Алексей Карнаухов в музее имени А.Н. Радищева

В четверг, 4 февраля в Радищевском музее (здание Биржи) состоялось открытие выставки саратовского художника Алексея Карнаухова «Золотой лефъ – евангелион». На обозрение ценителей искусства и гостей города представлены две крупные серии: «Евангельский цикл» и «Город и люди». Ни гололёд, ни сырость, ни слякоть не помешали любителям

живописи и графики собраться в светлых залах и поприветствовать автора многочисленных работ, занявших два больших зала и просторный коридор. Несмотря на плотный рабочий график, успела посмотреть экспозицию и я. К сожалению, пропустила официальную часть, - фотограф Игорь Чижов уже убегал, сделав свои лучшие кадры, - но пожелала здравия всем присутствующим знакомцам и сделала обязательную запись в Книгу для посетителей. Творческому человеку важны обратная связь со зрителем и доброе слово.

Карнаухов Алексей Владимирович родился 12 мая 1967 года в селе Радищево Ульяновской области. Окончил Саратовское художественное училище имени А.П.Боголюбова в 1988. Уже через 4 года состоялась его первая персональная выставка «Золотой Лефъ» в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева. Член Союза художников России (2001) и ТСХР (2015), он принимал участие в многочисленных выставках самого разного уровня.

Я бывала на семейных выставках: живопись и графика А. Карнаухова, рисунки его жены В. Карнауховой, и рисунки их детей. Варианты экспозиций в Радищевском музее, в Центpe народного творчества, в Доме архитектора. Помню, в тот непростой для страны период в конце 1990-х, когда родилась моя дочь, врачи допытывались, кто мой муж, не миллионер ли, и очень удивились, узнав, что он учитель. А в многодетной семье Карнауховых рисуют все, взрослея вместе с родителями, проникаясь глубинными историческими связями с далёкой землёй предков.

Уже дома, ночью, почитав о выставках Алексея, с интересом ознакомилась я с информацией из Москвы, что во всероссийском рейтинге художников Карнаухов занимает категорию 1А, - обозначенной по первой букве слова «авангард», для художников, преимущественно ориентированных на новейшие течения в изобразительном искусстве. В каждой категории имеются уровни с 1-го (вершина признания и известности; относится к умершим художникам-классикам, чьи произведения прочно заняли место в музеях) по 10-й (художник-ученик). Работу над рейтингом ведет рейтинговый центр Профессионального союза художников России, состоящий из искусствоведов и художественных критиков, статус которого заявлен как профессиональное жюри, свободное в своих суждениях и оценках. Руководитель рейтингового центра — академик РАХ С. В. Заграевский.

О двух сериях в современной экспозиции (напомню, «Евангельский цикл» и «Город и люди») рассказала заведующая отделом современного искусства Елена Алексеевна Дорогина на сайте музея, начав с освещения Карнауховым библейских событий:

«Именно с этой серии и началась работа над выставкой. На этих листах, которые никоим образом не являются иллюстративными, разворачиваются истории из Ветхого и Нового Заветов, являясь авторским прочтением текста и лишённые какого-либо нарратива. Исполненные тушью, работы завораживают музыкальностью ритма, мягкостью линейного письма: именно линии – плавные, нежные, певучие, образуют поэтическую ткань, в которой проявляются, вырастают, словно из живой субстанции, образы».

От себя добавлю, что тема эта очень непростая, и смелость автора в изображении Христа и связанных с ним событий поражает. Национальный колорит превалирует. Чёрно-белая графика выполнена живо, набросками, в одном порыве. Много лет наблюдаю за живописным воплощением Священной истории разными авторами. В цветовой гамме картин Алексея вижу камни и горячий воздух окрестностей Иерусалима. Не оценивая философскую составляющую сюжетов, скажу, что мне нравится его палитра, где используется немного оттенков.

Вновь цитирую Е.А. Дорогину: «Параллельно с произведениями этого цикла художник продолжает работать над серией, условно названной «Город и люди», которая выполнена в стилистике неопримитивизма, с использованием приёмов деформации и условной, декоративной трактовки цвета. Но это не серия городских пейзажей в привычном понимании этого жанра. Перед нами – воображаемый город, некий Карнаухов-град. Это мир другой, нездешний: не натурный, а преображённый, при этом являющийся для художника совершенно реальным... Надо сказать, что и всё искусство Алексея Карнаухова «устремлено в небо». Фантазёр и мечтатель, с большой открытой детской душой, он не умеет стоять на Земле, совершая безудержный творческий полёт, позволяющий ему подниматься над миром и открывать новые пространства».

Я ожидала увидеть на выставке Ефима Исааковича Водоноса, давно хотела получить его авторский автограф на книге «Очерки художественной жизни Саратова эпохи «культурного взрыва» 1918-1932», изданной ещё в 2006 году. С улыбкой поведал Водонос нам с Геннадием Дырнаевым, как дважды в своё время не приняли его в это заведение (вспомните, граждане, что за факультеты СГУ здесь находились), а теперь только в этом корпусе музея и можно приобрести немногие оставшиеся экземпляры этой крайне познавательной книги.

Уходя домой иллюминированным вечерним проспектом, я мельком взглянула на подворотню близ шоколадного заведения. Отражаясь в воде, она была прекрасна. Как замесил все краски Алексей, как пестра наша жизнь на самом деле, как близок золотой город, - вот он! - если оторваться от голубого экрана и погрузиться в мир творчества.

Этого автора вы не спутаете с другими самобытными саратовскими художниками. Работы Карнаухова находятся в музеях и галереях России, в частных отечественных и зарубежных коллекциях. Он живёт и работает в Саратове.

И вы можете открыть для себя новый мир неподалёку, по адресу: Радищева, 41, в часы работы музея.

 

Елена Игошина, 39 фото автора, слайд-шоу

  • Просмотров: 927

Яндекс.Метрика