Православное сознание и перспективы модернизации России

Земский клуб 27 июня 2014 года обсудил «Православное сознание и перспективы модернизация России». Выступили: Санатин, Миролюбов, Никитин, Ососков, Родионов, Сухарев, Кудряшов, Иванов, Тимофеев.

Санатин Владимир:

Общественное сознание есть субъективное измерение общественной жизни. Православное сознание как фактор национальной общественной жизни оказывает значительное влияние на мировоззрение россиян. Постановка вопроса о православном сознании и перспективах модернизации России сводится к тому, способна ли консервативная идеология, опирающаяся на духовные основы православной религии, благословить и освятить модернизацию России в ХХI веке? Власть отвечает «ДА» и позволяет окропить святой водой космические ракеты перед взлётом. Как утверждают адепты консервативной идеологии от «партии власти», усиление роли РПЦ и религиозности населения – это противовес тлетворному влиянию Запада, развращающему влиянию «масскульта», «попсы», беспредела, аморализма и насилия в интернете и на телеканалах.

Недобитые демократы и либералы России считают «православизацию» государственной идеологи проявлением мракобесия «партии власти» и возвратом в средневековье или к культу догматической идеологии КПСС.

 

Миролюбов Алексей:

У правящего страной режима проблемы с лозунгами. Сказать народу: «Обогащайтесь!», – но как, если армия чиновников дозволяет бизнес только себе и своим родственникам? Сказать народу: «Веруйте!», – но во что, если РПЦ МП слилась с правительством до неприличия? В массе народа РПЦ МП не обладает достаточным авторитетом, потому что иерархи церковные с совестью не в ладах. Я уж не о бриллиантовых часах говорю и не о лимузинных с охраной, хотя стяжательство монашествующих не выглядит органичным. А говорю о слове обличительном – где оно? Перестаньте лизать президенту: «Чего изволите?», проповедуёте правду.

 

Никитин А.Д.:

Православное сознание – это сознание созерцательное, лишённое нравственного стержня (можно обманывать, красть, разбойничать, даже убивать; а потом дать на церковь, покаяться – и начинай сначала), сознание патриархальное и консервативное. В России не было прогрессивных реформ, модернизаций, которые бы поддерживались православием. Императоры Пётр-1, Екатерина-2, Павел-1, Александр-2 реформировали вопреки воли православной церкви, творцами и опорой реформ были деятели протестантизма. Соловьёв отмечал, что в России бедствия экономические принадлежат к порядку следствий духовной нищеты, православных представлений о человеке и его назначении в этом мире. Розанов писал: это Запад «1) думал, 2) страдал, 3) искал, а Восток просто спал». И просыпаться ему никак не хочется, православие и сейчас считает, что делать ничего не надо, всё и так образуется «со молитовкой». Отсюда неустроенность России, которая дичает, пашни зарастают, дома разваливаются.

В основе успешной модернизации должна лежать прогрессивная трудовая этика. Рывок в развитии цивилизации в Европе и Америке произошёл после победы протестантизма. Особое место среди протестантской этики занимает этика мормонов, которые изначально ориентированы на честность, трезвость, трудолюбие, профессиональное образование, экономическую активность, законопослушание, укрепление семейных ценностей. Действенность этой этики доказана жизнью. Мормоны превратили пустынный штат Юта в один из самых процветающих. Правящая элита России должна, по примеру Петра 1, отринуть православие и принять на вооружение протестантское сознание и протестантскую трудовую этику.

 

Ососков А.С.:

Историческая миссия православия в истории России крайне противоречива и амбивалентна. Его позитивная роль бесспорна, заключается в оформлении Руси в самобытную и самостоятельную цивилизацию, противостоящую Западу в его бесконтрольной, зачастую бесчеловечной экспансии в роли «Удерживающего».

Оборотной стороной православной самобытности выступает отсталость. Продолжая идеи Чаадаева, Розанов пишет: «Русские вслед за Византиею вошли как бы в тихий, недоступный волнениям и вместе недоступный оживлению затон». Источником прогресса западной цивилизации стало такое переформулировать христианства, «чтобы направить дисциплину и энергию религиозной мотивации на дело преобразования светского мира» (Белла). В России же «духовенство… не научило народ, деревни и села, упорядоченной и трудолюбивой, трезвой жизни» (Розанов). Вместо этого «византизм», где главное «разочарованию во всём земном», ибо византизм отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов» (Леонтьев). Это то, что И.А.Ильин назвал «мироотречная традиция», против чего он страстно протестовал, призывая РПЦ «внести религиозно-православный дух любви и свободы в новую национальную светскую цивилизацию».

Однако, кажется, мироотречная традиция если и не преобладает, то удерживает свои позиции в РПЦ. Например, в брошюрке протоиерея Чекрыгина «Кто мы: христиане или иудеи?» можно прочитать: «Христианин не может быть слишком удачлив в этом мире… Царствовать в этом грешном мире дано только иудеям... мы в этом грешном мире не выиграем, не сможем утвердиться в богатстве и власти. Это участь иудеев!». Нам, русским и православным, предлагается капитулировать, отдать весь земной мир, все его богатства иудеям – в обмен за «чаяние воскрешения и жизни вечной».

 

Родионов Анатолий, федеральный советник партии «Яблоко»:

Для меня раскол церкви в 17 веке представляется не столько догматическим, сколько политическим. К тому времени возникла потребность в защите территории Руси от экспансии протестантского Запада, и реформированное православие выполнило эту функцию. Так и сложилось, что православие культивирует не строго личностную веру, а веру через общину, через соборное единение многих «я». Соответственно, церковь взяла на себя часть функций государства. У традиционного православия есть минусы – о них много говорят – но, много и плюсов. Один из них в том, что православие тормозит детскую болезнь новизны, страхует от разрушительных последствий непродуманных экспериментов. Представьте, что будет, если вдруг РПЦ МП решится перестроиться по западным образцам? Например, как предлагают в ВШЭ, взять за образец протестантизм? Пофантазируем. Россия как таковая просто исчезнет, русская культура превратится в ноль, или навоз для ростков иной цивилизации. Нет, не согласен! Мы представляем самостоятельную цивилизацию, в мировом сообществе сейчас занимаем достойное место – место консерваторов, охраняющем традиционные европейские ценности от агрессивного наступления толерантности, транссексуальности, мультикультуризма.

 

Игорь Сухарев:

Приверженцы лжеучений (протестанты, иудеи, атеисты, в меньшей мере – католики) с удовольствием распространяют клевету о будто бы исключительной пассивности, созерцательности православного сознания и отсюда неспособности общества, основанного на православной культуре, к модернизации экономики. Восходящие к Максу Веберу гипотезы о связи протестантской этики с духом капитализма давно опровергнуты рядом авторитетных учёных (их аргументы известны), а также опытом модернизации Японии, Китая, Сингапура и подобных далёких от протестантизма стран.

Протестантизм изначально, в 16-ом веке, представлял собой реакцию на Возрождение 14–15 веков, отрицание папистского извращения православного учения. Поскольку русское общество до раскола придерживалось святоотеческих традиций и не поддалось изысканным влияниям Возрождения и гуманизма, постольку реформы Алексея и сына его Петра по переходу на западную установку сознания шли так трудно, внедрялись огнём и мечом. В итоге сложилась противоположная Европе ситуация, когда носителем духа капитализма стала не реформированная государственная РПЦ МП, а приверженцы древлеправославного христианства, староверы. Кто упрекнёт в нехватке предприимчивости купцов и промышленников Гучковых, Кузнецовых, Кокарева, Мамонтова, Морозовых, Рябушинских? Они доказали, что православная церковь в потенции способна обеспечить модернизацию общества.

Другое дело, что иерархия РПЦ МП после испытаний синодального и советского периодов не желает освободиться от подчинения государству и, похоже, податлива к соблазнам глобализации.

Русский Мир основан на православной культуре. Мы видим попытки заменить основу нашей культуры на нечто иное. Активны униаты на Украине, католики на Украине и в Беларуси, везде шныряют протестанты и англо-голландские буддисты, гуру новых религий, финансируемые странами ОПЕК исламские миссионеры, не говоря уж об атеистической пропаганде либералов-масонов-гуманистов. Их проповеди небезуспешны. Например, знаю многих русских, кто даже не став ренегатом, втихомолку отринул православие, веруя в некоего абстрактного «Творца», «Высшее существо», «Космос». А другие занимаются богоискательством, уповая на пока неизведанную религию. Конечно, когда-то христианство исчезнет, не будет и русского народа, и всё тварное опять прахом станет: и человечество, и Земля. А пока мы существуем, мне представляется продуктивным искать Бога в православной традиции наших предков, а не вовне её.

 

Кудряшов Владимир:

Вспомним путь развития европейской культуры. В средневековье вся она была церковной – и музыка, и литература, и живопись, и наука… Затем через Возрождение и Реформацию всё большая часть культуры обмирщалась с тем, чтобы после периода буржуазных революций, затем расцвета печатных, а потом эфирных и электронных СМИ почти вся европейская (и мировая) культура стала внецерковной. 5–6 столетий занял это процесс, в результате которого от власти Совести и Благодати человечество перешло к власти Доллара и Закона. Возможно ли этот многовековой путь завернуть? Думаю, нет. По крайней мере, не в обозримом будущем. Поэтому, если кто-то надеется на возрождение Православной церкви, то напрасно. РПЦ МП, думаю, ожидает консервация.

Говорят о идущей «православизации сознания»… Нет, не вижу таковой. В цене айфон, а не исповедь.

Если модернизация имеет целью оставить РФ в сфере сырьевого капитализма образца ХХ века, то такая модернизация нам не нужна.

 

Иванов Сергей, доктор политических наук, доцент

В современном мире резко снизился уровень морали, получили широкое распространение социальные патологии – преступность, коррупция, наркомания, алкоголизм, проституция, насилие и иные девиации. Не в последнюю очередь духовный распад общества обусловлен игнорированием норм религиозной нравственности, отступлением от традиционных жизненных ценностей. Вред, нанесённый либеральной политикой и идеологией в 1990-х, огромен. Исторический опыт подтверждает, что либерализм, культивирующий общество массового потребления, равно как атеистическая идеология, ведут к нравственной деградации народных субъектов. России необходим «третий путь», связанный с идеологией православного социализма. Модернизация в России может быть успешной лишь при плодотворном взаимодействии личности, общества, церкви и государства на основе повышения нравственного уровня граждан.

 

Тимофеев Сергей:

Был недавно в Святых местах, в Иерусалиме, постоял у Стены плача, у Храма Господня. Пытался проникнуться святостью, всё ждал, вот сейчас вера осенит душу, пробьёт… К сожалению, не удостоился. И подумал так: 200 лет назад почти любой человек мог умереть за Веру также, как за Царя и Отечество, как за семью и за други своя. А сейчас, в ХХI веке? За семью и друзей – да, а за Веру? Не говоря уж – за Царя… И всё же уверен: усиление роли православия крайне полезно и неизбежно, поскольку необходимо для усиления авторитарного политического режима. А массовое сознание к склонно к государственности. У нас не сложилось гражданское общество, поэтому нет общественного мнения. В реальности будет такая идеология, какая нужна власти, нам же остаётся либо верить, либо не верить.

  • Просмотров: 613

Яндекс.Метрика