Валерий Ганский: «ГраФОМАн ОПИСКИН»

Играют в ТЮЗе классику… Русскую классику. Мало - не исполнилась моя мечта пятилетней давности, когда брал интервью у бывшего тогда министра культуры Саратовской области Светланы Краснощёковой. Тогда в репертуаре ТЮЗа из 20-ти спектаклей 13 были - по зарубежным авторам. То есть, 65% иностранщины. На что министр ответила, что у министерства культуры нет таких

полномочий, чтобы влиять на репертуарную политику автономных учреждений культуры. Какие спектакли ставят театры - это их политика. Политика не изменилась: ныне в ТЮЗе Киселёва в репертуаре января 2019 года из 37-ми спектаклей 21 – отечественных классиков. То есть, 64% иностранщины. И среди них пять премьер.

28 декабря 2018 года на Малой сцене ТЮЗа им. Ю.П. Киселева состоялась премьера спектакля «Фома Опискин» по повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». «Сцены из жизни села Степанчиково» - так назвал спектакль автор композиции и постановки главный режиссёр театра Алексей Логачёв. Многие русские писатели, в том числе А. М. Горький, высказывались против инсценировок прозы для театра, ведь из сценического воплощения прозы неизбежно уходит авторский текст. Но только не у Логачёва…

И это не просто перемещение героев Достоевского на сценическую площадку. Изменено пространство - специально для этого действа конфигурация зрительного зала Малой сцены превращена в подкову, зрители окружают увеличенную сценическую площадку с трех сторон – камерный формат общения. Минимум декораций – только столы, да стулья, да окно на заднике, где-то там, в темноте. На фоне голых стен и колонн выделяется жёлтый контур гитары, которая позже сопровождает русскую пляску камаринскую. Вообще, постановщик точечно использует русское народное творчество – так прощально звучит в актёрском ансамбле спектакля «Фомы Опискина» народная песня «Степь да степь кругом». (Жаль, что уже не существует вокального ансамбля ТЮЗа «Надежда», остался лишь один осколок в виде актрисы Тамары Цихан (Тартер), нет и заведующего музыкальной частью Сергея Ткачёва, приглашённого в театр ещё в 1979 году Юрием Кисёлевым, нет и самой музыкальной части, зато есть хормейстер Надежда Голубева).

Степь да степь кругом,

Путь далёк лежит.

В той степи глухой

Замерзал ямщик.

Эпизод поездки на лошадях (также, как и в «Отрочестве») Алексей Логачёв поставил по студийному, условно обозначив трясущихся в дороге героев.

Освещена только игровая часть сцены, находящаяся ниже установленных амфитеатром зрительских кресел, и ритмично вспыхивающая установленными на потолке лампами дневного света, как «тире» в азбуке Морзе (художник по свету Виктор Стороженко).

Как и в прошлых своих постановках по классике (спектаклях «Отрочество», «Милый Сашенька», «Двенадцать стульев»), Логачёв сам пишет близкую к авторскому тексту инсценировку. Вместе с артистами театра и художником-постановщиком Ольгой Колесниковой он пытается сделать героев классического текста созвучным сегодняшнему дню.

В своей первой работе в саратовском ТЮЗе, спектакле «Отрочество» на Малой сцене по произведениям Л.Н. Толстого, Алексей Логачёв уже показал, что может придать актуальное звучание классическому материалу, сделать его понятным и близким для юного зрителя сегодня. Яркие светлые краски картин, окружающих Николеньку, вплетённые в ткань спектакля, конрастируют с чёрно-белой палитрой нынешней премьеры.

Также были символичны и органичны костюмы героев спектакля «Милый Сашенька» по роману И. А. Гончарова «Обыкновенная история» в исполнении театрального художника Ольги Колесниковой. Сиреневый сюртук, светлые панталоны и белый цилиндр Сашеньки, символизирующие весеннее пробуждение природы, в процессе его познания жизни превращаются в чёрные. Любопытны костюмные противопоставления мужских и женских ролей: у мужчин закрытые стоячие воротнички, двубортные сюртуки, у женщин – декольте, юбки с кринолином, атрибуты, говорящие о разных характерах. Символичен закулисный голос, мягко и настойчиво предупреждающий зрителей о выключении мобильных телефонов. Это голос Народного артиста РФ, бывшего главного режиссёра театра Григория Цинмана, безвременно ушедшего из жизни (но не из театра) около 10-ти лет назад.

Предпремьерный показ «Сцен из жизни села Степанчиково» для журналистов и своих коллег. Режиссер Логачёв в первом ряду амфитеатра, рядом ломберный столик с чистыми листами бумаги и карандашами. Лицо сосредоточено на действе, ладонь поддерживает подбородок, закрывая уста то одним пальцем, то всей пятернёй, часто поглядывая на ручные часы – это первый полуторачасовой акт. По мимике режиссёра видно, как идёт спектакль, как выполняются его установки, скрытая улыбка выдает удовлетворение действиям актеров. Режиссерский почёрк Логачёва виден сразу, в самом начале сценической жизни села: это коллективный портрет обитателей генеральского дома – ковчега, в котором постоянно живут неразрывно с Генеральшей Крахоткиной в инвалидном кресле, как бы продолжательницей жизни десятилетней генеральской обезноженности (актриса Виктория Самохина) её внуки Илюша и Сашенька (Александра Карельских, Юлия Мещерякова), девица Перепелицина (Вера Яксанова), Обноскины – Павел (Поль) Семёнович (Александр Термасов) и его мать Анфиса Петровна (заслуженная артистка РФ Татьяна Лукина), две богоугодные старушки-приживалки (заслуженная артистка РФ Нина Пантелеева и Тамара Тартер). Сценический портрет обитателей перекликается с портретом умершего генерала Крахоткина, вокруг которого хлопочут обитатели ковчега. Приём с портретом Логачев использовал в «Милом Сашеньке» - портрет Александра Пушкина. В этом же спектакле использовался приём стоп-кадра. В новой премьере стоп-кадры, соседствующие с изумительной пластикой актёров, придают режиссёрскому рисунку Логачёва яркость, контрастность и динамичность – сценическую вязь режиссёра-математика (кроме ГИТИСа, он окончил Нижегородский госуниверситет по факультету вычислительной математики и кибернетики).

Актёры обжили сценическое пространство – перед нами живые современные обитатели села Степанчикова из записок неизвестного. Со своими характерами и взаимоотношениями, радостями и трагедиями, выставляющими напоказ зрителю изнанку своей души и жизни. Ведь не зря же художник спектакля Ольга Колесникова одела некоторых героев в костюмы с изнаночной стороны. «Тут положил я мою душу, мою плоть и кровь» — так писал Достоевский о «Селе Степанчикове» в своих письмах.

«Фома Опискин» — это более близкое узнавание десятиклассниками творчества Достоевского и открытия художественного дара писателя, встреча с миром обитателей села Степанчикова, полным комедии и драмы, трагедии и фарса.

Второй полуторачасовой акт «Сцен из жизни» Логачёв спокоен, на часы не поглядывает, голова немного откинута назад, рука уже не прикрывает уста и не прикрываются глаза.

«Дом дяди стал похож на Ноев ковчег» - устами племянника Ростанева говорит в повести Фёдор Достоевский. Значит, главный герой повести и постановки, чьим именем она названа, Фома Опискин является тем самым Ноем, который управляет этим самым ковчегом.

Образ Фомы, которого эмоционально изображает актёр Антон Щедрин, подходит под характеристику Достоевского: «Фома Фомич есть олицетворение самолюбия самого безграничного, но вместе с тем самолюбия особенного, именно: случающегося при самом полном ничтожестве, и, как обыкновенно бывает в таком случае, самолюбия оскорблённого, подавленного тяжкими прежними неудачами, загноившегося давно-давно и с тех пор выдавливающего из себя зависть и яд при каждой встрече, при каждой чужой удаче. Нечего и говорить, что всё это приправлено самою безобразною обидчивостью, самою сумасшедшею мнительностью».

Апофеоз юродства. Манипулятор, гениальный манипулятор – так можно характеризовать образ Опискина, созданный Антоном Щедриным, вслед за образами великого комбинатора Остапа Бендера, гоголевского Хлестакова. Имя и фамилия героя явно намекают на его неудачную связь с литературой — граФОМАн ОПИСКИН. В образе Фомы и его творчестве спародированы «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя и отчасти его личность периода последних лет жизни. Имя Фомы Фомича Опискина стало нарицательным.

Весь спектакль Алексея Логачёва пронизан как бы электрическим током. Потому что в нем два противоположных полюса – зло и добро: Фома Опискин и полковник Егор Ростанев. Егор Ильич — патологический добряк, которого играет Алексей Ротачков, о котором режиссёр говорит: «Такой артист – это находка».

На поклон действующие лица и исполнители «Фомы Опискина» выходили в виде каре, а на режиссёрском столике светился чистый прямоугольный лист белой мелованной бумаги.

Надеюсь, что новая постановка Саратовского ТЮЗа останется в золотом фонде спектаклей старейшего театра юного зрителя.

  • Просмотров: 1651

Яндекс.Метрика