Елена Игошина о художнике Вадиме Орлове

 «Что такое поэт? - Несчастный, переживающий тяжкие душевные муки; вопли и стоны превращаются на его устах в дивную музыку»...  (С. Кьеркегор).

Мне снился страшный сон. Низкое небо гудело. Сверху из туч выдвигалась плоская танкетка. Я в укрытии. Во тьме пещеры виднелись фигуры лошадей с ногами из виноградных

листьев. Летучая мышь на тонкой нити тянула огромную бочку. Нелепые чудища метались по стенам. Этого не могло быть в моей жизни! Я рванулась, и по глазам ударило солнце.

Широкая площадь расстилалась до горизонта. Ровные плиты мостили поверхность. Ряды белоснежных колонн срезали углы по краям, сходясь к условному центру. Отрешённый, вполне в духе Канта, петух возвышался над редкими фигурками людей, озирая знакомые дали.  Он одухотворял собой плоскую материю, придавая ей некий эстетический смысл. Тонкая неуловимая красота просвечивала свозь формы, оживляя механических коников и летящих рыб.

Сюжеты сменялись, будто ломаное зеркало демонстрировало природу запредельного. Вот один из миров, где спокойствие преобладало над суетой. Безветреный день останавливал ход философа с этажами вместо затылка. Птенец тянул мохнатую шею из крупного яйца.  Растения, играя, замерли под музыку пейотлей. Белые домики с красными крышами пахли югом. Их пас на пустынных улочках индюк-контролёр, великан.

Многообразие забавных созданий в некоем упорядоченном единстве тем не менее являло собой видимую гармонию. Точная мера, чёткий ритм и порядок в картинах замедляли бег тревожных мыслей. Можно было выдохнуть.  И рассмотреть детали кадров причудливой киноленты, созданной явно недюжинным умом. Много сияющих облаков. Их синусоиды будто пытались поймать абсолютную линию красоты, искомую англичанином У.Хогартом и немцем Ф.Шиллером. Спокойное равновесие формы и реальности на картинах давало ощущение разумной красоты.

В менявшихся картинах этого мира не было страсти. Причудливо закрученные трубы арочных пролётов тикали часами посреди плоской пустыни. По цвету скорее жара подвигала неспешного путника к юрким корабликам, сказочно-фантастичным.  Люди в иллюминаторах и на палубе улыбались без веселья и чудили без опаски.

Тут ощущалось непознанное в безопасности. Намёки на обратную сторону прекрасного – шипы и трещины в яичной скорлупе, нагромождения конструкций – оставались намёками. Ничто не нарушало идиллии, и гегельянства, судя по всему, не намечалось. Оживлением пейзажа управляли птицы, от маленьких юрких особей цветастого оперения до земных образчиков, но каких-то возвышенных, без заботы о пропитании. Но с чёткой задачей: контролировать и оберегать мир в этом придуманном мире.

Встречались подробности из другой жизни. Портреты красивых людей в старинных одеждах, тяжёлые шторы и осознанная лёгкость бытия. Корабли на шляпах и за окном. Шпаги и платоническая влюблённость, служение Прекрасной Даме и романтика путешествий как фантазия, как мечта – от них не хотелось уходить. Они сами были мостиком, возможностью перехода в иную реальность, сейчас недоступную. Создатель сего прекрасного мира, его архитектор и строитель, не был явлен.

Но вдруг красными всполохами пробуждения в глаза мне бросился яркий букет. Это уже моя комната, где на большом квадратном холсте горит в полумраке утра букет алых цветов. Ведь это мой драгоценный подарок, волею случая вовлечённый в мою жизнь как вестник недостижимого. Это чудом явленный мне натюрморт Вадима Васильевича Орлова. И новый день.

В.В. Орлов – гордость нашего города, одарённый художник и загадочная личность. Я ничего не знаю о его жизни. Но много лет замирала на месте, встречаясь на выставках с его шедеврами.  Картины Орлова уникальны не только в масштабах Саратова или даже нашей страны. Безупречно технически исполненные, они побуждают мыслить позитивно. Что делает искусство прекрасным? - задавался вопросом Белинский, и сам отвечал, что это – хорошо выполненное намерение. Картины Орлова прекрасны. Проникнувшись впечатлением от работ, можно говорить, что мастер преодолевает тленность бытийной материи созданием одухотворённых собственных миров. 

Не зная подробностей биографии художника, можно только предполагать, что некие проявления безобразного в окружающей его природе болезненно им ощущались. Обнажённые нервы одарённого внутренним видением мастера понуждали его исцелять и изменять свой мир. Как Аристотелю нашего времени, мне кажется, ему удавалось за счёт художественности изображения преображать неприемлемые и малопривлекательные факты бытия в эстетические объекты. Так уродливое становилось фантасмагорией. Смещение акцентов с трагического к смешному могло снижать градус болезненного восприятия. Картины способствовали переключению внимания зрителя (и прежде всего самого мастера) на получение удовольствия в более тонких высоких вибрациях. Так прекрасное замещало безобразное.

На мой взгляд, это ещё только подход, возможно, неосознанный, к христианской доктрине. Некогда живопись Возрождения и классицизма, а затем византийско-православное искусство призывало творческих людей уходить от чувственной красоты, обращая взоры к небу. Исключая и вовсе «безобразные» образы из живописи и скульптуры, признавалось за безобразным отсутствие жизненной силы, пустота небытия как способ сотворчества Создателю.  

Сила художника и мера его ответственности велика.  Как говорил о проблеме эстетического Николай Кузанский, источником безобразного может оказаться сам человек, порождая нечто отталкивающее.  И в то же время, по мнению Марсилио Фичино, человек, признавая наличие безобразного как части природы, может избрать своей миссией восстановление гармонии и красоты.

К сожалению, предсказанные Карлом Розенкранцем современные тенденции множить интерес зрителя к диссоциативному в творчестве, заставляют обеспокоиться психическим здоровьем будущих поколений. Влияние ли это результатов насилия человека над природой или развития новых компьютерных технологий – неважно. (Развитие промышленности было причиной хаоса революций в том числе). Теодор Адорно обозначил зависимость от техники одной из главных причин преобладания безобразного в искусстве ХХ века. (Мы наблюдали результат творческого умопомрачения в галереях современного искусства Европы). Художник не видит спасения и сдаётся перед лицом безобразной действительности или протестует против неё, или приспосабливает свои умения под запросы нуворишей – в каждом случае иначе.

Мне видится, что, выбрав гротеск как приём и форму самовыражения, Вадим Орлов сумел оградить себя от ночных кошмаров. Много лет он наполняет свой день светом, насыщая цветом полотна. Мне посчастливилось увидеть множество его картин. Череда сюжетов и тем, сменяясь, оставляет ощущение праздника. Мягкий юмор, сочувствие и сострадание своим героям, с улыбкой и лёгким удивлением бороздящих моря и барражирующих в небе, делают зрителя сопричастным этой богатой событиями жизни. Да, есть боль и есть печаль, но жизнь эта прекрасна в своей краткосрочности и не ограничена рабочим столом или узким забором.

Картины Вадима Орлова пока ещё можно увидеть в саратовских художественных галереях. Хотя коллекционеры за ними охотятся. Сам художник ограничил контакты. Немного рассказал о его творческой биографии мой однокашник Геннадий Алексеевич Дырнаев. Оказалось, что начинал В.В. Орлов с графики: «Тушь, перо, присутствие графического ажюра – это было круто. Виртуозность линий создавала кружево (а другие художники уходили в тени). Иногда были случаи, когда дамы продавали свои шубы и покупали графику».

Вадим Орлов занимался керамикой в городе, где делали царскую посуду. И оформлял её виртуозно. Геннадий напомнил мне высказывание нашего преподавателя, профессора архитектуры А.П. Осятинского: «Если ты поставил капельку, ты уже испортил работу». Орлов делал большие графические листы, по 16 листов на сюжет, выбирал лучший, остальные без сожалений уничтожал. «Заметь, Вадим безупречно владеет композицией. Его рисунки все сделаны правильно с точки зрения перспективы», - показал Дырнаев мне одну из картин. Вадим Орлов мечтал стать архитектором. Профессионализм в построении линий и перспективных рисунках очевиден. Мечта воплотилась в картинах.

Он обладает феноменальной памятью и может сделать точную копию своей работы, не глядя на оригинал. Что говорит о многогранности его талантов. Орлов не живописец, сказал Дырнаев. Он единственный в городе работал в стилке гротеск. «Главное – он работал, как В.И. Ленин. Зарабатывал на семью. Есть много его работ у друзей». Мне не довелось видеть цветную графику Орлова. По отзывам, его акварели и гуаши исполнены свободно и раскованно. Современные его картины тоже содержат много графических деталей.

Я нашла упоминания об участии Вадима Васильевича в ряде серьёзных выставок. Он был победителем конкурса «Золотая палитра» на лучшее художественное произведение года в Саратове (был организован по инициативе одноименного общественного фонда и его президента Владимира Ракчеева), в том числе в 2000 году.

(https://news.sarbc.ru/main/2000/06/28/483.html) 

С 28 декабря 2005 года по 28 января 2006 года Тамара Викторовна Гродскова организовала выставку картин В.В. Орлова в музее имени А.Н. Радищева. В результате несколько работ были подарены музею. http://ftp.museum.ru›N24916

С 11 марта по 3 апреля 2016 года в Тольяттинском художественном музее прошла выставка саратовского изобразительного искусства «SHR-SARATOV.RU», - живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство, с 80-х годов ХХ века до настоящего времени.  Вадим Орлов показал работы в стиле сюрреализма.

(https://www.culture.ru/events/96414/vystavka-shr-saratov-ru)

4 июля 2019 года в Доме Павла Кузнецова открылась выставка «Рождённые в СССР». Там были представлены работы 24-х саратовских художников, родившихся в первое десятилетие после войны, в том числе  абстракции Вадима Орлова. (https://gtrk-saratov.ru/otkryvaetsya-vystavka-rabot-saratovskih-hudozhnikov-rozhdyonnye-v-sssr/)

 

В.В.Орлов экспонировал свои картины в Москве, - есть упоминания о галерее МАРС, Онлайн-галерее русской живописи. И сейчас можно найти там фотографии его удивительных работ. Ровесник великой Победы 1945 года, Вадим Васильевич продолжает трудиться в своей мастерской. Он приближается к юбилейной дате. Остаётся, судя по настроению в его картинах, оптимистом. Оберегает свой душевный покой, привлекая себе в помощь законы красоты и гармонии. И есть надежда встретиться с замечательным художником на его персональной выставке в Саратове – городе, ставшем ему родным. Здоровья Вам, глубокоуважаемый Мастер!

 

10 фото автора

 

Справка: Орлов Вадим Васильевич, 1945г.р., г.Куйбышев, выпускник Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова (1968. Участник молодёжных, групповых, областных, зональных, зарубежных выставок. Лауреат международного конкурса "Золотая палитра". Работы представлены в Саратовском и Самарском художественных музеях, в галереях и частных собраниях России, Финляндии, Израиля, Германии, Франции, Голландии, Бразилии, США.

  • Просмотров: 1846

Яндекс.Метрика