Елена Игошина о художнике Владимире Ластовине

Удивительная выставка картин проходит сейчас в Доме работников искусств. Добротные работы в технике масляной живописи, оформленные в тяжёлый багет, с первого взгляда обращают на себя внимание и уже не отпускают. Они сильно отличаются от произведений саратовских авторов, и это неудивительно.

Художник Владимир Викторович Ластовина – военный в отставке, живёт в Саратове с 1996 года. Он из семьи военнослужащего, родился 12 августа 1953 года в столице Азербайджана. Не раз менял гарнизоны на территории бывшего СССР. Служил в Германии.

Предки Ластовины – из купеческого кубанского рода, занимались перевозкой хлеба. Отсюда и редкая фамилия от нарицательного «ласт» – хлебной меры в Германии и России, в 12 русских четвертей. (Один ласт равнялся 2 регистровым тоннам корабельного груза в 200 куб. футов = 120 пуд = 1920 кг).

Владимир с детства рисовал карандашом, в 10 лет он мог по фотографии нарисовать портрет родителей. После окончания школы он поступил в Полтавское высшее военное командное училище связи. В училище оформлял Боевые листки и стенгазеты. Уже будучи лейтенантом, получил масляные краски, но писать на службе удавалось только в редкие выходные.

Он много читал, художественное образование получал самостоятельно, изучая и копируя работы старых мастеров. Увлёкся голландской живописью. Опытным путём отработал свою технологию. С Владимиром интересно разговаривать. Он слышит собеседника. Технологию многослойной живописи начал описывать со светотеневых отношений, импрематуры, способной погасить слепящую белизну холста.

За долгую беседу я не услышала от Владимира Викторовича ни слова об отсутствии вдохновения или творческих метаниях. Он просто сказал, что труд художника – титанический: «Вы видели графику Дюрера? Ровные линии рисунка останавливаются точно на границе контура, и нигде ни капельки, ни зацепки… Это неимоверная по сложности работа, высокое мастерство. Это и есть искусство. Оно трогает тебя, возникают положительные или отрицательные эмоции. И ты хочешь ещё и ещё раз это увидеть».

Он сам работает циклично, переходя от одной картины к другой в процессе просушки слоёв: «В работе останавливаться нельзя, теряется твёрдость руки». У него всегда есть тема для работы. Он видит красоту мира в повседневной жизни, проходя по улице на рассвете и в закатную пору, в рабочую неделю и на отдыхе за городом: «Увидел что-то интересное, красоту – и это тебя зажгло, какой-то вид, чего нет у других. Но если не записал для себя этот момент, то забыл через неделю. Впечатление уходит».

В зависимости от времени года Ластовина пишет цветы, ягоды и фрукты. От натюрмортов переходит к пейзажам. И не всегда с натуры. Пользуется фотоаппаратом, а дома уже что-то придумывает к сюжету: «Художник всегда что-то придумывает. Этому меня научил Владимир Калашников, художник из Забайкалья. Если тебе нужно дерево в композиции – добавь, если не нужно, а оно присутствует в пейзаже – убери. Показать красоту – совсем другое дело, если сделать это качественно».

Владимир Викторович – человек системы. В его жизни царит порядок. Готовые картины хранятся в каталоге, зафиксированы этапы создания каждой. Это помогает в дальнейшей работе: «Чтобы где-то усилить, что-то выразить иначе, изменить композицию, увидеть ошибки и больше не допускать их». Увидев моё удивление, подтвердил, что «ошибки случаются. Это нормальный процесс роста».

Материалы Ластовина использует только качественные, иначе в картине со временем замечается пожухание, тускнеет цвет. При нарушении технологии масло уходит в холст. Ещё в Германии супруга подарила ему набор масляных красок «Рембрант», потом в России он что-то докупал, тратил экономно. Берёт полупрозрачные краски, профессиональные синтетические кисти, натуральные холсты: «Хорошие краски содержат более насыщенный пигмент, мелкотёртую структуру, другие высокие показатели качества. Если художник работает многослойно по правилам, то свет отражает все красочные слои по очереди, как мозаику, и цвет получается очень сложный».

Владимир Ластовина в 1998 году закончил службу в Армии. Творчество требовало серьёзных вложений. Приходилось затем работать специалистом в военкомате, преподавателем, охранником, сотрудником в системе МЧС Саратовской области. Свободное время Владимир Викторович посвящает живописи. Пишет маслом на холсте натюрморты, пейзажи и портреты.

«Можно ли назвать Ваши работы фотореализмом», - поинтересовалась я. - «Почему нет? Стараюсь придерживаться методов реализма, уловить определённое состояние человека. Работаю по фотографии, ведь современному человеку невозможно позировать несколько раз по 4 часа. Прежде чем писать портрет, обязательно должен встретиться с человеком, поговорить с ним, понять его».

Владимир Викторович любит рыбалку. В Саратове за многие годы жизни у него появились любимые места. Их можно увидеть на картинах: «например, есть дубы, такие огромные, на рассвете они залиты светом, и тени такие необычные…».

Впервые я увидела картины Ластовины этой весной на совместной выставке группы художников «Новое поколение» под руководством Романа Белянина в СОДРИ. Ранее выставками он как-то не занимался. Показывал картины друзьям и знакомым. Давняя заявка в музей Радищева осталась без ответа. Под сводами старинного купеческого собрания он обрёл известность в широких кругах.

Владимир Викторович говорит:

«Мой основной лозунг - «Красота спасет мир». В искусстве многое зависит от масштабов личности мастера, проявляющейся через произведения искусства. Фундаментом для моего профессионального роста в искусстве всегда служило творчество. Обычному зрителю больше нравятся картины, где сюжет понятен и манера исполнения не усложнена».

Он самодостаточен и уверен в себе, что не означает самоуверенности. Он трезво анализирует свои достижения и продолжает совершенствовать мастерство.  Это внешнее спокойствие обусловлено годами упорного труда, и результаты могут вас приятно удивить.

 

Выставку можно увидеть до середины июля в Саратове по адресу: ул.Соборная д.18, с 10 до 18 ч. Вход свободный, по удостоверению личности.

 

Фото автора и В.В.Ластовины

  • Просмотров: 1795

Яндекс.Метрика