Валерий Ганский: "Свеча горела..." (вечер 1-ый из 5-ти)


В центре занесённого снегом Саратова, окружённый сугробами как свечка на покрытом белой скатертью столе, высится новый ТЮЗ. Здесь, на Малой сцене 29 января 2019 года состоялся вечер памяти Народного артиста России Григория Семёновича Цинмана «Упражнения в прекрасном». Это первая встреча из цикла «Пять вечеров»,

посвящённого легендарным яртистам ТЮЗа Киселёва, которых уже нет с нами, но память о которых до сих пор жива. Этот цикл вечеров посвящён 100-летию Саратовского ТЮЗа и призван представить зрителям историю театра «в лицах».
В глубине сцены на большом белом экране до боли знакомое лицо бывшего главного режиссёра театра Григория Цинмана, освещённое огненным светом пяти свечей. Символично, что творческая жизнь артиста, сгоревшая как свеча, освещает нынешнее актерское братство тюзовцев, в чём можно убедиться на вечере памяти, где прозвучали песни и отрывки из спектаклей прошлых лет, увидеть уникальную видео-хронику и творческие посвящения коллег.
Открывая вечер, художественный руководитель ТЮЗа, Народный артист России Юрий Ошеров сказал, что Цинман и сегодня постоянный участник всех спектаклей театра, его голос звучит перед открытием занавеса, напоминая, что актёр ушёл из жизни, но не из театра. А «Театр - это моя жизнь, целиком и полностью», - повторял Григорий Семёнович.
И, хотя, новый век изменил систему ценностей и театр стал безыдейным и развлекательным, актёры ТЮЗа, продолжая вековые традиции, говорили на вечере памяти о будущем, отвечая на вопрос: "что останется театру в двадцать первом веке, в веке интернета и компьютеров?" - по-цинмановски: "Живое слово". Его можно будет услышать только со сцены.
В течении часа звучали в Малом зале нового ТЮЗа «живые слова», не развлекая зрителя, а внося в его душу непреходящие ценности русского психологического театра. И саратовской театральной школы, приверженцем которой был Григорий.
Напомню его театральное творчество, начиная с юношеского театра «Молодая гвардия», который создала при саратовском городском Дворце пионеров Н.И. Сухостав. Свои первые роли в этом театре сыграли Олег Табаков, Владимир Конкин, Галина Яцкина, Владимир Краснов и многие другие саратовские артисты. Потом было Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова. В 1976 году молодой актёр был зачислен в труппу театра юного зрителя, где проработал до последних дней жизни. За это время он сыграл десятки ролей, создав незабываемые образы в пьесах по произведениям Достоевского, Пушкина, Шекспира, Гюго, Гоголя, Диккенса, Островского, Чехова, Гольдони, современных авторов. Среди разнообразных характеров, представленных Г.С. Цинманом на тюзовской сцене, были самоотверженные герои и коварные соблазнители, сказочные злодеи и добрейшие отцы семейства, беспринципные дельцы и деликатные интеллигенты.
Григорий Семёнович получил высшее образование, окончив театральный факультет консерватории. Стал тюзовским режиссёром: поставил четыре спектакля, сочинил сценарии к бесчисленному множеству капустников, в которых выступал и как режиссёр, и как исполнитель. В 2000 году он стал лауреатом II областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» в номинации «Дебют» за режиссёрскую работу над мюзиклом «Вестсайдская история».
 Следующей режиссёрской работой Григория Семеновича стала сказка М.К. Машаду «Похищение луковиц». Пёстрое, уморительно смешное, полное цирковых трюков действо приводило в восторг не только маленьких зрителей. В этом спектакле в главных ролях выступили Кирилл и Лора Цинман – сын и сноха Григория Семёновича, создавшие яркий клоунский дуэт.
  В 2004 году Г.С. Цинман обратился к пьесе М. Ладо «Очень простая история». Изысканный в своей простоте, наполненный множеством явных и скрытых смыслов, спектакль в 2005 году получил «Золотого Арлекина» в шести номинациях, а на II Международном театральном форуме «Золотой Витязь» в Минске был награждён специальным призом жюри «За яркий актёрский ансамбль».
В 2004 году Григорию Цинману было присвоено звание «Народный артист России». В 2007 году он стал главным режиссёром Саратовского ТЮЗа имени Ю.П. Киселёва – человека, которого он глубоко и искренне ценил, считал одним из своих учителей.
Последней режиссёрской работой Григория Семеновича стала пьеса Шекспира «Много шума из ничего». В очередной раз он поразил зрителей множеством неожиданных находок, блистательным построением мизансцен, точнейшим подбором актёров.
До последних дней Г.С. Цинман работал над новой постановкой – спектаклем «Соловей». Зрители должны были увидеть театральный коллаж из сказок Андерсена с элементами, характерными для пекинской оперы: пантомимой, акробатикой, танцами. Планировалось создание уникальных костюмов и декораций. Актёры увлеченно работали – как всегда, когда за дело брался Григорий Семёнович. Мы могли бы стать свидетелями ещё одного театрального чуда. Премьере не суждено было состояться. 2 июня 2009 года Г.С. Цинмана не стало.
Вся театральная жизнь Цинмана прошла перед зрителем на этом памятном вечере, перед его почитателями, которые считают его «целой театральной эпохой, целой вехой». Театралы ещё раз услышали из уст его коллег признание в любви к театру: «Не могу жить без театра. Это действительно так. Пытался, пробовал внутренне уйти от этой глубокой привязанности... Не получилось. Когда отсутствую в театре хоть несколько дней, кажется, что-то произошло, а я не стал свидетелем, неважно каких событий, плохих или хороших». И театр ответил Цинману взаимностью. И аплодисментами.
Низкий земной поклон и цветы от супруги Григория Людмилы Иванниковой - Цинман стали заключительной точкой памятного вечера из цикла «Пять вечеров».

  • Просмотров: 1219

Яндекс.Метрика