М.В. Калашников и Земский клуб о будущем России

Первое в году заседание Философско-гуманитарного Земского клуба «Росс-XXI век» состоялось в пятницу 12 февраля 2016 года в редакции «Земского обозрения». Калашников Михаил Васильевич представил доклад на тему «Будущее России». Текст доклада ниже.

Доклад обсудили:

Кудряшов В.Б., политолог,

Макаров С.В., председатель Саратовского земского союза,

Никитин А.Д., правозащитник (заочно, текст ниже),

Сухарев И.Г., главный редактор издательства «Земское обозрение» (текст ниже),

Родионов А.В., федеральный советник партии «Яблоко» (текст ниже),

Санатин В.П, директор центра «Росс-ХХI век»,

Тереножкин А.В., предприниматель,

Феллер В.В., философ (текст ниже),

Чернышевский Д.В., политолог,

Чернышов Ю.Л., журналист.

Опубликовано пять текстов (Калашников, Никитин, Сухарев, Родионов, Феллер):

 

М.В. Калашников: «Будущее России – новый социализм!»

 

Запад

Мировой финансовый кризис нарастает. До обрушения системы остаются, возможно, считанные месяцы. Капитализм – это ссудный процент плюс частный кредит. При капитализме основное средство производства – капитал. Он – частная собственность. Это и есть частный кредит. И свобода ссудного процента. В Швеции уже давно действует отрицательная ставка по кредитам центробанка. В Швейцарии также введена отрицательная ставка. Банк Японии на днях ввёл тоже отрицательную ставку по кредитам. Далее – везде! Думаю, скоро мы это увидим и в США.

Если ставка центробанков становится отрицательной – это означает конец капитализма.

 

«Коммунизм» шагает по планете Запада!

В Швейцарии хотят раздавать всем по 2500 франков в месяц. Частично подобное действует в Финляндии. Проводят эксперименты в Германии. В ближайшей перспективе Запад хочет отменить наличные деньги, существование которых несовместимо с отрицательными ставками центробанков. Но это для внутреннего пользования условного Запада. Всему остальному миру Запад готовит хаос, войну и обрушение экономики для нового запуска программы капиталистической экспансии.

 

Россия

В России в настоящее время – дикий капитализм. Ссудный процент по кредитам доходит до 700 – 800 процентов годовых. Капитализм может существовать только за счёт экспансии (в разных формах). В древности долги списывали каждые 6–7 лет, а потом опять по-новой. В условиях экономического кризиса капитализм начинает съедать народ (общество). Что мы и наблюдаем сейчас в России. Поэтому уже в этом году реально встанет дилемма – либо капитализм, либо народ (общество). И власть вынуждена будет сделать жёсткий выбор. Тенденцию в этом направлении мы уже наблюдаем – перманентный отзыв лицензий и банкротство частных банков.

 

Неизбежные решения:

Запрет частной собственности на основные средства производства – землю, капитал и интеллектуальные достижения (научные открытия и технические изобретения).

Беспроцентный государственный кредит.

В условиях экономического, социального и политического давления Запада на Россию эти решения становятся неизбежными. Однако они не отменяют ни института частной собственности, ни товарно-денежных, рыночных отношений, которые были известны задолго до капитализма.

Решение социальных и экономических проблем деревни – возрождение производственных кооперативов и коллективных хозяйств. Сельхозкорпорации и фермеры (новые кулаки) социальным развитием деревни заниматься не будут.

 

Социальная справедливость – идейная основа социализма

Экономический кризис в условиях господства дикого капитализма вновь актуализировал проблему классовых отношений. Прослойка среднего класса, или мелких буржуа, служившая демпфером, стремительно разрушается. Общество в России всё больше разделяется на класс имущих и класс неимущих. Государство будет просто вынуждено заняться перераспределением доходов в пользу основной массы народа.

 

Реставрация советского наследия

Захват власти на Украине антисоветски настроенными националистами актуализировал проблему отношения к советскому прошлому, к идейному наследию эпохи социализма. Интернационализм (дружба народов) – единственная понятная идеология, которая может противостоять любым формам национализма. Противостоять любому религиозному, и прежде всего, исламскому фундаментализму, может только советский вариант светской идеологии без богоборческих эксцессов. Столетняя годовщина Октябрьской революции должна стать хорошим поводом для широкого общественного обсуждения этих проблем. Для сохранения власти финансовых элит в мировом масштабе Запад может использовать, как вариант выхода из кризиса, троцкистский глобализм с элементами «коммунистической» идеологии (золотой миллиард). Экономическая основа для такого глобализма уже создаётся. Это делает ещё более актуальным обращение к советскому и, в том числе, сталинскому наследию.

 

Никитин А.Д., правозащитник, о будущем России

 

1. Я полностью согласен с утверждением докладчика, что будущее и России и всего человечества - социализм.

Нет спора и по поводу того, что политический и финансовый мировой порядок, который был создан промышленно - финансовыми воротилами Нью- Йорка и Лондона и по настоящее время ими же определяется, вступил в фазу серьезного системного кризиса.

Этот кризис, на мой взгляд, определяется многими факторами, но, прежде всего, все углубляющимся противоречием между трудом и капиталом в Западном мире. Капитал (в первую очередь банковый и биржевой) все более становится паразитическим, а наемный работник более образованным, информированным и организованным.

2. Западным паразитический капитал существует сегодня исключительно за счет множества мелких, с традиционным хозяйством, и так называемых развивающихся государств, используя их как источник сырья и дешевой рабочей силы, образуя собой некий особый анклав развитых государств, относящихся к золотому миллиарду. Даже создание второго золотого миллиарда, куда войдут, вероятно, Индия и Китай, это противоречие не умирит.

Россия, по известным причинам (особая жадность, феодальная спесь, коррумпированность и продажность, с полным пренебрежением настоящим и будущим русского народа правящей элиты) возможность войти в формирующийся второй «золотой миллиард» утратила на ближайшие, по крайней мере, тридцать лет.

Общий рост культуры, информационной осведомленности, организованности синих и белых воротничков (причем белых воротничков становится все больше и больше, и именно они определяют направления развития и науки и производства, превращая науку в непосредственную производительную силу) столь сильно влияет на капиталистов-финансистов, что они пока в рамках обществ, составляющих золотой миллиард, вынуждены менять условия и уровень своего взаимодействия с наемными работниками (зарплата обеспечивающая достойный уровень существования и обязанность обеспечить конкурентоспособность на рынке труда увольняемых работников). Качество повседневного существования всех слоев и страт населения медленно, но неуклонно нивелируется, а тяга к роскоши, демонстрации богатства и гламуру становится обществом не поощряемыми и даже осуждаемыми.

3. Западный паразитический капитал медленно разворачивается в сторону социального, открытого, информационного общества, как условию сохранения самого своего существования.

Но этот поворот не может быть завершен только в рамках западных государств. Этот поворот ставит глобальную задачу изменения условий существования всего человечества, чтобы социальное, открытое, информационное общество запада не оказалось чужеродным и враждебным для всего остального человечества.

Именно этим объясняются учащающиеся, во многом неуклюжие, попытки западного общества поддерживать демократические движения во всем мире и свергать наиболее одиозные подгнившие диктаторские режимы. Этим же объясняется и ответная гневная и озлобленная реакция диктаторов и автократов на указанную политику, которая ими расценивается исключительно как навязывание западного образа жизни и западного набора ценностей, в системе которых существование диктатур и автократур не предполагается.

Это противоречие между развитыми странами и остальным несвободным и условно- свободным миром является сегодня самым опасным противоречием, которое может привести в новой мировой войне, которая если разразится, то со стороны Запада станет своеобразной новой освободительной войной между "Севером и Югом" за отмену рабства ( за ликвидацию подавления прав и свобод человека и его хищнической эксплуатации).

4. Для меня, очевидно, что если правящая элита России будет настаивать на своем особом пути развития, то есть будет отстаивать свое право на традиционную отсталость, на сохранение автократического уклада и сословного состояния русского общества, то она объективно вынуждена будет выступить инициатором новой мировой войны, поскольку только так она может рассчитывать на сохранение своего господства не только в России, но попытаться распространить свою власть или влияние и на иные земли и континенты. Между тем шансов выиграть такую войну у российских ястребов вообще не имеется, а вот зла натворить в мире могут много, вплоть до уничтожения всей жизни на планете.

Если новой мировой войны не будет (будем все вместе на это надеяться), то Россия все равно обречена включиться в общее движение мирового сообщества в сторону построения демократического, социального, открытого и информационного общества, то есть в построение мирового социалистического общества с уничтожением границ между государствами и ликвидацией военно- промышленного комплекса и любых угроз военного противостояния, с равенством граждан перед законом, с достойным уровнем жизни для каждого члена общества и всеми остальными благами.

Но главным условием для этого всегда будет устранение, желательно в ходе мирных и честных выборов, прогнившей феодальной олигархической элиты, и переход к подлинно народному социалистическому самоуправлению.

И, конечно, новый социализм будущего не будет иметь ничего общего с социализмом сталинско-брежневского образца. Этот новый социализм будет покоиться на развитых производительных силах и новых высоко нравственных производственных отношениях. Для русского народа это новое будущее будет воспоминанием о прошлом, новым изданием дохристианской «Святой Руси».

Достичь этого будет не просто. Свидетельство этому признание решением суда Славяно-Арийских Вед экстремистской литературой. Русское образованное общество практически палец о палец не ударило, чтобы не допустить этого позора и добиться отмены незаконного и позорного судебного решения. А это решение уже вступило в законную силу.

Александр Никитин, 13.02.2016

 

Сухарев Игорь Геннадьевич, главный редактор издательства «Земское обозрение»

 

НОВЫЙ ПОРЯДОК

Многие авторы утверждают конец капитализма: уже наступивший или вот-вот, завтра грядущий. И я с ними чуток согласен. Лишь в том, что после преодоления глобального кризиса, в который мир вступил в 2008 году, облик человечества заметно изменится, и неважно, какой термин придумают для обозначения «Нового порядка».

Правы те, кто обращает внимание на знаки времени: переход права распоряжения собственностью глобальных корпораций от собственников к менеджерам, выдача центробанками кредитов по отрицательным ставкам, угнетение наличных денег в пользу электронных, и много подобных. А также переход власти над планетой от государств к корпорациям, введение тотального электронного контроля над личностью.

При этом недостаточно внимания к развитию человека и общества на территории «золотого миллиарда» и особенно США. Вернее, внимание есть, но односторонне негативное: издёвки над издержками политкорректности, толерантности, феминизации, полисексуальности, критика атомизации общества и принудительного разрушения семьи, оглупления людей в системе гособразования и через телевидение… Мы, воспитанные советскими учителями (вероятно, период смены советского образования на РФ-овское близок к перелому веков), воспринимаем образцового сегодня американца как человека ущербного, недоделанного, «тупого».

Так оно и есть, на мой взгляд. Однако, непродуктивно думать, что кардинальные изменения промышленных технологий, экономических и политических основ мироздания будут безразличны к характеру человеческо-семейных отношений. Наоборот, продуктом «Нового порядка» неизбежно станет и новый человек. Малосимпатичные зародыши его мы и наблюдаем.

СОВЕТ НЕ ВОСТРЕБОВАН

Именно наблюдаем. Со стороны, не участвуя в процессе зачатия.

Потому что элита Русского Мира (в том числе «Путин» как образ правителей РФ) самоустранилась от участия в созидании нового, сосредоточившись на консервации. Высшей её целью является сохранение власти ради вывоза личных капиталов за рубеж.

Поэтому мне непонятна уверенность М.В.Калашникова, что именно «в этом году реально встанет дилемма – либо капитализм, либо народ-общество. И власть вынуждена будет сделать жёсткий выбор». На мой взгляд, дилемма эта была очевидной ещё в 2008 году, и тогда много об этом говорили. Поскольку народ не бунтует, постольку он и его интересы никому неинтересны.

Точно также власти неинтересны советы посторонних. М.В.Калашников, безусловно, вправе считать предложенные им решения неизбежными, однако власть саму свою задачу формулирует иначе, поэтому ответы не сходятся и не могут сойтись.

ВОЗВРАТ НАЗАД?

Призывы к реставрации советского наследия, построению социализма, хоть бы и «с новым лицом», считаю бесполезными.

Во-первых. Само собой разумеется, рецепты развития следует искать, опираясь на традиции народа. Именно так поступали японцы, южные корейцы, китайцы и все модернизированные общества. Но пусть это будут ценности всего народа, а не какой-то его части. Исторический опыт русских не ограничивается яркой, но короткой полувековой (1929–1982) эпопеей построения социализма и формирования «советского человека».

Во-вторых. Чтобы забраться повыше, необходима опора (традиции), но недостаточна. Нужна и лестница (технологии, в широком смысле: технические, политические, общественные…). И, главное, нужно понимать, куда и зачем карабкаться (цель, стратегия развития).

БУДУЩЕЕ РОССИИ

Качество сегодняшнего русского народа удручает. Имею в виду демографические показатели и состояние института семьи, прежде всего. Но также уровень морали, образованности и даже физического состояния. Поэтому сложно надеяться на успех спокойного саморазвития РФ. Согласен с теми, кто призывает к развитию мобилизационному. То есть, нужен проект и нужен лидер (неважно, коллективный или персона).

Духовной основой такого русского проекта сегодня может выступать только наша христианская вера. Вместе с дружественными российскими конфессиями. Разделяю вместе со многими единомышленниками скепсис по отношения к способностям иерархов РПЦ МП, озабоченность болезнями нашей православной церкви, и даже потребность в развитии новой философии-идеологии. А сейчас, сегодня – никакой новой философии-идеологии, общей для граждан Русского Мира, кроме православия, просто нет.

И, наконец, ради кого нужен мобилизационный проект? Не ради абстрактных ценностей, которые принято называть общечеловеческими. Мобилизационный проект в России нужен русскому народу и для русского народа*. Разумеется, проект должен отражать и ключевые ценности русского народа, среди которых: социальная справедливость и уважение к согражданам всех национальностей и религий.

Нетрудно заметить, что вышесказанное напоминает уваровскую формулу начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить – имеем мы три главных: Православная Вера. Самодержавие. Народность.

ПРИМЕЧАНИЕ:

* Напомню, что русский народ, как сверхнация – это коренные русские, украинцы, белорусы, проживающие на территории нынешних России, Украины, Беларуси, а также все коренные народы этих стран, не имеющие собственного государства. Это - костяк народа, этническое ядро. Русский народ – это ещё и представители всех национальностей, которые говорят на русском языке и являются носителями русской культуры, основанной на православии (независимо от воцерквленности отдельных людей), впитавшего в себя культуру всех коренных народов русской цивилизации.

Игорь Сухарев

 

Родионов А.В., федеральный советник партии «Яблоко»

 

Будущее России сегодня уже поздно и глупо выглядывать в западное окно нашего общего дома, с тоской по «европейским ценностям» и данайским дарам евроатлантической цивилизации. Даже записные евросказочники 1990-х и иные «герои минувших дней» ныне явно меняют репертуар.

«Мягкие» либералы и «стыдливые» антисоветчики ставят непременным условием будущности России свой приход к высшей власти под лозунгом «сейчас или никогда!».

«Твёрдые» либералы и непримиримые антисоветчики категорически отказывают России в будущности, делая ставки на неизбежность полной российской катастрофы. На мой взгляд, здесь и там мы наблюдаем общий случай навязчивого политического бреда, дифференцирующегося лишь по уровню непонимания и неприятия субъектности России.

Но вряд ли своевременно и целесообразно уже сегодня встречать будущее России у парадного подъезда с развёрнутыми знамёнами «нового социализма» и «СССР 2.0». Как бы ни хотелось этого сейчас многим из нас! На мой взгляд, реально-политическая ситуация в сегодняшней России такова, что посланники будущего уже вступили на заднее крыльцо нашего дома. Но – с длинным и раздражающим списком старых долгов и новых претензий к нашей стране. И встречать будущее России её истинным патриотам придётся под жёстким условием конкретного обсуждения этого списка. Обсуждения по существу, обсуждения здесь и теперь. А здесь, как говорится, «возможны варианты».

Я – оптимист в оценке исторического будущего России. И даже в оценке её среднесрочной (10–15-летней) политической перспективы. Профессиональный такт историка подпитывает мою общую уверенность в достижимости приемлемого для нынешней России компромисса с будущим без утраты её культурно-цивилизационной субъектности. Необходимую и достаточную гарантию такого развития событий я вижу в подлинно народном, исторически выстраданном и органически укоренённом характере культурно-цивилизационной самостоятельности российского общественного сознания. При всей пестроте и даже разнородности его этнических, религиозных, мировоззренческих, социокультурных и политических составляющих, оно обладает глубокой исторической памятью и стихийной центростремительной мощью для любой органической трансформации.

Вместе с тем приходится признать, что особенности нынешней историко-цивилизационной, геоэкономической и геополитической ситуации столь глубоки, что даже недюжинная российская способность к органической трансформации не обеспечивает нас 100-процентной страховкой от возможных катастрофических срывов. Вроде второго издания гражданской войны, или даже новой геополитической катастрофы развала России.

Нынешняя внутриполитическая ситуация в России крайне неустойчива и весьма опасна. Сегодня российское общество столкнулось с масштабным кризисом российской государственности. Государство в его нынешнем обличии упорствует в губительную политике социальной опоры на криминально-бюрократическое меньшинство, ограбившее «общественные кладовые» в ходе приватизации и «залоговых аукционов». Преступно и монопольно соединив в своих руках собственность и власть, оно в борьбе за ресурсы шаг за шагом вынуждает государство отказываться от своих обязательств перед социальным большинством.

Особую остроту этот и без того болезненный для российского общества процесс приобрёл в последние годы масштабного экономического кризиса. Отказ государства от большинства социальных обязательств перед обществом в ходе т.н. реформ образования, здравоохранения и ЖКХ был дополнен совсем уж цинично-грабительскими поборами с населения, вроде нерегламентированных взносов в т.н. фонды капитального ремонта и дорожно-транспортного налога с «дальнобойщиков». В глазах прозревающего социального большинства государство начинает терять своё фундаментальное оправдание как гарант социальной справедливости и общественного согласия, обнаруживая себя механическим силовым агрегатом по поддержанию разбалансированных и всё более несправедливых отношений господства и подчинения.

Большой выборный цикл 2016 – 2018 годов в России – точка бифуркации этого процесса. Ситуационная ниша для России в момент старта выборной кампании очень тесная. По меткой, хотя и грубовато-циничной характеристике уральского фермера, председателя Всероссийского сельсовета Василия Мельниченко, «страшно не то, что Россия сегодня оказалась в заднице, страшно то, что она начала там обустраиваться» (цитата по Znak.com). Часть российской политической элиты всё ещё связывает с таким неудобством некоторые надежды на движение с периферии глобального капитализма к его центру. Но для социального большинства такое положение дел уже совершенно нетерпимо. Оно уже явно отказывает в кредите доверия таким важным государственным институтам как суды, прокуратура, МВД, парламент, системы образования и здравоохранения. Возникает реальная угроза полной утраты авторитета государства в глазах общества. Ныне островки общественного консенсуса и кредита доверия локализованы главным образом вокруг института президентства и армии.

И теперь многое, слишком многое в сегодняшней российской ситуации зависит от личных качеств и цейтнотных решений узкой, слишком узкой группы людей. Чтобы предотвратить дальнейшее расползание единой социокультурной и политической ткани нашего общества и угрозу открытой гражданской войны, от них требуется много мужества и ответственных размежеваний с вчерашними политическими попутчиками. Чтобы помочь им в этом, общество обязано мобилизоваться вокруг главных требований момента. Буду верить в этот сценарий нового общественно-государственного согласия.

 

Феллер В.В., философ: борьба России за выживание в водовороте глобального экономического, политического и духовного кризиса в 2008–2040 годах

 

Капитализм был единственной революционной силой, системно менявшей все условия исторического существования человечества на протяжении прошедших пятисот лет. А с середины XVIII века такой силой является торгово-финансовый капитализм, который Ф.Бродель назвал «капитализмом у себя дома». Его наиболее чистым идеологическим выразителем стал либерализм, который, начиная с эпохи Просвещения, стал динамичной идеологией переустройства обществ, экономик и государств, а в веке XX-м, вместе с американской мировой гегемонией, пришел и к всемирной власти. Все другие силы, претендующие на обуздание капитализма и объявляющие, со времен Великой Французской революции, себя революционными, являются лишь реакциями на торгово-финансовый капитализм и его либеральную идеологию. Это и якобинство, и социализм, и солидаризм, и коммунизм, и фашизм, и маоизм, и т.д.

Но любое великое историческое явление имеет свой жизненный цикл. И капитализм не является исключением. А поскольку он выражает суть Нового времени (именно поэтому он был столь могущественен), то, по многим признакам, его собственный цикл совпадает с циклом самой эпохи Нового времени. Эта эпоха, зародившаяся в духовных течениях общеевропейского Ренессанса и Реформации, поднявшаяся к вершинам Просвещения и Романтизма, завершилась в Постмодернизме. Вместе с ее завершением мировая капиталистическая система и либеральная идеология словно утратили некий духовный стержень, все это время, подобно позвоночному столбу, позволявший им «ходить прямо». Вследствие этого падения обнажилась «тайна голого короля»: капитализм есть система, единственной ценностью которой является паразитирование на природе или сверхэксплуатация природных ресурсов, включая и природу самого человека, которого, с помощью протестантизма, загнали в тесную клетку «человека этического» или субъекта капиталистического предпринимательства и винтика рационального экономического механизма.

Соединённые Штаты Америки в веке XX-м стали наиболее чистыми выразителями и, как следствие, центром либеральной идеологии и капиталистической миро-системы. Но сам этот век был веком духовного выхолащивания и распада. Поэтому «чистота» здесь выражает лишь крайнее отчуждение культуры и общества от человеческой природы в ее образе и подобии Богу. Как следствие – идея свободы не возвышает, а унижает человека, ведет его к скотству или формирует из него подобие бездушного механизма. А по мере того, как Штаты погружаются в системный кризис, сначала кризис культуры (постмодернизм), а затем и кризис социально-экономический, выражающийся в усилении паразитирования страны и ее элит, усиливается агрессивность и цинизм американской внешней политики. Тот же ДАИШ стал непроизвольным следствием американской геополитической стратегии, нацеленной на дестабилизацию Большого Ближнего Востока (ББВ) с целью вовлечения в образовавшуюся «черную дыру» всех серьезных геополитических конкурентов США – Европы, Китая, Индии и России. Но именно Россия стала, со времен мюнхенской речи Путина, главным врагом США. Почему? Потому, что, во-первых, в течение двух десятилетий показывала себя самым слабым звеном миро-системы в социально-экономическом, политическом и идеологическом смыслах и приучила к мысли об ее подчинении. Во-вторых, Россия занимает стратегически центральное положение между Европой, Китаем и ББВ, и контроль над этим пространством позволяет влиять на процессы в масштабе всей Евразии, а Путин вдруг обозначил, что он сам будет разговаривать с Западом с позиции суверена, контролирующего это пространство. В-третьих, Россия является единственной страной, способной уничтожить США в ядерной войне, а возрождение армии вновь стало одним из главных национальных приоритетов страны. Наконец, в-четвертых, российский Дальний Восток и Сибирь с их залежами и земельными богатствами стали бы, по мнению американских «цивилизаторов», вскормленных геноцидом и рабовладением, а затем систематическим грабежом целых стран, прекрасным продолжением Аляски. А тут вдруг и этим «законным претензиям» хозяев мира дали зримый и грубый отпор.

Стратегия США, о чем откровенно писали идеологи американского неоконсерватизма, заключается в создании зоны долгосрочной геополитической нестабильности в регионе ББВ, в которой бы «выпаривалась» (термин, введенный Г.Киссинджером) мощь подымающегося исламского мира. А при создании Халифата, Европа и Россия, а возможно и Индия, оказались бы на несколько десятилетий в непримиримом конфликте с ним. Но основным геополитическим призом десятых или двадцатых годов XXI века для американских геостратегов должна стать именно наша Россия. И дело не только в амбициях и отморозках, количество которых в американских элитах непрерывно растет. Распавшаяся Россия – это, как показывает развитие мирового экономического кризиса, просто необходимое условие выживания, на данном этапе, ослабленного паразитизмом капитализма. После «приручения» России расправиться с экономическим гигантом Китаем – лишь «дело техники». Здесь им важно не упустить время, ибо через 15-20 лет китайские ядерные силы смогут ответить «по полной».

Результатом этой стратегии станет, по мысли её разработчиков, замораживание сложившейся гегемонии США на многие-многие десятилетия. А что на самом деле? На самом деле полный успех этой стратегии приведёт лишь к заморозке внешней структуры власти, но творческий хаос исторически переходной эпохи, какой объективно является наше время (увы, мы живем в эпоху коренных перемен!) станет разрушительным хаосом всемирной религиозной войны. ДАИШ и его наследники из явления внутри части исламской культуры станут выразителями апокалипсических настроений в масштабах всего человечества. Духовное убожество современного либерализма не сможет противостоять напору объективно, через зло и насилие (как «наказание Божье»), очищающей мир апокалиптики и человечество вновь вползет в «темные века». Но, может быть, не так это плохо? Уж точно не хуже сценария большой, а то и тотальной, ядерной войны. Однако есть и более оптимистичные сценарии, и разработчики стратегических «дорожных карт», видимо, должны стремиться повысить именно их вероятность.

Роль России в мире в 2015–2030 годах является действительно ключевой. Циничный либерализм и взбесившийся «у себя дома» капитализм в союзе с распоясавшимся ваххабизмом ищут жертв на заклание. России, как первому претенденту на роль этой жертвы, нельзя быть слабой и показывать себя нерешительной. Для этого ей необходима последовательная внешняя политика, опирающаяся на умную гибкую дипломатию и современную дееспособную армию. Ей необходимы ее естественные на данный момент союзники, такие как Китай и Иран. Да и «махнуть рукой» на Германию, Италию и Испанию тоже не надо спешить. Европа недолго будет единой. России необходимы очень осмотрительные экономические реформы, не затрагивающие разом ее основных корпоративных структур. При этом, ей надо учиться экономической свободе, сохранять и «демократический процесс», особенно, свободную прессу, поскольку ей необходим общественный диалог. Наконец, ей необходим духовный импульс, имеющий религиозно-мифологическое измерение. Поэтому ей пора перестать тосковать по Европе и ее ею же извращенным ценностям, и пришло время открыть для себя духовно динамичный мир Латинской Америки. Возможно, что именно оттуда, и, возможно, из Индии и самой России, придут пророки и праведники новой эпохи. Тем более, что эта эпоха уже началась, но мы этого пока не заметили. Ведь в конце двадцатых годов XIX века тоже сетовали на отсутствие русской литературы, а она, великая русская литература, уже десять лет как была.

  • Просмотров: 219

Яндекс.Метрика