Рваный репортаж с 3-го вечера Международного XIVI ½ фестиваля поэзии «Центр Весны»

На улице у входа в Pub (пивная, бар,

трактир, кабак) в ногах курящих лежал в форме трупа чёрный пластиковый пакет гнутого абриса. Народ весело курил, обтекая его ногами. Мы спустились в прохладу подвала и заказали скромный ужин. Голод и в Саратове – не тётка.

Встреча поэтов началась с объявления Михаила Богатова: «Драк больше не будет, всё сделали без вас». Оживление в зале усилилось при появлении Арсения Ли. Он представил нового кандидата на безвозмездное издание стихов в серии «The Single»: тотально избран Алексей Кац. Алла Поспелова обещала сделать всё красиво. Поэты возрадовались и задумались. Московские издатели под аплодисменты отъехали к месту проживания.

Пауза была недолгой. Внимание безоговорочно привлёк к себе Михаил Червяков. Дитя Перестройки, он выдал мощным речитативом социальный рэп из авторского сборника «Стихи о детях». Жёстко и правдиво он описал подворотни нового века и процесс возмужания: «Я взял мамину злость и папину силу».

Нам принесли овощи гриль. Есть было неудобно. Принято было пить пиво. И сосед оперся локтем на столик. Но в тесноте, да не в обиде, когда день прошёл, а я вышла из дома в 7 утра голодной. Оправдываюсь, значит, виновата.

В это время импозантный Дмитрий Манаев с тонким юмором размеренно читал ассоциативно-овощное: «Ночная прогулка», «Автомобиль», « Джин», «Рагу», и с романтическим флёром «Свидание»: «Немногое входит в тебя, о дева с глазами, как осень…». Звучали сильные переводы знакомого обществу Чарльза Буковски.

Судя по текстам, специалист по криминальной хронике из Нижнего Новгорода, Владимир Безденежных сказал: «Я смотрю, у вас тут задорно. Мне есть чем ответить, друзья!» Красиво и с волнением он прочёл стихи о любимом городе: «Тот, кто медь не сжигал, жизни тот не видал», о суровых буднях нашей и заграничной житухи: «Пей, спи себе, и обязательно пройдут дожди или приятели за гробом».

Внимательно наблюдавшая за происходящим, вышла на площадку Александра Кириллова (Москва). Умно и откровенно рассказала о любви и невстречах на фоне Ильича (поняла ли молодёжь, о ком это?) и о горькой судьбе юных саженцев в бескрайней Сибири. В который раз я порадовалась таланту образованных людей. Вспомнила высказывания того же Ильича (Ленина В.И., кто не в курсе) об интеллигенции. И вспомнила «Бориса Годунова». Не просто ж так Пушкин – наше всё: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. (Народ в ужасе молчит). Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует Царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует». Всегда найдётся вражья сила, смутьяны, влекущие народ на плаху. Не образец, но «Роза мира» Даниила Андреева, отбывшего 10 лет в сталинской тюрьме, возможно, кому-то будет интересна вариативностью бытия на примере посмертия великих мира сего (это ближе к концу книги).

Очень музыкальная Сыромятникова София из Самары, смелая вопреки: «Кому не нравятся стихи, ну и…», потому что «Бог степей медленно греет нас» читала ритмично, находя сочные и ёмкие образы: «Ломается под буквой береста и рогом лунным светится на коже»…

Валерий Земских из Санкт-Петербурга отстранённо рассуждал о географическом кретинизме: «где это, кто это, как это…» и отмечал, что «и выше тишина, и посредине». А в итоге «Проходите, не задерживайтесь, не мешайте». Философия ожидаемого одиночества «Вечность – вещь нежная, не выносит пустоты. Да и мы ей нужны не очень» приводит к ожидаемому ответу: «Какая разница меж истиной и ложью? Да никакой. И там, и там лишь тихое гуденье насекомых»…

Петербуржец Андрей Полонский ездит на фестиваль на авто и не понаслышке знает о саратовских дорогах. Видимо, вспоминая мифы Гороховой улицы, он громко повторял для особо одарённых: «Троцкий в Ротонде. Туристы пьют кофе. Во всех путеводителях». Сокрушался, как «достали грехи, которые не грехи, так, огрехи» и поведал о цикличности жизни (постковидное или вневременное?): «приговорённые к смерти в поисках смысла рождают приговорённых к смерти».

Михаил Богатов направил взоры гостей к художнику Потаповой: «Катерина – это такой event, какого ещё не было ни на каком фестивале». Это так! Всех выступающих Катя запечатлела, удивительным образом показав не только лик автора, но и суть его произведений. Мой портрет тоже получился.

Музыкальная пауза — Вадим Погориляк с волшебными звуками ханга.

Во втором отделении ведущая Татьяна Богомаз представила Татьяну Колоколову с грустными лиричными стихами о подростковом упрямстве и последствиях чрезмерной любви (у молодых такая бывает!).

Анастасия Романова из Питера поделилась дорожными стихами из путешествий автостопом. Наблюдения о северном загаре, воспоминания о склонённых дорах под Липин бором перешли в русские folk zong и долгую «карантинную» песнь с многими и пёстрыми людскими образами.

Первое выступление на фесте Юлии Тишковской из Москвы запомнилось спокойным ритмичным рассказом о «создании теории вероятности зачатия искусством» и полёте над миром «старичков - светлячков».

Юрий Шёкотов представлен как один из лучших саратовских авторов, соорганизатор фестиваля. «С кредитом доверия и медленно прирастающей густой и глубокой поэзией». Обещал соответствовать.

Весёлый Ярослав Карпов высказался с улыбкой о ненавистной весне и жизнеутверждающей природе и поделился опытом самопознания, сославшись при этом на ангелов. Возможно, им мнение это фиолетово.

Юрий Бабединов из Самары – очень сложный и активный поэт. «От исходника к яйцу и по циклическому кругу» с карантинным обобщением и много умных слов, «икэбана трупа» и «screamer-культура», скорость и специальные термины…

Были люди, кто за ним успевал, и смех взрывал периодически зал. Динамично и напористо: «ах ты, ремесло моё звёздное, газовые камеры хрустальные», листки с текстами летели на пол. И бонусное «Если есть солнце, то есть и планктон, который этим питается».

Чехов не подвёл. Вот и ружьё со стены стрельнуло. Объявленный «акционист, монстр Повольжья» Александр Гоголев извлёк на свет Божий из чёрного пластика уличный «труп» и с лозунгом «женщины лучше мужчин» повёл в танго ростовую куклу в агонии затянувшейся прелюдии. Видимо, не случилось. «Man во фраке» окончил вечер плачевно. Перерыв.

Модное «культуртрегер (соседи пояснили, что это человек, участвующий в разных мероприятиях) пришлось перевести. Словарь выдал древнее «Империалист-колонизатор, порабощающий отсталые народы под прикрытием насаждения культуры» или «миссионер, просветитель»). Валентин Воробьёв из Самары трегернул с развитием темы пугающей вариативности бытия: «отринул тьму былого, свет былого тоже». «Рене Магритт», - подытожил Борис Глубоков.

«Красавица и обольстительная дьяволица» (Т. Богомаз) Ксения Несвицкая взглянула сверху на женское неустройство и выдала белый стих о юной деве и одряхлевшем сердце: «Мы ведь полностью заперты в жизнь. Я постараюсь тебя забыть».

«Как много просмотрено видеороликов, как мало прочитано книг! Где вы, буддисты, с очередями желающих воплотиться в земное тело, чтобы исправить добрыми делами косяки прошлых воплощений? Вот они, последствия родовой травмы – беспамятство о цели», - время от времени ворчала я про себя, подливая зелёный чай в белую чашку.

Ася Григорьева со словами о любви вернула меня на землю. И – да, все три вечера я вспоминала тусовку в питерской «Бродячей собаке» начала прошлого века. Наконец-то! Ася оттуда, с приветом от Ахматовой. И своей нежностью: «Какое счастье, что, не зная, куда идти, я зашла к Вам в коротком платье за три года до двадцати»… Аплодисменты.

Поэтический вечер завершал мэтр Михаил Богатов. Мы ждали этого. И получили вдохновенную Оду высшему образованию. (На последнем слове кто-то взрыднул.). Прозвучала высокая лирика в посвящении «Центру весны». Есть Богиня в его жизни. Будет праздник на нашей улице.

«Плод вышел, и надо обрезать пуповину», - сказала Татьяна Богомаз. А Михаил Богатов напомнил, что прежде на фесте гитара была под запретом. И поющий музыкант мог выступать для друзей только на квартирнике по окончании действа. «Представьте, что катафалк увозит вас в Самару… (далее мысль я потеряла). Теперь наш фестиваль делает всё, как будто мы привели уже его домой к себе после всего этого. Мы дома!». Так сегодня был выведен из тени гениальный Юрий Бабединов. Музыкальным нервом он порвал площадку. Так завершился XIV c ½ фестиваль поэзии «Центр весны».

Лил дождь. Пузырились лужи весело и позитивно.

Если кто-то дочитал до этого места, Вам респект! И приглашение на XVI Фестиваль на том же месте в тот же час в 2022 году. Всем добра!

Елена Игошина, 26 фотографий в слайд-шоу и 6 видеороликов автора

 

  • Просмотров: 613

Яндекс.Метрика