Феллер В.В.: тенденции технологической революции

Каковы тенденции технологической революции начала XXI века и перспективы развития человеческого потенциала? Об этом рассказал Виктор Валентинович Феллер 26 марта 2021 года в своём докладе Философско-гуманитарному Земскому клубу «Росс-XXI век». Выступили:

Сухарев И.Г., видео 9 минут: http://zemob.ru/index.php/953-sukharev-i-g-uproshchenie-v-biologii-i-kulture-isklyuchaet-svobodu

А.В.Тереножкин, видео 2 минуты: http://zemob.ru/index.php/954-terenozhkin-a-v-vystuplenie-po-dokladu-v-v-fellera

Д.В.Чернышевский, видео 6 минут: http://zemob.ru/index.php/956-chernyshevskij-d-v-tekhnologii-eticheski-nejtralny

А.В.Гладышев, видео 3 минуты: http://zemob.ru/index.php/961-gladyshev-a-v-uskorenie-vedjot-k-uslozhneniyu

С.В.Макаров,

М.В.Калашников, аудио 2 минуты: http://zemob.ru/index.php/964-kalashnikov-m-v-strana-bez-budushchego-30-let-skoro-slom-tendentsii

А.В.Родионов,

и, заключительное слово произнёс докладчик.

К сожалению, по техническим причинам часть прений не была записана, а одно из выступлений только в аудиозаписи не лучшего качества и не полностью.

Для справки: статья В.В. Феллера (часть которой стала основой доклада) на сайте «Земское обозрение»: http://zemob.ru/index.php/940-tendentsii-tekhnologicheskoj-revolyutsii-nachala-xxi-veka-i-perspektivy-razvitiya-chelovecheskogo-potentsiala.

Тенденции технологической революции начала XXI века и перспективы развития человеческого потенциала

Каково влияние на личность и деятельность нашего современника происходящих и ещё только наметившихся радикальных технико-технологических и социально-технологических изменений? Человеческий потенциал, подвергаемый в ходе 4-й промышленной революции интенсивному и, зачастую, разрушительному воздействию, включает:

-ценностно-смысловые,

-социально-статусные,

-бытовые,

-профессиональные,

-творческие аспекты человеческой личности и деятельности.

Носителями человеческого потенциала являются не только индивиды, но также малые и большие группы людей, обладающие собственной субъектностью и «проектностью». Они — более значимые носители человечности как таковой, чем индивиды. Что не только не противоречит «роли личности в истории», но и является условием возможности для появления гениев, входящих в резонанс с коллективным бессознательным (даймоном Сократа и Гете). Поэтому я говорю не столько о «массах», сколько о «коллективных личностях». Это общности, определяющие глубинную способность человечества развязать (или, иной раз, разрубить!) «гордиевы узлы» XXI-го века.

«Ренессансам», «Реформациям» и «Просвещениям» всегда предшествует цивилизационный кризис и внутренняя деградация коренных значений и смыслов, как восход солнца предваряет «глаз выколи» тьма.

Главный вопрос – способен ли человек дать адекватный «ренессансный» ответ вызовам и угрозам XXI века и каким, в общем виде, но в конкретных формах, должен быть этот кластер ответов и решений?

Сам характер конкретных угроз сейчас для всех ещё не вполне прояснён. Системные угрозы для многих имеют вид очевидного общего блага.

Поскольку цифровизация и роботизация открывают перспективу тотального контроля над человеком и формируют мощные заинтересованные группы и иерархии, то корневой проблемой современности вновь становятся проблема развилки путей МЕЖДУ СВОБОДОЙ И РАБСТВОМ.

Именно в этом свете я рассматриваю не только прямые угрозы 4-й промышленной революции, но и угрозы, сокрытые в самих восхитительных возможностях перемен.

Мой частичный «технопессимизм» есть не результат ангажированной эмоциональности, пугливого пессимизма или расчёта на «партийное» восприятие аудитории. Это лишь естественное, присущее «волшебному зеркалу» нашего разума, «полному неясных и обманчивых видений» (Бэкон), искажение вполне рационального синтеза моего представления о грядущем как о «карте угроз».

Кроме негатива, присущ нашему времени и позитив. Он выражается в наращивании «ренессансного» человеческого потенциала с опорой на живую традицию и вновь проснувшийся коллективизм. Тут значимы и интеллектуальная традиция историзма (но не историцизма), и прояснённое понимание сильных и слабых сторон современного человека, а также новых возможностей, открываемых «умной» техникой, включая «приручённый» ИИ. Например, я предполагаю, что на рубеже XX и XXI веков незаметно началась «тихая», но, в конечном счёте, определяющая ход больших исторических процессов, ментальная революция, ведущая к становлению 4D-мышления на основе 3D-представления, обеспечиваемого соответствующими компьютерными технологиями. По своему значению в истории нашего разума ближайших двух-трёх столетий это должно быть сравнимо с влиянием в греческой ойкумене распространения письменности на развитие литературы, образования и философии VI-III веков и влиянием геометрии на мировоззрение и науку эллинистического мира IV-I веков до н.э.

Угроза разрушительного экологического кризиса последовательно нарастает. И все наши действия, направленные на сдерживание кризисных тенденций, только усиливают общий тренд. Загрязнение воздуха, вод, земли, истощение природных ресурсов, уничтожение популяций и видов, и, наконец, системное вырождение экосистем ведут к порогу срабатывания триггера – к глобальному коллапсу. Но нарастание этой угрозы связано с «экологическим кризисом» не только «внешней природы» Земли, но и «внутренней природы» Человека, с экологическим кризисом общечеловеческой цивилизации и включённых в неё великих цивилизаций, прежде всего западной (панъевропейской).

Итак, нам надо:

1)понять, от чего следует избавиться в XXI столетии и даже быть готовым избавиться от «самого дорого» (принести осознанную жертву для освобождения от власти жертвуемого);

2)найти то, что следует взять с собой ради достижения желаемого будущего, прежде всего, определить «минимальный набор» самого необходимого для «путешествия налегке» (подозреваю, что это должны быть, прежде всего, знания и духовные ценности);

3)определиться с самими собой, со своим лучшим образом и поведением (деятельностью) – «по образу и подобию».

В.В. Феллер

  • Просмотров: 1111

Яндекс.Метрика