Елена Игошина о выставке картин Натальи Полуконовой

 «Мой путь через Хвалынск» - персональная выставка картин Натальи Полуконовой 30 июня 2023 года в СОДРИ. Представленная в Колонном зале старинного здания обширная экспозиция оставляет впечатление лёгкости, воздушности, полёта. Первый взгляд ловит голубизну высокого небо, ширь просторов, волжскую волну. Дальнейшее погружение в тему

открывает новые пласты информации, и тут есть что обсудить.

Первое, что вызывает глубокое уважение – Наталья Владимировна Полуконова является действующим учёным, профессором МГСУ им. Разумовского, доктором биологических наук. Ещё будучи студенткой биофака, прошла обучение в Заочном народном университете искусств г. Москвы (отделение станковой живописи). И она – настоящий российский интеллигент. Высокообразованная, целеустремлённая и в высшей степени скромная. О своих достижениях громко не говорит.

Наталья Владимировна как-то рассказывала, что первое знакомство с Владимиром Александровичем Мошниковым произвело на неё глубокое впечатление. Его подвижничество, преданность идее и собственно методика преподавания. Но только сегодня я узнала, что Полуконова принимала участие в Хвалынских пленэрах ещё в 1991 году. Она вспоминает: «самым значимым были вечерние разборы работ, созданных за день, на которых и проходило собственно обучение. От этого периода осталось яркое воспоминание причастности к чему-то значимому. «Ни дня без этюда, минимум два этюда в день: один утром, другой – после обеда», - говорил В. Мошников. Тон был задан на многие годы».

В том же 1991 году она изучала живописно-пластическую культуру, начиная с импрессионизма, на курсах дизайнеров под руководством В.А. Мошникова. Участвовала в выставке по окончании курсов. В 1993 году прошла её первая персональная выставка в салоне «Вдохновение», г. Саратов.

С 2017 г. началось её обучение в Школе пластического формообразования у В.А. Мошникова в Политехническом университете, Институте урбанистики, архитектуры и строительства, на кафедре "Дизайн архитектурной среды".

С 2018 года появилась возможность ежегодно ездить в Хвалынск на этюды.  Она стала участницей творческого движения «Хвалынские пленэры, продолжая традиции Саратовской школы», школы пластического формообразования «ИНХУК + ДУХ» и ежегодных отчетных выставок «Хвалынские пленэры» в СОДРИ.

Наталья Владимировна поясняет, следуя учителю, что «термин «саратовская художественная школа» нельзя смешивать с современным художественным процессом нашего города. Это творчество Петрова-Водкина, Борисова-Мусатова, Уткина, Кузнецова – не провинциальное объединение художников, а явление постимпрессионизма на русской почве. Благодаря, в первую очередь, Борисову-Мусатову.

В 90-е годы родилась идея «ИНХУКа» - школы для художников. По примеру легендарного института худ. культуры Малевича. В.А.Мошников – ученик Павла Ивановича Басманова, что связывает нашу школу через этого художника с художественной жизнью Петербурга». Она цитирует П.Басманова: «Саратовская школа может дать русскому искусству мощный импульс».   И дополняет высказыванием Д. Сарабьянова: «Саратовская школа перерастает ...в общерусскую».

Таким образом, продолжает Полуконова, «саратовская школа пыталась и пытается направить развитие нашей культуры не по пути европейской линейной парадигмы, отрицающей предыдущее искусство, а по пути более сложного, органического её развития, вбирающего в себя весь предшествующий опыт.

Павел Басманов хорошо понимал, что у каждого ИЗМа есть опасность своего академизма- то есть механического использования приемов и средств его пластической организации. Поэтому важной задачей, которая становится, в частности, перед нами при аналитической работе – не погасить тот внутренний творческий импульс, который звучит внутри каждого из нас и позволяет нам оставаться самими собой».

В 2019 году прошла коллективная выставка «Элизиум» в ДК «Рубин» с её участием. И после тщательной подготовки в сентябре того же года состоялся грандиозный Арт-тур группы саратовских художников с пленэрами на Лазурном берегу Франции, где мне посчастливилось принимать участие. Организаторами были Н.В.Полуконова и её дочь Анна, переводчик.

Наталья Владимировна объясняет, как родилась идея поездки: «Ещё в 30-е годы прошлого века Павел Басманов увидел и оценил Саратовскую художественную школу, и направил (позже) своих учеников, саратовских художников Павла Маскаева и Владимира Мошникова, в Хвалынск, на родину Петрова-Водкина: «утвердить Петрова-Водкина как патриарха». Он видел Хвалынск как своеобразную мекку для российских художников. Наподобие Арля во Франции».

Новые пейзажи в ином освещении, залитое солнцем бирюзовое море с парусниками и лодками, картины знакомых с детства художников в музеях Ниццы, старинные городки в горах, где творили французские импрессионисты и российские новаторы XX века, произвели глубинную трансформацию в её душе. Полуконовой удавалось между экскурсиями писать этюды, и эти работы показали качественные изменения в стиле письма художника. Что потом отметили студийцы и гости на «французских» выставках в доме-музее им. Федина и ДК «Звезда».

Наталья Владимировна помнит главную задачу школы Мошникова – «Воспитать художника пути» методом творчества «Нераздельно и неслиянно», одновременно «Сохранить целостность и быть частью целого».

Есть в Колонном зале СОДРИ, где проходит выставка, один простенок с работами в технике коллажа. На них указала мне член Союза архитекторов Т.Е.Андреева. Это тема, достойная отдельного изучения. Даже если бы не было ничего другого, только эти работы запомнились бы специалистам надолго. Эта потрясающая графика, исполненная в процессе эксперимента с разными материалами, явилась следствием многолетней практики. Полуконова рассказывает: «Открыв для себя технику коллажа в 2022 году, я поразилась, насколько это удобный инструмент к освоению ЦЕЛОСТНОГО подхода – основного принципа саратовской школы, заключающегося в объединении «внутреннего и внешнего», «мировоззрения и мироощущения. Прикладываешь кусочек бумажки, и твой космос становится целостным, убираешь – и все превращается в хаос.

Художественное произведение принцип ЦЕЛОСТНОСТИ рассматривает как МИКРОКОСМ со своими определенными законами Гармонии путем согласования отдельный частей. Законы гармонии: равновесия, соподчиненности, соразмерности, повторяемости, подобия».

На примере работ Натальи Полуконовой и её представлений о творчестве можно увидеть, какая аналитическая работа проделана её учителем, как много усилий вложил он в свои занятия со студийцами. В.А.Мошников стремится собрать воедино достижения своих предшественников, русских и зарубежных художников, в стройную систему, освоив которую, мир творческих людей будет намного богаче.

В 2023 году Наталья Полуконова стала участницей коллективной выставки «Хвалынское притяжение» в саратовском отделении Союза художников России. Для персональной выставки сегодня были подготовлены буклеты с концепцией выставки и значки «ИНХУК+ДУХ». Мы посмотрели фильм Анны Полуконовой о Наталье Владимировне, где можно было увидеть фрагменты теоретических занятий и её практических работ в Саратове, Хвалынске, Франции, Турции. Гости дарили цветы и говорили добрые слова. Дул лёгкий бриз, играл саксофон (фантастический Марат Латоян). Тема путешествий продолжалась. Всё же лето…

Наталье Полуконовой удалось обрести свою символическую манеру письма с определённой цветовой гаммой, что заметили музейщики. Так отозвалась в письме ко мне о хвалынской выставке 2022 года Валентина Ивановна Бородина, директор Картинной галереи К.С.Петрова Водкина: «Думаю, что за последние годы — это их лучшая выставка. Я увидела совершенно новую Полуконову, которая поднялась на голову над собой, Мальцеву и Лопухову, которые обновили свою цветовую палитру и стали более конструктивными, обращают на себя внимание тонкие работы Палехиной, Черемисовой, Булаткиной, я уж не говорю о графических работах Гудковой… каждый «заговорил» своим голосом». 

Наталья Владимировна Полуконова много работает, в то же время успевает видеть небо и любить землю. Выставка создаёт приподнятое настроение, и хочется оставить её в памяти как «Облака надежды». Невзирая на все сложности жизни и вопреки им.

 

Посетить выставку можно по адресу Соборная д.18 с 10 до 18 ч. Вход свободный, по удостоверению личности.

 

13 фото автора, общее фото - Андреевой Т.Е.

 

  • Просмотров: 1679

Яндекс.Метрика