Смазочные материалы (пластичные смазки)

Важность смазывания в технике трудно переоценить. Смазка предотвращает перегрев трущихся поверхностей, защищает от коррозии, снижает вибрацию, имеет много других применений в технике. По данным компании SKF, неправильное смазывание является причиной около 36% выхода подшипников из строя. Концепция смазывания происходит с того времени, когда люди научились делать инструменты и приспособления.

С появлением технических новшеств где присутствует трение – например : ступицы колес, прядильные и ткацкие станки , механизмы для подъема каменных блоков при строительстве – потребовались и смазочные материалы.

Сма́зочные материа́лы  — твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, которые наносятся на контактирующие поверхности в автомобильной технике, промышленных машинах и механизмах, а также в быту для снижения износа, вызванного трением. Используются для консервации и уплотнения.

Первоначально, в древности, в качестве смазочных материалов использовались масла растительного происхождения: оливковое, рапсовое, арахисовое, а также жир животных. С развитием китобойного промысла в 17 веке массовое применение находит китовый жир. Но всё изменилось с началом добычи нефти и её переработки в конце 19 века. Смазки стали производить на основе нефтепродуктов. Стремительное развитие промышленности, автомобилестроения, авиации привело к созданию сложных механизмов, работающих во всё более тяжёлых условиях. Безотказность техники стала критичным фактором, а поломка — очень дорогостоящим и часто опасным «удовольствием». Важнейший элемент безотказности – надёжное, точное смазывание. Развитие нефтехимии и науки трибологии привели к созданию принципиально новых смазочных материалов

Триболо́гия — наука, раздел физики, занимающийся исследованием и описанием контактного взаимодействия твёрдых деформируемых тел при их относительном перемещении. Областью трибологических исследований являются процессы трения, изнашивания и смазки.

Для технических потребностей используют различные типы смазочных материалов. Мы остановимся подробнее на пластичных смазках, предназначенных , в том числе для смазывания подшипников.

Пластичные (консистентные) смазки в силу своих особенностей используются там, где применение обычных масел невозможно или неэффективно. Пластичные смазки изготавливаются из трех компонентов — базового масла, загустителяи присадок. В качестве базового масла используются минеральные  или синтетические масла имеющие различную вязкость. Благодаря загустителю смазочный материал остается на месте смазывания. Там он обеспечивает длительную защиту от трения и износа и уплотняет место смазки, защищая его от внешних воздействий, например, влаги, абразивных частиц и других посторонних материалов. По сравнению с другими смазочными материалами пластичные смазки имеют более широкий температурный диапазон и спектр применения. Пластичные смазки часто используются для подшипников качения и скольжения, валов, направляющих, а также в винтовых и цепных передачах, в редукторах. С областями применения пластичных смазок,согласно ГОСТ, можно ознакомится в ГОСТ 23258-78.

Пластичные смазки являются самыми популярными в мире. А около 70 % пластичных смазок приходиться на литиевые смазки.

Литиевые смазки широко применяется в качестве универсальной смазки практически по всех узлах с повышенными эксплуатационными характеристиками.

На российском рынке литиевые смазки продаются как отечественные ,так и импортные. К слову сказать, Советский Союз к 1980-м годам производил почти сотню наименований различных пластичных смазок и многие из них производятся до сих пор, например, такие известные как ЦИАТИМ и литол .

ЦИАТИМ - сокращение от «Центральный институт авиационного топлива и масел» (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти-ВНИИП — корпоративный институт ПАО «НК «Роснефть»), продукт разработки этого института. На самом деле смазки с таким названием не существует. Под этим наименованием выпускается несколько смазок с разными характеристиками и свойствами. Название каждой такой смазки состоит из слова ЦИАТИМ и цифрового обозначения . Например: ЦИАТИМ-201или ЦИАТИМ-221

ЦИАТИМ-221 изготавливается по ГОСТ 9433, изготовлена на основе силиконового масла и комплексного кальциевого загустителя. Важная характеристика этой смазки – её инертность по отношению к полимерам, эластомерам в том числе и к резине. Это позволяет использовать смазку в таких парах трения как металл-резина, пластик–пластик, металл-пластик. Но, использовать её в паре трения металл-металл, например в подшипниках, неэффективно, смазка не даёт необходимой защиты от износа.

Смазка ЦИАТИМ-201 производится по ГОСТ 6267-74, состоит из минерального масла с малой вязкостью,литиевого мыла и присадок защищающих от окисления смазываемые поверхности. Смазка обладает антифрикционными свойствами, морозоустойчива (диапазон рабочих температур от -60 до +90), влагостойкая. Используют данную смазку в малонагруженных узлах трения качения, в том числе в подшипниках. Из недостатков: cмазка не предназначена для смазывания пар подвергающимся тяжёлым нагрузкам. Быстро высыхает на открытом воздухе.

Литол 24 – изготавливается по ГОСТ 21150-2017 состоит из минерального масла ,литиевого мыла и присадок. Это, пожалуй, самая известная из пластичных смазок на территории стран бывшего СССР. Он также, был разработан в Центральном Институте Авиационного Топлива и Масел в начале 70-х годов. Основные свойства Литола –широкий диапазон рабочих температур, устойчивость к влаге, нулевая электропроводность, хорошая сцепляемость с любыми деталями. Из недостатков: низковязкое минеральное масло не позволяет использовать Литол при высоких нагрузках, удерживает абразивные частицы, плохо отводит тепло от трущихся элементов. Смазка используется для подшипников качения транспортных средств (например, генераторов, ступицах колес), электрических машин, в шарнирах, зубчатых передачах. Но следует понимать, что Литол не является смазкой универсальной. Он предназначен для работы в обычных стандартных условиях

К общим достоинствам отечественных пластичных смазок можно отнести приемлемое соотношение цены-качества, доступность в продаже, большой накопленный опыт применения. Недостатки — большинство отечественных смазок было разработаны более 50 лет назад и никаких особых новшеств в них не было потом привнесено. Между тем прогресс идёт вперед, техника становится всё более изощрённой и требования к ней возрастают. И сегодня большинство отечественных пластичных смазок, имеющихся на рынке, не пригодны для экстремальных условий и точного, специального применения.

Импортные пластичные смазки представлены в нашей стране многими брендами с самыми разнообразными характеристиками и уровнем качества. В выборе производителя надо руководствоваться его компетентностью, известностью бренда и, разумеется, качественными характеристиками продукта.

Рассмотрим несколько примеров из линейки пластичных смазок компании SKF – мирового лидера в производстве подшипников, а также изделий для их технического обслуживания и смазочных материалов.

ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ SKF

LGMT2 - Многоцелевая промышленная и автомобильная смазка на основе минерального масла и литиевого мыла с отличной термической стабильностью в диапазоне рабочих температур от -30 до + 120 . Высокая устойчивость к окислению , хорошие антикоррозионные свойства, водостойкость и механическая стабильность.

LGLT 2 высокоскоростная, низкотемпературная пластичная смазка на основе синтетического масла и литиевого мыла. Благодаря уникальной технологии производства может использоваться до - 50 цельсия при высоких частотах вращения. Применяется в шпиндельных узлах станков, веретенах текстильных машин, роликовых коньках , стоматологическом оборудовании, в робототехнике

LGFP 2 Многоцелевая пластичная смазка ,совместимая с пищевыми продуктами. Применяется в оборудовании для пищевой промышленности, разливочных и упаковочных машинах, хлебопекарнях, подшипниках конвейеров. Отличается высокой водостойкостью и устойчивостью к коррозии. Длительный срок службы.Сертификация NSF по категории H1 для применения при производстве халяльных и кошерных продуктов

См. дополнительно статью высокотемпературные подшипники SKF

Надеемся этот краткий обзор будет Вам полезен.

В нашей компании ООО Автоштамп Вы можете приобрести пластичные смазки как российского, так и импортного производства, в том числе и смазки бренда SKF.

За дополнительной информацией, а также по вопросам приобретения продукции обращайтесь, пожалуйста, к специалистам нашей компании .

Саратов +7 8452 43 05 05

Москва +7 499 176 87 87

Волжский(Волгоградская область) +7 8443 34 31 21

Ростов-на –Дону +7 918 522 98 63

Энгельс ( Саратовская область) +7 8453 74 51 47

Балаково( Саратовская область) +7 8453 66 13 80

  • Просмотров: 580

Яндекс.Метрика