Валерий Ганский: «Мои вериги…» (110 лет ЗНБ СГУ)

Зональная научная библиотека имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета имени Н.Г. Черныше́вского, чьи книжные фонды насчитывают более 3 миллионов единиц хранения, отметила свое 110-летие научной конференцией 25 октября 2019 года. По приглашению директора Елены Владимировны Позняковой и я присутствовал на этом форуме.

Без громкого пафоса прошёл юбилей. Были поздравления проректора, цветы и книги от библиотек Саратова. История теле и кино показов. Прозвучала аудиозапись речи Веры Александровны Артисевич как напутствие саратовским библиотекарям. Кофе-брейк и грамоты от ректора лучшим работникам. Марк Пинхасик прислал с поздравлениями участников самодеятельности студенческого клуба. Молодые задорные лица народного ансамбля и красочные русские костюмы были радостно приняты в лекционном зале библиотеки.

Я сидел в первых рядах зала и вспоминал презентацию первой моей книге здесь. А память звала ещё дальше, в далекие 1970-е годы…

В портале двери входа в зал вижу противоположный портал одного из отделов библиотеки. А в нём старые металлические стеллажи, на полках которых боевыми рядами стоят полки книг. Молчаливые металлические свидетели, десятками лет несущие на себе груз знаний, заложенных в корешках страничных изданий. В моей памяти оживилась картина рождения этих металлических помощников всех российских библиотек, хотя о них никто никогда не вспоминает. Вспоминают людей, о некоторых забывают... А за этими молчаливыми металлическими стойками и полками стоят тысячи людей, благодаря труду которых на них спокойно лежат книги, готовые в любую минуту оказаться в руках любознательного читателя. Расскажу о небольшой части этого тяжёлого кропотливого труда на Саратовском заводе ТБО (театрально-библиотечного оборудования), на котором в 1970-х годах я работал заместителем директора. Металл, тонкий 1-миллиметровый стальной лист для изготовления библиотечных стеллажей, завод получал из двух стран: с севера, из Англии через морской порт в Мурманске, с юга из Германии по реке Дунай через порт Измаил.

В эти порты я ездил, чтобы быстрее разгрузить лист с кораблей и отправить грузовыми вагонами в Саратов на завод. В металлическом цехе стоял штамповочный пресс, который штамповал стойки и полки библиотечных стеллажей. Рабочих на эту тяжёлую работу брали временных, каждое утро со станции Саратов-2 привозили крепких мужчин, жаждущих получить в конце рабочего дня предназначенные для них десятки рублей. В цехе от ударов пресса стоял страшный гром, закладывало уши. Вот так рождались стоящие в красивом здании с колоннами зональной научной библиотеки стоянки для книг…

После кофе-брейка руководители отделов делали доклады. В программе конференции были рассмотрены исторические аспекты развития библиотечного дела, история библиотеки СГУ, её научные и творческие связи с учреждениями культуры и библиотеками Саратова, вопросы функционирования библиотеки в образовательном пространстве университета, университетская и библиотечная персоналии.

Жаль, что я не увидел на фотографиях, размещённых на стенах коридоров и лестничных маршей, изображение заведующего отделом редких, ценных и рукописных книг в 1930-х годах Вацлава Ластовского, бывшего директора Белорусского государственного музея, премьер-министра Белорусской Народной Республики. В архиве отдела редких книг и рукописей хранятся документы Ластовского: автобиография, анкета, письмо начальника Управления по Саратовской области Министерства безопасности Российской Федерации В. Шевченко от 1993 года, рукописи Ластовского. В 1931 году Ластовский решением Коллегии ОГПУ по ст.58 п.10, II, 4, 7 УК РСФСР на 5 лет был сослан в Саратов, где работал в Научной библиотеке СГУ. Арестован УНКВД по Саратовской области 20 августа 1937 года, обвинялся по ст.58 п.10, II УК PCФCP, по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР расстрелян 23 января 1938 года. Реабилитирован 16 сентября 1958 года.

Как один из гостей, я тоже подарил в честь юбилея библиотеки свои книги, в одной из которых рассказал о репрессированном работнике Вацлаве Ластовском. И посвятил стихи библиотекарям:

От океана дискотек,

Грома людского прибоя

Приду я в мир библиотек,

В приливы мечты и покоя.

Мои вечности и миги –

Книги.

Над добровольным игом книг

Ссутулилась моя спина.

И доктор Спок и пастор Кинг –

Из книг узнал их имена.

Мои Грезы, Грины, Григи –

Книги.

От травных запахов аптек,

От смертной белизны больниц

Приду я в мир библиотек,

К улыбкам добрых милых лиц.

Мои друзья, мои вериги –

Книги.

  • Просмотров: 1494

Яндекс.Метрика