, не стесняясь, смеются и издеваются над юношей. В ответ получают совершенно противоположное. Билли с любовью относится к окружающим. Да, он немощный, но его богатство - это душевная гармония.

«Тётя Эйлин, и не потому ли я вернулся, что не мог больше выносить разлуки с вами? Я же прошёл кинопробы месяц назад, и янки сказали, что роль у меня в кармане. Но я им ответил, не пойдёт, и неважно, сколько денег они мне предложат, потому что теперь я знаю, Голливуд – не для меня. Моё место здесь, на Инишмаане, с теми, кто любит меня и кого люблю я», - признаётся юноша своим родным. «Я – ирландец».

Билл. Тело бездыханное, да, но благородное и не сломленное. Ирландец! (Пауза.) Просто ирландец. С чистым сердцем, честными помыслами, с гордым духом, не сломленным ни вековым голодом, ни вечным угнетением! Дух не сломлен, нет…

Любовь. Любовь к родине и любовь к человеку (равно милосердие, доброта) несёт артист Сафонов, а вместе с ним и все создатели «Калеки» с малой сцены ТЮЗа юным зрителям. Это подтверждает режиссёр Илья Ротенберг: «Когда-то Юрий Петрович Киселёв определил некую художественную стратегию, художественный слоган, которому было подчинено всё творчество театра. И звучал он так: «Молодой человек и мир». Это можно понимать по-разному, но в данном случае у нас есть молодой парень с серьёзными физическими проблемами, живущий на маленьком островке. Он вырос и начинает видеть мир другими глазами. Пытается ответить на вопросы «Кто я, зачем я? Почему я такой родился? Для чего?» Это серьёзные вопросы, которыми не просто задаётся, а живёт молодой человек 16-17-18 лет». Так понимает и слышит автора пьесы режиссёр спектакля. «Если у Макдонаха написано, что действия разворачиваются в 1930-х годах на острове, то мы именно в том времени и находимся».

Джонни: Тут вот снимок одного типа, он пришёл к власти в Германии, у него такие смешные усики.

Мамаша: Дай-ка мне взглянуть на его усики.

(Джонни показывает ей фотографию в газете). Да, смешные.

Джонни: Ему бы или отрастить их, или совсем сбрить эту жалкую поросль.

Дуэт народной артистки РФ Светланы Лаврентьевой и актёра Алексея Ротачкова так красочно и живо рисует фюрера, что, кажется, видишь маленькие шевелящиеся усики Гитлера.

А взгляд актрисы Ирины Протасовой, играющую Хелен, смотрящую фильм о своей Родине, просто гипнотизирует! Также, как её поедание конфеты и нежного поцелуя Билла. Не говоря о точности попадания яиц в назначенные цели.

Яйца — и зародыши нежности и любви, и разбитые судьбы обитателей острова.

Зритель купается в завораживающей, искрящейся игре артистов, забывая о сюжетной линии, режиссёрских мизансценах, сценографических построений зеркально-ледяных и каменных аксессуаров, дымовых завесах, отделяющих от нас время и расстояния, о пластике и физике главного героя. Только накатываются иногда волны смеха и печали.

Актёрский ансамбль спектакля, состоящий из ведущих мастеров сцены и молодых артистов саратовского ТЮЗа Киселёва: народной артистка России Светланы Ошеровой (Лаврентьевой), заслуженной артистки России Татьяны Лукиной, артистов театра Владимира Егорова, Артёма Кузина, Ирины Протасовой, Алексея Ротачкова, Евгения Сафонова, Виктории Шаниной, Артёма Яксанова, превосходно выполнил задачу, поставленную режиссёром Ильей Ротенбергом.

Разочарование калеки Билла в Голливуде стало победой в его жизни – обретением дружбы и любви, мира и спокойствия в родном доме. Здорового духа.

Билл. Я надеялся навсегда исчезнуть в Америке. Я бы так и сделал, если бы был там нужен. Нужен для съёмок. Но я им не нужен. Вместо меня они наняли блондина из Форта Лодердейл. Он не калека, но янки сказал: «Лучше нанять нормального парня, чтобы сыграл калеку, чем калеку, который вообще на хрен не умеет играть».

  • Просмотров: 1307

Яндекс.Метрика