Бесплатный осмотр - совет - рекомендация в стоматологическом кабинете «Дента-Вик».

Московская, 59 (угол Радищева). Запись по телефону 8-906-302-82-92

      

«Сюрреализм – это Я» (Сальвадор Дали в Саратове и Фигерасе)

Графика испанского гения, скульптура из стекла, оригиналы фотографий на выставке в залах Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева с 17 сентября 2020 года.

В Испании мы были. И театр Сальвадора Дали в Фигерасе перевернул мои представления об этом художнике. Отстояв длинную очередь и быстрым шагом пройдя по этажам грандиозной, невероятной экспозиции – а иначе невозможно выдержать напряжение нервов, эмоции начинают подавлять сознание – через время мы упали за столик в кафе напротив с видом на красную стену музея, увенчанную крепкими белыми яйцами. Требовалась передышка.

Гений Дали выворачивал мозг и не поддавался осмыслению. На форумах в инете молодёжь категорично вопила: ездить сюда не надо, трата денег, отстой... Публика по залам шла молча, оглушённая или, реже — возбуждённая. Талант автора был явным. Влияние его супруги и музы – заметным. Потолок с парящими богами (Сальвадором и Галой) сравнивали с римскими фресками в папских покоях. Автор достиг богатства и славы, эпатировал и возмущал, не был паинькой, творил и вытворял.

Но, вот что оказалось новым для меня. В этом его причудливом доме, продуманно набитом вычурным хламом, я прочувствовала чистую душу художника. Внутренний протест против удушающей жадности общества потребления. Его болезненную невозможность жить обычной жизнью счастливого простотой уклада человека. Он не был физически крепким. Имел свои странности. Отклонения от нормы доводил до театрального действа. Что только ни придумывал для поддержки своего имиджа! Что только о нём не рассказывали! И в преклонные лета остался один, выполняя капризы отбросившей приличия жены. Не нам судить о жизни знаменитостей. Я вспомнила всё это сегодня не к тому.

Пройдя по залам музея саратовского вместе с Павлом Башмаковым, владельцем «PS Gallery», вместе с Марком Башмаковым собравшим самую большую в России коллекцию графики и объектов Сальвадора Дали, я вдруг словно заново увидела главную составляющую жизни художника — его титанический труд. Сколько он успел сделать за долгую, в общем-то, творческую жизнь! Всё, что открыто сейчас вниманию сограждан, для искушённого зрителя выглядит простенько: лёгкий рисунок, неяркие листы, свободная композиция с фривольными где-то сюжетами, а то и просто безобразия, вызывающие сдавленный смех юных дарований... Если не знать историю, литературу и собственно предисторию, откуда что взялось.

Павел слегка коснулся истории создания графических циклов работ. И пояснил, сколько лет ушло на выполнение этой работы. Не пять и не десять, а поболее! И сотни подготовительных досок, медных пластин и алмазных резцов. А уж глубина погружения в образы, мистическое осмысление сюжетов, символы, имеющие для Дали колоссальное значение – без специальной литературы в этом нам не разобраться.

Пояснительная записка к выставке прилагается, выяснила я в итоге.

Странным показалось мне, что блестящая книга эта, заказное издание к открытию выставки в Кабинете книги художника Государственного Эрмитажа, напечатанная по решению Учёного Совета института продуктивного обучения зимой 2020 года, не была предъявлена широкой публике на открытии выставки, а скромно занимала своё место в небольшом шкафу у входа, вместе с открытками и прочими мелкими атрибутами. От природной скромности, видимо, организаторов. Хорошо, что книгу я нашла. И могу теперь дома спокойно насладиться прекрасной цветной и чёрно-белой полиграфией, осмысляя увиденное. Очень красивое и добротное издание.

Вы только подумайте – где Испания, и где мы! И любой может в удобное для себя время (до 22 ноября) прийти в уютное здание на Радищева, 41, угол Московской, и воочию убедиться в разнообразии представляемой коллекции. Присесть на красный диванчик фотозоны и зажмуриться, представив вдруг взлетевшую белую юбку Мерилин Монро, чьи алые губки послужили прообразом фантасмагории в Фигерасе.

Снова вспомнила одну из комнат музея Сальвадора Дали, где мы гуськом поднимались по ступенькам к подзорной трубе, обрамлённой усами-косами, и взгляд впитывал очередную картину театра Дали. Нелепые вещицы, выстроенные небрежно по залу, вдруг выстреливали, пронзая голову новой мыслью, рождённой неутомимым болезненным гением Сальвадора. И диван становился губами, а на тебя смотрел очередной портрет.

Он был азартен, Сальвадор. Говорят, что увидев в Барселоне сады Гауди с его замысловатыми постройками, воскликнул: как жаль, что это придумал не я!

Антонио Гауди положил свою жизнь на служение Богу, возводя грандиозный Собор Святого Семейства. Сальвадор Дали иллюстрировал «Божественную комедию» Данте, апокалипсис от святого Иоанна, ставил балеты, спектакли, снимал фильмы...

На сайте музея можно узнать, что «на экспозиции представлены оригиналы работ из таких известных графических серий как «Песнь Песней царя Соломона», «Треуголка», «Воспоминания Казановы», «Фауст», «Дон Кихот Ламанчский», «Бестиарий Лафонтена», «Божественная комедия», «Озорные сны Пантагрюэля», «Библия», «Посвящение Леонардо да Винчи», «Капричос Гойи Сальвадора Дали», а также прижизненные фотографии художника. Знаменательным событием стало и прибытие в Радищевский музей трёх стеклянных скульптур и двух тарелок Сальвадора Дали».

Павел Башмаков выразил своё мнение: «Сальвадора Дали трудно назвать просто художником, он настоящий артист в широком понимании этого слова. Его творчество очень многообразно: он постоянно экспериментирует с темами, техниками, подходами, при этом уверенно утверждая «Сюрреализм – это Я». И стоит увидеть хотя бы одну работу Дали, чтобы поверить ему без оглядки. А в Радищевском музее на большой выставке зритель увидит более 140 экспонатов».

Прежде чем пойти в музей, хорошо бы подготовиться к восприятию подлинников работ Сальвадора Дали. Почитать о нём, посмотреть фотографии, репродукции картин, поинтересоваться жизнью. Тогда зерно упадёт на подготовленную почву и, есть шанс, даст толчок для осознания новой своей реальности.

Ведь художник в контакте с иными мирами, в кои погружаться без экипировки небезопасно. Новые открытия даются нам, когда мы готовы их принять. Или время пройдёт в лучшем случае впустую.

9-ый выпуск серии «Художник и книга. Сальвадор Дали» ещё есть в продаже музея в некотором количестве. Приятного просмотра!

Огромная благодарность первому в России публичному музею имени А.Н. Радищева за проделанную работу по организации блестящей выставки в нашем чудесном городе.

Елена Игошина, фотографии Владимира и Елены Игошиных:

часть 2: из музея в Фигерасе (Испания), 6 штук, слайд-шоу,

часть 1: из СГХМ имени А.Н. Радищева (Саратов), 24 штуки, слайд-шоу

  • Просмотров: 398

Яндекс.Метрика