Театральная любовь или старосветский театр

На историческую сцену саратовского ТЮЗа на улице Вольской 15 февраля, на следующий день после празднования 105–летия Ю.П. Киселёва, возвратилась сценическая фантазия Бориса Федотова по мотивам повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» - «Старосветская любовь», классическая постановка,

затрагивающая вечные вопросы жизни, любви и смерти. Спектакль родился на этой сцене в 1996 году, режиссёр — петербуржец Александр Петров, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии «Оскар», художник-постановщик — заслуженный художник РФ Владимир Фирер. Неизменный успех и долголетие спектаклю обеспечивает блистательная игра семейной пары: народных артистов РФ Юрия Ошерова и Светланы Лаврентьевой. «Старосветская любовь» - это спектакль о любви. О любви, которую двое сумели пронести через всю свою жизнь, жизнь тихую и мирную, светлую и покойную… Это Ромео и Джульетта в старости. Эта пронесённая через годы нерастраченная любовь проявляется и в том, как Афанасий Иванович беспокоится за Пульхерию Ивановну, остро переживающую свою бездетность. Это одна из самых драматичных сцен спектакля: колядующая ребятня и надрывно баюкающая куклу хозяйка, нервно раздаривающая игрушки чужим детям. Как говорил в послесловии к спектаклю художественный руководитель ТЮЗа Юрий Ошеров, «Борис Федотов, по подсказке Валерия Прозорова, написал для нас со Светланой пьесу».

Это пьеса не только для них, но и про них. Вся сценическая жизнь народных артистов прошла на моих глазах, начиная со студийных показов, у каждого из этой пары более сотни ролей на тюзовской сцене – это значит, прожито более века сценической жизни. Как считает Светлана Лаврентьева: «Театр нас приручил. Через театр мы познавали жизнь и себя в этой жизни». Поженившись, будущие народные артисты ели из одной тарелки и спали на одной половине дивана так же, как и герои Гоголя. «Мы, актёры, не то что часов — дней подчас не наблюдаем. Вместо них у нас часто фигурирует спектакль, идущий в этот день. Так что у всех нормальных граждан пятница (15 февраля – пятница), а у нас— «Старосветская любовь», - говорит Светлана Лаврентьева.

Юрий Ошеров признавался: «Эй, ты, здравствуй!» (спектакль) стал когда-то моим признанием в любви юной Светке, «Старосветская любовь» — умножение этого же признания более чем половину века спустя… «Старосветская любовь» — это наше со Светкой подношение, наш скромный дар самой жизни. Она была щедра, подарив нам встречу, нашу любовь, нашего учителя и театр всей моей, всей нашей жизни — ТЮЗ».

Поэт, драматург и актер Борис Федотов соединил повседневную жизнь стариков, уединённых в одной из отдалённых деревень, называемых в Малороссии старосветскими, с удивительно трепетными романсами, музыку к которым написал молодой тогда саратовский композитор Сергей Ткачёв.

Замрите, горны и фанфары,

Коснись слегка струны, смычок,

Звучи, романс любовный старый,

Звени за печкою, сверчок…

Конечно, Ткачёв рифмуется со сверчком. Да и поэт Федотов был отменный:

Актёр я! Перемена лиц —

Моё привычное искусство,

Живу я по закону птиц,

Когда полёт — и мысль, и чувство.

А Ткачёв, по мнению Елены Игошиной, «джазмен, композитор и рыбак». В «Чардымской балладе» она пишет: «Мелькают солнечные блики, поют цветы. Живёт любовь. «Но это всё – удел влюблённых»…

Не смотря на размышления Повествователя (артист В. Емельянов) у памятного креста на могиле старосветских помещиков, что жизнь скоротечна, а вокруг холодно и пусто, на сцене царит торжество любви. Театральной любви. «Очень много людей прошло через этот спектакль. Через эту жизнь. А сегодня он вернулся на родную сцену», - уверяет Юрий Ошеров и вспоминает своих учителей и партнёров по сцене и по этому спектаклю, безвременно ушедших из жизни – Бориса Федотова, Григория Цинмана – первого повествователя «Старосветской любви». Комок горя стоит в горле, когда смотришь сцены смерти Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича. А глядя на множество банок и баночек всевозможных солений и варений, выставляемых хлебосольной Пульхерией Ивановной, видится детство исполнительницы этой роли Светланы Лаврентьевой, которая вспоминала: «Мы очень любили бывать в гостях у одной моей одноклассницы. У её родителей имелась роскошная, большущая квартира из нескольких комнат и — что нас всех окончательно сражало — просторная ванна плюс ужасно много запасов варенья под кроватями. Помню, мы, голоштанная мелкота, очень любили играть у неё в квартире в прятки. Причём хитроумно — предпочитая, чтобы водила она. Хозяйка квартиры только глаза закроет, а мы ширк — и под кровать, и там сладости трескали».

«Старосветская любовь», по мнению Юрия Ошерова — «спектакль о любви, абсолютной и безоговорочной. Спектакль - нет, не в стиле ретро, а в стиле души». И желание Светланы Лаврентьевой, «чтобы этот спектакль пожил побольше. Не потому, что мы в нём заняты, а потому, что это про идеальную любовь». И, конечно, прекрасным символом старосветского театра является его старая, добрая вывеска, сохранённая после пожара его художественным руководителем Юрием Петровичем Ошеровым, - «ТЮЗ Киселёва».

Валерий Ганский

 

 

  • Просмотров: 1440

Яндекс.Метрика