События

  • Игошина Елена: рожденные Россией

    2 ноября 2023 года в филармонии имени А.Шнитке (г. Саратов) прошла пресс-конференция, а вечером состоялся концерт-спектакль "Рожденные Россией".

    Подробнее...

  • Эксперты Земского клуба в журнале «История и историческая память»

    В конце октября 2023 года опубликован выпуск № 26 журнала «История и историческая память» (межвузовский сборник научных трудов под редакцией А.В. Гладышева), примечательный тем, что из 13-ти авторов около половины — а именно, 5 являются экспертами Земского клуба, в частности:

    Подробнее...

  • Тамара Пенкина и Юрий Бабединов в саратовском Поддоне

    Сегодня (29.10.23, в День комсомола) в саратовском Поддоне случился вечер стихов, а потом исполняли Тамара Пенкина и Юрий Бабединов. Я записал лишь 5 композиций, а их было больше. Насладитесь! Видео 22 минуты.

    Подробнее...

  • Кировский райком отметил 105 лет ВЛКСМ

    Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи отмечает сегодня, 29 октября 2023 года, 105-летный юбилей. Поздравляем! Актив Кировского райкома комсомола г. Саратова отпраздновал событие заранее, 27 октября. Официальная часть прошла в районном Доме пионеров (теперь это Центр детского творчества), а вечером собрались в

    Подробнее...

  • Татьяна Крылова: новый дом для белочки

    Вновь ненастная осень наполнила улицы холодным ветром, пасмурным небом, монотонным и затяжным дождём. Отложены до лучших времён долгие прогулки по залитому солнцем городу, разноплановые экскурсии, сидение на лавочке в парке...

    Подробнее...

  • Палёхина Елена: Хвалынское притяжение, 2023 год

    В этом году наше хвалынское движение отмечает три важные даты. Во-первых, это юбилей наших пленэров, в этом году им исполнилось 35 лет (маленькая жизнь!). Напомню, что творческие встречи в Хвалынске начались с подачи В.А. Мошникова и П.А. Маскаева как поиск прерванной «живой» традиции через обращение к изучению творчества и

    Подробнее...

  • Елена Игошина: Принцесса Цирка – пресс-конференция к открытию

    Журналисты встретились с членами большого жюри IX международного фестиваля «Принцесса цирка» 19 октября 2023 года.  На вопросы также отвечали организаторы и эксперты цирковой индустрии. Беседу предварило выступление балета Королевского цирка Гии Эрадзе и шоу «Песчаная сказка» компании Росгосцирк. Восточный ветер и блеск костюмов навеяли атмосферу будущего праздника.

    Подробнее...

  • Валерий Петров: очерки о педагогах от профсоюза образования

    Увидел свет новый, 3-ий сборник о ветеранах педагогического труда и профсоюзной деятельности. Идею издания такого журнала предложили внештатные корреспонденты Саратовской областной организации Общероссийского профсоюза образования.  В год педагога и наставника особенно важно отдать дань уважения и памяти достойным людям,

    Подробнее...

  • Валерий Петров: логика нужна всем

    Вышел в свет новый учебник доктора пед. наук, кандидата физ.-мат. наук, профессора Игошина В.И. «Логика с элементами математической логики». (Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 418 с. – (Высшее образование). – DOI 10.12737/1856361) e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    В эпоху всеобщей цифровизации резко сужаются сферы деятельности человека, где он может и должен применять свои мыслительные способности.

    Подробнее...

  • Сир Двор представляет: выставка картин «Добро. Свет. Душа…

    20 октября в редакции газеты «Земское обозрение» откроется выставка работ Татьяны Ивановой-Гуляевой, члена СРОО «Творческий союз художников». Будут представлены картины автора в жанре потоковой живописи. Приходите в редакцию газеты «Земское обозрение» в пятницу, 20 октября, в 17.00. Адрес: ул. Московская, 59.

    Подробнее...

  • «Золотой Гонг-2023» – вперёд, к успеху!

    «Золотой Гонг» – привычное и памятное название для тысяч наших коллег, причастных к этому событию. Всероссийский конкурс журналистов в этом году отметит свой двадцать девятый день рождения. Дата не круглая, юбилей будет отмечаться в 2024 году. В АРС-ПРЕСС поступают звонки из разных регионов, из маленьких сёл и больших городов. В сегодняшней почте – письмо, автор Елена Газина, выпускающий редактор газеты «Киселёвские вести» из Кузбасса. «Могу ли я узнать, будет ли конкурс «Золотой Гонг» в 2023 году? Очень хотелось бы впервые принять в нём участие».

    Подробнее...

  • Игошина Елена: Любовь и боги Сальвадора Дали

    Выставка с этим названием открыта 14 октября 2023 г в музее Радищева (корпус Биржи-Истфака). Неведомое… Знаменитый создатель мифов о себе, эпатажный испанец с бурной фантазией известен многим как эксцентричный сюрреалист. Вы сможете насладиться изысканной линией его рисунка, великолепной изящной композицией работ, игрой ума на грани

    Подробнее...

    Гладышев А.В. об исторической памяти

    Выступление в Земском клубе Андрея Владимировича Гладышева по итогам IX международной научной конференции «Историческая память в теории и социокультурной практике: грани трансформаций и потенциал осмысления», проведённой в СНИГУ имени Н.Г.Чернышевского 23 апреля 2021 года (видео 18 минут).

     Текст доклада (не расшифровка!) ниже:

    Историческая память: становление и современное состояние изучения

    1. Исследования памяти: терминология

    Название нашей конференции «Историческая память в теории и социокультурной практике: грани трансформаций и потенциал осмысления» взгляд выглядит весьма научно, солидно, интеллектуально. В то же время оно вуалирует весьма непростую дискуссию, которую вели гуманитарии, как с представителями естественно-научного знания, так и между собой. Дело в том, что выражение, заявленное в названии конференции - «историческая память», само по себе нейтрально и мало к чему обязывает. Историки нашли себе в шторме споров тихое местечко, такой «глаз бури», и отбиваются от всех, кто пытается у них выспросить, что же такое собственно они изучают под видом «исторической памяти», ощетинившись ссылками на авторитет веков и подбадривая друг друга криками: «это новая исследовательская парадигма!»

    Но, если мы взглянем на проблему шире, с точки зрения изучения памяти вообще, то увидим, что в русском языке до настоящего времени нет общепринятого обозначения сферы научных исследований, занимающихся изучением памяти. Поэтому отечественные авторы предпочитают использовать английское понятие «мэмори статиз» – memory studies. Этим понятием иногда обозначают «исследовательское поле», а иногда и самостоятельную дисциплину.

    Изучением «памяти» занимаются разные науки.

    Мы должны четко разделить «память» изучаемую нейрологами, нейробиологами или эксперементальными психологами и «память» изучаемую гуманитариями. В самых общих чертах различие в том, что в первом случае исследуется мозг и свойства памяти индивида, а во-тором случае признается существование некой групповой памяти.

    При попытках гуманитариев определить свое связанное с памятью пространство исследований используется различный набор терминов: «коллективная память», «социальная память», «культурная память», «историческая память» и т.д. В литературе можно найти десятки и даже сотни различных видов памятей! Кто-то может использовать их как синонимы, ну а кто-то пытается найти между ними смысловые различия.

    2. Рождение и эволюция исследований памяти

    Кто придумал эту «групповую память»? Подавляющее большинство работ по изучению памяти возводит истоки своего направления к 20-м гг. ХХ в., к работе ученика Э.Дюргейма французского социолога Мориса Хальбвакса «Социальные рамки памяти» (1925 г.).

    По большому счету у Хальбвакса были предшестввенники. Чтобы далеко не ходить из работ ХIХ в. можно вспомнить работы Эрнста Ренана или Анри Бергсона. А можно и еще более удревнить традицию изучения памяти… Но тогда их идеи «не выстрелили». Друге дело интеллектуальная атмофера начала ХХ в., когда набирает популярность проблематика больших социальных групп, намеченная «классами» Карла Маркса. Изучение неповторимых индивидов в прошлом остается уделом историков, а социологи, философы и психологи увлекаются массами. В пику З. Фрейду увлеченному детством индивидов, начинается увлечение массовыми психологическими феноменами. Густав Лебон говорит о «психологии толпы», Георг Вайц – о «психологии народов», Эмиль Дюргейм – о «коллективных представлениях» (1898 г.), Карл Юнг – об «архетипах сознания» и «коллективном бессознательном», Люсьен Февр – о «менталитете», Жан Тард ­ об «общественном мнении» и т.д.

    В этой атмосфере Морис Хальбвакс и выступил с критикой тезиса о фотографичности памяти индивида и «чистых» воспоминаниях (Бергсон). Хальбвакс ввел понятие «коллективной памяти» и предложил концепцию существования некоего множества памятей: коллективных (групповых) памятей столько же, сколько и социальных групп. И все эти памяти играют важнейшую функцию – функцию самоидентификации человека (семья, класс, нация, религия). Последняя из работ1 Хальбвакса – «Коллективная память» (1950 г.) – издана посмертно2. В ней под «коллективноой памятью» Хальбвакс понимал «коллективно разделяемые репрезентации прошлого». Это важное уточнение: коллективы не обладают памятью, но они обуславливают память своих членов. Никто, кажется, не будет возражать против существования «коллективно разделяемых представлениях о прошлом», как никто не возражает против изучения коллективных явлений в принципе – коллективного (массового) сознания и даже подсознания. С этой точки зрения, «историческая память» - обыденные представления о прошлом. «Обыденные», т.е. непрофессиональные. Имеется в виду, что профессиональный взгляд на прошлое должен демонстрировать ученый-историк, хотя и у ученого историка мы обнаружим те же обыденные представления о прошлом, находящиеся вне рамок его кандидатской диссертации.

    Что было после Хальбвакса? Глядя на сноски авторов, изучающих памяти людских сообществ, может сложится впечатление, Хальбакс со своей работой 1925 г. – одиночка, подзабый и вновь открытый только в конце ХХ в.

    Но психологи напомнят нам игнорируемого историками Фредерика Бартлетта («Воспоминание», 1932), искусствоведы – Аби Варбург («Атлас Мнемозины»), пытавшегося проследить, как Античность продолжала жить в новое время благодаря «образной памяти» в культуре3. Культурологи напомнят нам об изучении «мнемотехник» Фрэнсис Амелией Йейтс («Искусство памяти», 1966). Вспомним Э. Хобсбаума, социолога Эдварда Шилза («Традиция» (1981) или Отто Эксле с его работой «Настоящее мертвых» (1983)… Перечень имен можно продолжить, чтобы доказать, что в изучении памяти в ХХ в. интеллектуального дисконтинуитета, «разрыва» не было. Что же было?

    3. Мемориальный бум

    А была «мемориальный бум» сер. 1980-х гг. – сер. 1990-х., ассоциируемый обычно с проектом Пьера Нора «Места памяти» и основанием в 1989 г. в Тель-Авивском университете журнала «History and memory», специализирующегося на памяти о нацизме, расизме, войнах и конфликтах. Причины всплеска внимания к проблематике памяти разнообразны (реакция на философию постмодернизма, на глобализацию, на появление элетронной памяти, на умножившиеся «войны памяти» (например, на постсоветском пространстве) и т.д.

    На рубеже ХХ – ХХI веков заговорили о «третьей волне» интереса к изучению памяти4. Образ «волны», в отличие от образа «этапа» содержит в себе больше континуитета, чем дисконтинуитета. «Конфликты памяти» из академического сообщества и со страниц учебников по истории выплеснулись на международную арену. Все стало гораздо серьезней. В ряде стран разрабатывается «мемориальное законодательство». За нарушение закона о памяти можно получить вполне реальный тюремный срок.

    Сегодня «Мэмори статиз» междисциплинарное направление с лавинообразно растущей библиографией, но не всегда четким понимаем педмета изучения. Под изучение исторической памяти подгоняют все: от Микки Мауса до Французской революции.

    Современный интересс к изучению памяти – даже не «третья волна», а девятый вал Айвазовского. Лавина публикаций как теоретического (работы Ассман), так и конкретно-исторического характера, международные конференции, лаборатории и научные центры новые специализирующиеся на изучении исторической памяти научные журналы. В 2015 г. учреждена Ассоциация исследований памяти. Сегодня в университетах уже сотни программ по «мэмори статиз» (правда с разноголосицей в терминологии).

    Что касается историков, то исследование исторической памяти стало для них своеобразной параллельной вселенной, другим измерением. Почему параллельным миром? Потому что все, что мы уже изучили о прошлом можно изучить еще раз, с точки зрения того, как то или иное впечатление от того или иного события отложилось в сознании (или подсознании) людей и далее сохранялось в исторической памяти. При переносе объекта исследования с описания «вещи» на описание представлений об этой «вещи» и открываются для историков новые миры.

    Наш Университет, наши гуманитарии не остались в стороне от этого «мемориального потопа». У нас нет еще как в Европейском университете С.-Петрбурга специальных программ по изучению памяти. Но у нас с 2010 г. издается два раза в год сборник «История и историческая память», в котором публикуют свои изыскания не только историки, но и политологи, социологи, психологи, филологи. Даже один физик – Д.А. Усанов. Пользуясь случаем, приглашаю всех к публикациям. Спасибо за внимание и понимание.

     

    1 «Легендарная топография Евангелий на Святой земле, исследование коллективной памяти» (1941 г.)

    2 Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3.

    3 Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения Античности. - СПб. : Азбука-Классика, 2008.

    4 Сафронова Ю.А. Третья волна memory studies: двадцать три года против шерсти // Политическая наука. 2018

    Справка: журнал «История и историческая память» издаётся НОЦ «Региональное культурно-историческое наследие и кросс-культурные связи» Института Истории и Международных отношений Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского: https://www.sgu.ru/structure/imimo/nasledie/istoriya-i-istoricheskaya-pamyat

    Культура

    • Анастасия Чернышова: хвалынские мотивы на большой выставке картин в СОДРИ

      На улице октябрьская хмарь, а при входе в выставочный зал нас согрел летний августовский воздух. На 2-м этаже Дома работников искусств поселилось летнее настроение.

      Мы начали просмотр с картин Елены Батраевой. Лучи жаркого солнца пронизывали её живописные полотна.

      Подробнее...

    • Игошина Елена: выставка картин Галины Журавлевой в СОДРИ

      Мощная по силе воздействия на зрителя выставка «Жизнь продолжается» донецкой художницы Галины Александровны Журавлёвой представлена Домом работников культуры города Донецка в Доме работников искусств города Саратова. Пройти мимо не получится. Выразительные работы Журавлевой поднимают пласт эмоций, заставляют вкладываться

      Подробнее...

    • Сир Двор представляет: выставка картин «Добро. Свет. Душа…»

      Выставка работ Татьяны Ивановой-Гуляевой, члена СРОО «Творческий союз художников», открыта с 20 октября 2023 года в «Земском обозрении». Картины автора в жанре потоковой живописи. Выступили С.В. Дворников, Б.В. Глубоков, Владимир Кузьмичёв и другие. Видео 17 минут. Пару песен спела композитор Анна Скворцова в растрёпанных чувствах.

      Подробнее...

    • Татьяна Крылова: юбилей силами двух театров

      Один из ярчайших и самобытных артистов нашего города, Юрий Лапшин срежиссировал собственный юбилейный творческий вечер и объединил артистов сразу двух театров, где служит. Это муниципальные театры: драмы для детей и молодёжи «Версия» и драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ». Их творческие силы были брошены на то, чтобы оттенить

      Подробнее...

    • Игошина Елена: видеть краски жизни!

      Картины в светлой радостной гамме представлены на выставке "Краски жизни" в Колонном зале Дома работников искусств. Ученицы художника Натальи Леонтьевой, члена Союза художников РФ, из студии "Чудо": Галина Хабеева и Светлана Федорова, щедро поделились своим видением прекрасного вокруг нас. В живописной и графической технике

      Подробнее...

    • Игошина Елена: все принцы в гости к нам!

       Принцесса цирка будет коронована в Саратове. Помните ли вы, друзья, что Саратовский государственный цирк имени братьев Никитиных первым представил публике единственный в мире конкурс в стиле «А ну-ка, девушки!» в далёком 2005 году?

      Подробнее...

    • Татьяна Крылова: возвращение в беззаботное детство

      Яркую музыкальную феерию представил на Исторической сцене Саратовский академический ТЮЗ им. Ю.П. Киселёва 30 сентября и 1 октября 2023 года.

      Подробнее...

    • Елена Игошина: хвалынские пейзажи: открытия и находки в СОИРО

      27 сентября в дружеской обстановке прошло открытие выставки картин учителей-художников «Хвалынские этюды педагогов - 2023. Год педагога и наставника». Проект реализовали Саратовская областная организация Общероссийского профсоюза образования и Саратовский областной институт развития образования (СОИРО).

      Подробнее...

    • Алиса Серебрянская: премьера шоу "Страшная сила" 13 сентября

      Голливуд отдыхает. Космические пришельцы явились в наш город. Какие звёздные войны?! Все мелкие делишки остались за пределами Галактики. Решать проблемы землян, отставив другие, в образе честных стражей будут теперь Народные артисты России Эдгард и Аскольд Запашные. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке пока

      Подробнее...

    • Татьяна Крылова: аскетизм в ТЮЗе

      Декорация почти во всю сцену, изображающая высоченную бетонную стену, напомнила мне огороженный тюремный двор... В некоторых местах серой махины проглядывала решётка! Эта конструкция к спектаклю «Гроза» (драматург — Александр Островский), премьера которого состоялась 9 и 10 сентября 2023 года в Саратовском академическом ТЮЗе имени Ю.П. Киселёва. На фоне мрачной, безликой стены двигались артисты.

      Подробнее...

      Яндекс.Метрика