Валерий Ганский: «Ах, мать стиха, Ахматова»
10 октября 2019 года в Государственном музее К.А. Федина состоялось открытие выставки «Анна Ахматова. Бег времени» (к 130-летию со дня рождения). Из фондов Государственного музея К.А.Федина. Судьба Ахматовой рассмотрена в экспозиции сквозь призму подлинных документов: редких прижизненных изданий книг и журналов, графических работ М. Добужинского, Ю. Анненкова, А. Остроумовой-Лебедевой, Г. Верейсго, П. Шиллинговского, В. Конашевича, А. Хижинского.
Визуальный образ Петербурга – Петрограда – Ленинграда, города, воспетого поэтом, запечатлён в фотографиях, старинных открытках, графических работах. Посетители знакомятся с редкими материалами, бережно хранившимися в архиве Федина, – уникальными фотопортретами Ахматовой, выполненными П. Лукницким, Н. Пуниным, М. Наппельбаумом, записками Ахматовой Федину, с которым её связывали тёплые дружеские отношения, книгами с её дарственными надписями. На выставке звучат записи голоса поэта, любимая музыка Ахматовой. За окном сухая солнечная разноцветная яркая осень.
А я вспоминаю осень 10-летней давности. 19 ноября в Государственном музее К.А. Федина состоялся литературный вечер «Таинственный песенный дар» к 120-летию со дня рождения А.А. Ахматовой. Шла речь о «поздней» Ахматовой и, прежде всего, об одном из самых удивительных и загадочных произведений автора – «Поэме без Героя». На вечере звучали отрывки из поэтических и прозаических произведений поэта, а также уникальные записи голоса А. Ахматовой. Юмористическую нотку в литературный вечер внес Почётный гражданин г. Саратова Лев Горелик, который рассказал о своих встречах с Анной Андреевной на Ордынке в доме драматурга Виктора Ардова и о портретах Ахматовой, написанных друзьями Горелика - Г. Гликманом и А. Ортегой, репродукции которых демонстрировались на выставке, организованной к её юбилею.
Бывая в Москве, Анна Андреевна в течение многих лет подолгу жила на Большой Ордынке, дом 17-а, в квартире у Ардовых. Сюда приходили к ней друзья. Принимала она их в крошечной комнатке старшего сына жены Ардова, актрисы Н.А. Ольшанской Алёши Баталова (народный артист СССР Алексей Баталов). В комнатке было тесно: еле вмещалась тахта (а по воспоминаниям Горелика — просто пружинный матрац, стоявший на деревянных чурках), маленький письменный стол, заваленный книгами, папками, раскрытыми чемоданами, стул и столик с зеркалом. Горелик назвал эту обитель Ахматовой кельей. Окно, про которое Ахматова говорила, что из него «видны необъятные просторы нашей Родины». На стене висел портрет Ахматовой работы Модильяни 1911 года. О рисунке Модильяни, сделанном в Париже по памяти, а не с натуры, Анна Андреевна говорила, что это никак не портрет и что он один из шестнадцати единственный уцелевший, остальные «скурили солдаты в Царском».
При виде кого-нибудь из ардовских мальчиков в полном параде и с элегантно торчащей из верхнего кармашка пиджака расчёской, она могла как бы вскользь заметить: «Ты бы уж лучше зубную щетку туда». Одним из таких ардовских мальчиков был молодой артист саратовской эстрады Лев Горелик, который познакомился с популярным писателем-сатириком в 1947 году в ресторане Дома актёра. Ардов тут же на салфетке набросал дружеский шарж и подписал: «Этот маленький пострелик называется Горелик!». Лев Григорьевич называл Виктора Ефимовича Ардова крёстным отцом, не только потому, что читал со сцены его произведения, но и благословил на создание первой авторской сатирической книжки. В гостях у Ардова Горелик и познакомился с поэтессой серебряного века. Молодой артист по просьбе хозяина часто в ардовских застольях читал свои сатирические монологи, после одного из которых Ахматова с добродушной улыбкой заметила: «Я эстраду знаю по Горелику». И тут же звучала команда хозяина: «Наливай!» Когда Анну Ахматову перестали печатать, она передала свою рукопись поэмы «Реквием» друзьям в надежде, что они сумеют сохранить это произведение до будущего читателя. Так драгоценный ахматовский дар через Ардова оказался у Льва Горелика. А когда поэма была опубликована, хранитель этой реликвии передал её в саратовский музей Федина, который теперь стал Музеем литературы ХХ века, где она находится под стеклом экспозиционной витрины.
В заключение ахматовского вечера автор этих строк прочитал свои стихи, посвящённые Ахматовой, и подарил их музею.
* * *
Ах! Мать стиха – Ахматова –
Горенко в жизни адовой.
Серебряного века
Поэта идеал.
Сатирик из Саратова
На Ордынке Ардова
Горелик Лев Ахматову
Впервые увидал…
Живет в музее Федина
Поэма Анны «Реквием» -
От Ардова с Гореликом
Ахматовский привет.
Возможно, ее предок,
Преданный анафеме,
Или крещенный силою,
Ахмат или Ахмет.
Жил где-то под Саратовом
В Золотой Орде Увекской,
А может в Красном Куте,
Где есть село Ахмат.
Девчонке, жившей праздно,
В тревоге царскосельской
Так временами скучно,
А сердце бьет в набат.
В набат любви с бессонницей,
Со строфами – тюльпанами,
«Молитвою воскресною»
Подруге дорогой:
Судейкиной – художнице,
Валерии Тюльпановой.
А в жизни Анна верная
Поэзии одной…
Студентка из Саратова,
Из политехнического
На практике дорожной
Московской кольцевой
Ходила на Ахматову
В музей Политехнический.
Потом читала с дрожью
Стихи под грейдервой
Девчонкам из деревни
В рабочих рукавицах
С душой перчатнолайковой
К солдатам-пацанам.
К стихам какая ревность?
Вот к барышне с косицею,
Что запрещает лаяться
И будит по утрам!
Студентка стала дамою,
Художницей и чтицею.
Ахматову на лекциях
Студентам подает,
Майя Ромаданова,
Любуясь ей, гордится,
Стихами, как инъекцией,
И лечит, и живет…
Горелик с Ромадановой
На выставку картинную
Художника и скульптора
Вдвоем пришли в музей.
А там портрет Ахматовой
Гавриила Гликмана,
Коллекции Горелика
(Из его друзей).
Стоят вокруг художники,
Поэты и писатели.
Ахматова с портрета
Притягивает взор.
Глаза и голос ожили.
А тушь, как крем питательный,
Блестит глазурью лета
И дышит светом зорь.
На вытянутой шее
Головка с черной челкой,
Глаза чернее бездны,
Но радостнее вновь:
На сердце хорошеет
От стихов девчонки,
Открывшей нам в поэзию
Ахматовой окно.
- Просмотров: 1365