Татьяна Крылова: одиночество жука

Тревожный, мистический, пугающий мир образов из новеллы непостижимого Франца Кафки «Превращение», похожий на галлюцинацию, во время которой монолог артиста (А. Картаев) звучит как бред психически больного... Всё это было показано на сцене Саратовского государственного академического театра драмы им. И.А. Слонова в спектакле

«Alone», представленным Государственным молодёжным театром Узбекистана в рамках «Больших гастролей» 22 июня 2022 года. Данное мероприятие было организованно ФГБУК «Росконцерт».

Особенно поразил исполнитель роли Грегора Замзы — Анвар Картаев, пластикой тела и внутренним, психологическим слиянием с личностью героя продемонстрировал публике трансформацию из мужчины — в огромного неряшливого жука, усеянного остатками трапез, да ещё испытывающего чувство вины. Фантастический мир, пронизанный метафоричными образами и таким будничным насилием над личностью Грегора со стороны всех членов его семьи, показанный в спектакле, для меня символизирует самоотчуждение главного героя и его внутреннее одиночество.

Диссонанс для зрителей происходит из-за несоответствия мерзкой, отталкивающей оболочки жука и его внутреннего мира, в котором есть место любви к семье, место для доброты и самопожертвования. Несправедливый рок, бессмысленная, трагичная, необъяснимая судьба героя на фоне причудливых, гротескных событий представлена шокирующе и неожиданно.

Недаром Франц Кафка в письме невесте, Фелиции Бауэр писал о «Превращении», что это «исключительно тошнотворная история».

Неожиданную метаморфозу, описанную противоречивым Кафкой, на язык театра переложил автор инсценировки Игорь Качаев (он же режиссёр-постановщик спектакля).

Думаю, что спектакль — это вневременная история о желании быть принятым и понятым своими близкими родственниками и о невозможности это получить, об их потребительском, агрессивном отношении к Грегору. А также об отчаянии героя, когда приходит понимание неизбежности изменить ход вещей. «Ад — это другие», - сказал Ж.П. Сартр.

Ещё — это исследование истоков жестокости и садизма, пример непротивления личности злу в условиях боязни внешнего мира.

К кафкианскому кошмару, как утверждал Брехт, необходим ключ: «ко всему нужен ключ, как к тайнописи». Спектакль передаёт страх главного персонажа перед миром, его абсурдом, ужасом и противоречивостью.

Художник-постановщик М. Медведева.

Художник видеоряда Амаль Сейд-Оглы.

Композитор Р. Волков.

 

8 фотографий пресс-конференции и спектакля — Армен Осипян

  • Просмотров: 2215

Яндекс.Метрика