Татьяна Крылова: триумф современного балета на Собиновском

Поздние, мало известные в России произведения С.В. Рахманинова, созданные на чужбине, были представлены 28 мая 2023 года на Новой сцене Саратовского академического театра оперы и балета в рамках XXXVI Собиновского музыкального фестиваля. Говорят, что композитор сочинял их с чувством утраты исторических корней, в тоске и печали по

потерянной родине. «Лишившись родины, я потерял самого себя», - говорил, композитор.

Торжественным, ярким аккордом в череде программных мероприятий фестиваля были представленные в этот вечер два современных одноактных балета на музыку Сергея Рахманинова. В первом отделении мы увидели камерную постановку «Паганини» (24 вариации на тему 24-го каприса Николо Паганини для скрипки) в исполнении артистов Саратовского академического театра оперы и балета. Тема демонических сил, всё более и более одерживающих верх над душой талантливого гения и вконец поработивших сию душу, предстала на суд зрителей. 12 исполнителей-танцовщиков воплотили известную автобиографичную историю мятежного скрипача-виртуоза, страстного новатора в искусстве, его душевный кризис и вехи жизненного пути. Эта история со временем обросла зловещими подробностями, домыслами и стала с течением лет только таинственнее. По сути, эта быль, которая постепенно трансформировалась в легенду, мораль которой в том, что за талант есть плата — душа артиста. Что в ней вымысел, а что есть правда? Каждый зритель отвечал на этот вопрос сам.

Хореограф-постановщик Диана Вайлова поставила балет, где танцовщики работают в носках, без классической балетной обуви, что приводит к большой раскованности и пластической свободе движения.

Художник-постановщик спектакля — Заслуженный художник России Сергей Болдырев.

Художник по свету — Екатерина Чернощекова.

Во втором отделении мы смотрели балет «Симфонические танцы» (в первоначальном, авторском названии «Фантастические танцы»). Интересно, что о балете на партитуру своего симфонического произведения композитор мечтал, и даже вёл переписку с хореографом, знаменитым М. Фокиным. Но после его смерти в 1942 году, композитор не стал обращаться к другим хореографам, не видя дарования, достойного музыки. Балеты на музыку «Танцев» были поставлены уже после смерти С. Рахманинова, тем самым осуществив мечту великого композитора. Представленная постановка «Симфонических танцев» исполнялась ведущими солистами балетной труппы Чувашского государственного театра оперы и балета.

Основа музыкальной составляющей сюиты — это тема скорби из средневекового хорала «День гнева». Трагична концепция «Танцев», она представляет собой своего рода духовное завещание потомкам от композитора, его кульминационное произведение. Стилистика траура преобладает в музыке «Симфонических танцев», и они являются своеобразным Реквиемом, поминальной молитвой об утраченной юности, погибших надеждах, мучительному одиночеству и неминуемой смерти.

Музыка, писавшаяся в далёкой Америке, спустя столько лет исполняется в родной стране композитора и созвучна, понятна слушателям.

Балетмейстер-постановщик — дипломант международных конкурсов Данил Салимбаев. Сценография балета отличается неординарностью, художник-постановщик: Александр Горенштейн (Москва).

Оба представленных балета вызвали воодушевление публики, бурные овации в финале и, таким образом, явили собой триумф — современной хореографии и новаторского подхода к балетным постановкам.

Балеты шли под фонограмму.

 

5 фото пресс-службы театра

  • Просмотров: 1683

Яндекс.Метрика