«Политическое лето-2017», Вера Афанасьева

На заседании Земского клуба 27 июня 2017 года в редакции «Земского обозрения» директор Центра социологических исследований «РОСС-XXI век» Владимир Петрович Санатин рассказал о своём видении «политического лета» 2017 года.

Выступили: Дмитрий Чернышевский, Сергей Макаров, Михаил Калашников, Виктор Феллер, Анатолий Родионов, Юрий Чернышов, Сергей Тимофеев, Игорь Сухарев, Владимир Кудряшов, Александр Никитин. 2 текста прислала Вера Афанасьева (ниже).

Виктор Феллер: https://zemob.ru/index.php/rus-proekt/zemskij-klub-2017/1484-vystuplenie-viktora-fellera-po-teme-politicheskoe-leto-2017-27-06-17

Игорь Сухарев: https://zemob.ru/index.php/rus-proekt/zemskij-klub-2017/1483-vystuplenie-igorya-sukhareva-po-teme-politicheskoe-leto-2017-27-06-17

Александр Никитин: https://zemob.ru/index.php/rus-proekt/zemskij-klub-2017/1482-vystuplenie-aleksandra-nikitina-po-teme-politicheskoe-leto-2017-27-06-17

РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛ-КОММУНИЗМ

Ровно четверть века назад Б. Ельцин произнёс в американском Конгрессе речь, в которой объявил, что с коммунизмом в России покончено навсегда. Однако сегодня в нашей стране можно наблюдать явные признаки реанимации коммунистической идеологии и советских политических практик.

Сразу определюсь с тем, о каком именно коммунизме идёт речь - понятие это неоднозначное, непростое.

Под коммунизмом в смысле Маркса понимают идеальную, практически недостижимую общественно-экономическую формацию со справедливейшим распределением благ и равными, счастливыми, свободными для творческого труда людьми, всемирный и невероятный социальный рай. Но о таком идеальном коммунизме сегодня думают разве что в Северной Корее. Прочий же мир обычно говорит о коммунизме реальном, под которым чаще всего понимается политический строй, в котором существует жесткая партийная диктатура; в котором под лозунгами равенства и справедливости попираются гражданские свободы и преследуется любое инакомыслие; в котором последовательно и целенаправленно создаются однопартийная система и более или менее сильный культ личности – всемогущего и непогрешимого лидера этой партии; который, прикрываясь заявлениями о борьбе за мир во всем мире, агрессивен в отношении к другим странам; в котором экономика работает преимущественно на армию и оборону, а насущные нужды обычных людей забываются – именно так явила себя коммунистическая практика во многих странах мира, и в Советском Союзе в том числе. В этом смысле я и буду дальше употреблять слово «коммунизм», почти не упоминая о прекрасной мечте Маркса.

На мой взгляд, явные признаки подобного политического устройства наличествуют в современной России. И пора уже с этим разобраться и назвать своими именами – кто есть кто и что есть что в нашем перманентно и катастрофически меняющемся отечестве.

Начну с «кто». Не обольщайтесь, господа российские коммунисты, – не вы прямые наследники КПСС. Красный флаг из ваших рук давно уже выхватила «Единая Россия». Она же взяла на вооружение все политические методы прежней коммунистической партии: установление партийной диктатуры; выстраивание жёсткой партийной иерархии; насаждение лжи и лицемерия в стране; подмену выборов политическим фарсом; вражду ко всему прочему миру; попрание внутреннего инакомыслия. Да, именно правящая партия в нашей стране – настоящая преемница КПСС, остальные могут не примазываться.

О коммунизме руководители этой партии, разумеется, не говорят – странно было бы после недавнего и столь сокрушительного фиаско. Зато последовательно выстраивают смутные, но радужные прожекты какого-то особенного, но непременно счастливого российского будущего, не менее далекого и не более вероятного, чем всемирный коммунизм. Эта не имеющая никакого материального и социального фундамента российская Фата-Моргана и есть новая утопия, заменившая собой коммунизм Маркса. И хотя российское светлое далеко гораздо туманнее классического коммунизма, но верить в него россиянам хочется куда больше. И потому, что Россия – великая наша держава; и потому что загадочная русская душа, и потому, что должна ж наконец когда-то закончиться вся эта муть!

Что же касается остальных политических партий, то они, в большинстве своём, выражаясь языком все тех же советских коммунистов, идейные попутчики, по сути – прихлебатели правящей партии. И вы, нынешние коммунисты, тоже. Во всяком случае, ваша партийная верхушка – однозначно. Нужны же все эти партии исключительно для одного – поддерживать иллюзию многопартийности, политического разнообразия, парламентской деятельности. Те же партии и силы, которые сохраняют независимость, сегодня находятся в положении советских диссидентов: они. малочисленны, слабы и осуждаются послушным российским большинством – потому что как бы чего не вышло, да упаси бог как на Украине, но войны-то нет и на том спасибо.

Настоящей сильной оппозиции в стране не существует, и даже не потому, что она преследуется, а потому что тридцать лет отсутствия производства и полное разрушение традиционной системы ценностей сделали людей ленивыми, циничными и не верящими ни во что. Ворчащих и скворчащих, конечно, немало, но кипящих почти нет. А если пар и случается, его выпускают в социальных сетях и в бессмысленных уличных побоищах.

Теперь о нашем президенте. Он, конечно, уже давно авторитарный правитель. И потому что попирает нормы Конституции, задерживаясь во власти так неприлично долго. И потому что его персона объявляется пропагандой исключительной и незаменимой для народного счастья. И потому что предпринимает он действия, не совместимые с нормами международного права, те, что под стать только диктатору. И потому что сам, похоже, верит в свою исключительность. Но кем он станет, если все пойдёт так и дальше, – добрым бесконечным Брежневым, суровым величественным Сталиным или мудрым Гудвином, покажет только время.

Это про то, кто есть кто. А теперь про то, что есть что. Про строй наш и его настрой. Унаследовав главные политические черты советского квазикоммунизма, новый российский политический строй, выросший на трупах демократии, гласности, свободного предпринимательства, есть неокоммунизм, старательно приспосабливающийся к новым экономическим обстоятельствам, тщательно мимикрирующий под демократию и принявший крайне сложную, уродливую и не имеющую исторических аналогов форму.

Российский неокоммунизм насквозь коррумпирован, государственно-мафиозен – это, конечно, было и раньше. Но, в отличие от прежней, нынешняя партийная элита абсолютно безнаказанна, а потому совершенно бесстыжа. Она органично слилась с финансовыми и криминальными королями – и это уже кое-что новенькое.

Российский неокоммунизм, вопреки классическим коммунистическим принципам, не просто мирится с преступной, обокравшей народ олигархией – он созидается на ее средства и для поддержания ее собственной власти.

Почему российская олигархия создаёт именно неокоммунистическую власть? А все мы родом из СССР, вот она и создаёт то, что умеет. А на этой знак качества стоит. Да и народ к другой не приучен. Борется же российский неокоммунизм только с теми олигархами, которые по глупости своей чем-то навредили власти – но в России хороших олигархов не бывает, так что туда им всем и дорога!

Российский неокоммунизм последовательно разрушает отечественные науку и образование – не нужны ему думающие, а значит, и независимые люди, и так не было ни при каком Сталине, ни при каком Мао. Об этом я много говорила, тут не буду.

Российский неокоммунизм объявляет нормой повседневности тотальное нищее равенство, а ответственность за все усиливающуюся бедность большинства привычно сваливает на другие страны – это мы проходили.

Его слабое место – идеология, но он начинает создавать ее суррогаты, неклассически смешивая ностальгию по советской стабильности с националистическими и христианскими мотивами в невероятный политический коктейль. Именно поэтому он реанимирует в стране православие, некогда яростно гонимое советской идеологией. Ничего другого ему не остаётся – только православие из всех доступных доктрин проповедует послушание, нищету и народное единение. А благодарные православные чины становятся верными проводниками неокоммунистических идей.

Именно поэтому он последовательно насаждает национализм, лживо именуемый патриотизмом, искажает историю; идею равенства народов заменяет идеей русского превосходства, а идею всеобщего мира растаптывает военными вмешательствами и агрессивной внешней политикой.

Российский неокоммунизм культивирует мракобесие, переполняя бедное общественное сознание безнравственным, пошлым, ложным, некультурным и ненаучным, а послушные власти масс-медиа стараются тут изо всех сил – так не было в СССР, стремящемуся к знанию.

Он фарисействует гораздо больше прежнего, называя себя демократией и переполняя эфир ложью в отношении подлинных демократий демократов.

Но (о ужас!) отныне ему верят. И если в поздние советские времена люди лишь смеялись над лицемерием и ложным пафосом власти, то сегодня умелая пропаганда, спекулирующая на тоске по былому величию страны и страхе перед ещё худшим будущим, обеспечивают российскому неокоммунизму поддержку низов.

Российский неокоммунизм, старательно используя всю мощь современных технологий, строит культ личности – и в этом он традиционен.

Такое смешение жанров, такая политическая эклектика, невозможная в классике, легко достигается в сверхсложном современном мире, в эпоху постмодерна, снимающего все противоположности и порождающего ещё и не таких гибридных монстров.

Но посмотрите, что при этом происходит: до этого прямая и полярная политическая шкала сворачивается в окружность, левое сливается с правым, а красное, до этого разбавленное синим и белым, перемешивается с чёрным и превращается в коричневое.

И становится ясно: новый российский строй есть дурное смешение противоположных, некогда борющихся начал: коммунистического, капиталистического, националистического, христианского. Он в принципе не может иметь классического описания и названия.

Он (если сильно упрощать!) есть национал-коммунизм, немыслимая прежде и крайне опасная смесь национализма и коммунизма. А знатокам экономики и политологии предлагаю добавить к этому названию еще и «капиталистический». Хотя, на мой взгляд, капитализмом, подразумевающим мощные производства и свободу рынка, здесь и не пахнет – скорее уж феодализмом, но и это не то, никакое традиционное слово ЭТО не определяет. А уж совсем буквоеды могут прибавить к этому условному названию ещё и «христианский», хотя и христианство тут сомнительное.

Ужас? Мрак? Это невозможно? У нас и не такое возможно!

Но какой сюрприз Даллесу и всяким-разным масонам-сионистам! Делали-делали они, бедняги, всемирный заговор против России – и наделали такого, что и в страшном сне им не снилось. Эдакого черта выпустили из табакерки – всему миру не по себе, Но так им и надо, проклятым! А вот нам за что?

Что будет дальше, предсказать и вовсе невозможно – уж больно силён нынче российский экономический и социальный хаос, да и мировой тоже крепчает. Но очень похоже на то, что родился и уже упрочился в этом хаосе новый устойчивый режим. Остаётся только уповать, что жить ему не 70 лет – все же послабее он будет, чем советский, существует-то он без промышленности, без науки, без технологий, да еще и при всеобщем душевном раздрае. Да и время нынче другое, а народ все-таки свободы глотнул.

Вот такая непростая история.

Вера Афанасьева

Как я ходила на митинг против коррупции

Пошла, потому что считаю: коррупция в нашей стране достигла беспрецедентных размеров, и бороться с ней следует каждому и всеми доступными законными способами. Вот делюсь впечатлениями.

Началось все предсказуемо. Такси не повезло, Маршрутка не довезла – баррикады из самосвалов и автобусов, милицейский кордон.

Сквер, отведённый для митинга, – один из самых плохоньких в Саратове, узкий и неудобный, словно коридорчик коммуналки или стойло коровника. Тут уж власти, как водится, постарались – как дети, честное слово!

Народу, по моим подсчётам, собралось тысячи 2,5-3; журналистов – с десяток. В сквер не все пришедшие поместились, стояли и около, так что можно ещё полтысячи накинуть.

Процентов 85-90 собравшихся – молодёжь от 16 до 30 лет.

Были и взрослые - удивилась, встретив знакомого рафинированного математика и ещё несколько коллег.

Что понравилось?

1.Наконец-то нормальный митинг, на который собрались по доброй воле. Не насильно выдернутые с дач служащие, не студенты, которых заставили придти угрозами дисциплинарных взысканий, не скучающие школьники, которым пообещали зачесть по три дня отработки, а заинтересованные люди, которые собрались сказать власти, что с ней не согласны.

2.Произнесенная публично правда. Про засилье коррупции во всех сферах; про нищету регионов; про ущербность саратовской власти; про то, как была узурпирована некогда народная собственность; про воровство на всех уровнях; про наглость чиновников; про нравы милиции; про необходимость отставки правительства и честных выборов. Давно я не слышала столь смелых речей – с 25 марта.

3.Единство. Все противники коррупции сегодня выступили единым фронтом: сторонники Навального, коммунисты, анархисты, патриоты, даже монархисты. И это правильно, только всем миром можно раздавить всепроникающую гадину коррупции.

4.Бесстрашие – никто не боялся полиции, летающих над головами дронов с камерами, представителей вузов, которые у полицейских кордонов отговаривали и запугивали студентов.

5.Благоразумие и организаторов, и собравшихся – митингу отвели 1,5 часа, шествие запретили, и все закончилось вовремя. А людей многократно предупредили, что после окончания следует расходиться, не провоцировать полицию. Все так и сделали и потом были на удивление вежливы друг с другом в транспорте.

6.Недурны были выступления коммунистов, одного функционера и одного депутата городской думы – яростные, но точные, по существу. Я, честно говоря, не ожидала.

7.Замечательно звучали на саксофоне гимн России и песни Цоя – спасибо прекрасно исполнившей их Олесе, девушке-волонтёру.

8.Люди понравились: нежные девушки, независимые парни, сильные мужчины, приятные дамы.

Что не понравилось?

1.Кричалки кричать, но не много их было, и не для меня они были писаны.

2.Жара донимала, палящее солнце – но хорошо, что не дождь.

3.Место подкачало, вернее, его подкачали.

4.Ведущий допустил пару ляпов, но кто их не допускает при публичных выступлениях.

5.Не понравилась и очередная глупость власти, ещё в подъезде повязавшей Навального. Понимаю, что кто-то скажет, что это точный и тонкий расчёт провокаторов, но я так не думаю – глупость куда вероятнее.

Выводы я вывела такие: нужно объединяться всем, кто против коррупции и бесстыдства чиновников; всем, кто хочет остановить в нашей стране тотальную ложь и повсеместную несправедливость. И хотя бы для начала в этом объединении наплевать на партийную принадлежность или ее отсутствие. Лишь объединяющимся не попирались бы общечеловеческие ценности и демократические принципы. А кто левый, кто правый у нас в стране все равно сам черт не разберет. Да и нужно ли разбираться?

Сила же простых россиян только в их единстве и в деятельности. Это единство и способность деятельно выразить своё отношение к происходящему в стране и есть основание гражданского общества. И Навальный тут не принципиален, он всего лишь информационный повод для массового политического волеизъявления.

Действовать, конечно, нужно в рамках закона (и конституция это позволяет!), но действовать. Хватит уже в сетях болтать и дома про себя чертыхаться.

А вот закон нужно соблюдать неукоснительно, чтобы не получилось кровавой расправы с мирными демонстрантами, как в Москве и в Питере. Но даже если и станут расправляться – свобода и справедливость того стоят, а нам не привыкать.

И последнее: дорогие обыватели, враньё это все про призывы к насилию, которые якобы звучат на подобных митингах. Нас, конечно, уже давно всех насилуют, но совсем другие люди.

  • Просмотров: 278

Яндекс.Метрика