События

  • Геннадий Суховей: число 13 в цирке – к счастью!

    В северной столице цирк Чинизелли принимал дорогих гостей. Здесь 30 сентября 2023 года состоялась церемония награждения победителей Всероссийского конкурса журналистских работ о цирке «13 метров». Торжественное мероприятие уже второй раз прошло в Большом Санкт-Петербургском государственном цирке на Фонтанке. Победители

    Подробнее...

  • Геннадий Суховей: премьера спектакля «Балаган» в питерском цирке на Фонтанке

     В Санкт-Петербурге 28 сентября 2023 года в цирке Чинизелли встретили победителей конкурса Росгосцирка «13 метров». Им посчастливилось принять участие в пресс-конференции, организованной по случаю премьеры циркового спектакля «Балаган». «Бархат! Опилки! Софиты! Лучшие из лучших», - так в старинных цирковых традициях

    Подробнее...

  • Игошина Елена: снова Международный фестиваль циркового искусства «Принцесса цирка»

    Фантастическое представление ожидает всех нас в октябре. Грация, красота, артистизм и лёгкость – всё это мы увидим на манеже Саратовского цирка с 19 по 22 октября 2023 года. Уже меньше месяца остаётся до старта конкурсной борьбы за корону «Принцессы цирка».

    Подробнее...

  • Татьяна Крылова: бунтарский утёс – магнит для туристов

    Любителей путешествий испокон веков как магнит притягивал знаменитый утёс Степана Разина (близ села Белогорское Красноармейского района). Овеянный легендами и тайнами, утёс завораживает своей дикой, первозданной красотой, поражает своим свободолюбивым, анархическим духом...

    Подробнее...

  • Диплом «Саратовских страданий» фильму о Николае Вавилове

    Малый зал филармонии 12 сентября 2023 года заполонили почитатели и участники двадцатого (юбилейного) Международного кинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», чтобы узнать имена победителей. Как сообщили организаторы, в этом году на фестиваль прислали более 2000 заявок из 114 стран мира, в 5 конкурсных

    Подробнее...

  • Алиса Серебрянская: Эдгард Запашный на пресс-показе «Страшной силы»

    После интервью с А.В. Запашным саратовские журналисты прошли в фойе, где их встретили директор цирка Татьяна Анатольевна Гаранина и сам Эдгард Вальтерович Запашный (старший из братьев, генеральный директор Большого Московского государственного цирка). Снова первым был вопрос от «Земского обозрения»: как удаётся совмещать дрессуру и руководство? 

    Подробнее...

  • Алиса Серебрянская: узнать в цирке страшную тайну братьев Запашных? - реально

    Всемирно известные братья Запашные пригласили саратовских журналистов на пресс-показ своего шоу в цирк имени братьев Никитиных 11 сентября 2023 года. Премьера состоится 13 сентября. Мы заняли места в партере. К нам подошёл (красавчик!) Аскольд Вальтерович Запашный (младший из братьев, художественный руководитель Московского цирка

    Подробнее...

  • Фильм о Николае Вавилове на «Саратовских страданиях»

    Большой зал Дома кино, что на улице Октябрьской в доме 43, был полон вечером 7 сентября 2023 года, в первый день двадцатого (юбилейного) Международного кинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Как сообщили организаторы, в этом году на фестиваль прислали более 2000 заявок из 114 стран мира, в 5 конкурсных программ были отобраны 102 фильма.

    Подробнее...

  • Елена Игошина: цирк уехал. Да здравствует цирк!

    "Корону короля как символ власти я бережно несу сквозь континенты, пытаясь обрести покой и счастье", - говорил нам Королевский шут. 3 сентября 2023 года в саратовском цирке яблоку некуда было упасть. Прощальное выступление Королевского цирка Гии Эрадзе прошло под бурные овации и восторженные крики

    Подробнее...

  • Елена Игошина: богатый август. Хвалынск

    Волжский город Хвалынск встречал гостей со всех областей. 26 августа 2023 года был самый насыщенный событиями день в обширной программе праздничных мероприятий, посвящённых VII межрегиональному фестивалю «Хвалынские этюды К. С. Петрова-Водкина» и 95-летию Хвалынского района. Нужно было

    Подробнее...

  • Елена Игошина: Палитра ремёсел задаёт тон на год вперёд

    Играет и поёт ярмарка широкая в центре Саратова! "Палитра ремесел" проходит под девизом «Вне времени и в нём», в этом году собрала 450 народных мастеров и художников из 28-ми регионов России, Казахстана и 14-ти районов Саратовской области. Программа VI фестиваля народных промыслов насыщена зрелищными

    Подробнее...

  • Игошина Елена: будни королевского цирка-2

    Творческий бриф в саратовском цирке: 15 августа2023 года журналисты встретились со звёздами воздушной гимнастики за 3 недели до окончания (3 сентября, поспешите!) гастролей шоу «Королевский цирк».

    Подробнее...

    • Главная
    • А.В. Гладышев: что усилия государства в войне — без энергии народа? (1)

    А.В. Гладышев: что усилия государства в войне — без энергии народа? (1)

    На первом в новом, осенне-зимнем сезоне (а вообще в текущем году

    9-ом) заседании Земского философско-гуманитарного клуба 8 сентября 2023 года в Земском обозрении Андрей Владимирович Гладышев поделился информацией о недавнем Круглом столе в Общественной палате РФ, который организовал Фонд исторической перспективы под руководством Наталии Алексеевны Нарочниицкой. Тема встречи: «Первая отечественная и русское общество».

    А.В. Гладышев сделал доклад: «Власть и общество: к вопросу о патриотическом подъёме и народном сопротивлении в годы Наполеоновских войн». Иначе говоря, доклад о патриотизме и народном характере войн наполеоновской эпохи с общей идеей примерно такой: что усилия главы государства без энергии народа?

    Здесь видеозаписи предисловия (5 минут) и основной части доклада (27 минут), а также текст доклада: https://zemob.ru/index.php/1635-a-v-gladyshev-chto-usiliya-gosudarstva-v-vojne-bez-energii-naroda-1

    Здесь окончание доклада (9 минут) и заключительная реплика (1 минута). https://zemob.ru/index.php/1636-a-v-gladyshev-chto-usiliya-gosudarstva-v-vojne-bez-energii-naroda-2

    Выступили:

    И.Г. Сухарев, 6 минут: https://zemob.ru/index.php/1644-i-g-sukharev-otechestvennye-vojny-dlya-massovykh-armij

    А.В.Тереножкин, 5 минут: https://zemob.ru/index.php/1645-a-v-terenozhkin-nasha-imperiya-100-let-mogla-ignorirovat-zapad

    И.Р. Плеве, 7 минут: https://zemob.ru/index.php/1646-i-r-pleve-otechestvennaya-vojna-ta-v-kotoroj-narod-voyuet-za-svojo-gosudarstvo

    М.В. Калашников, 14 минут: https://zemob.ru/index.php/1647-m-v-kalashnikov-tseli-evropy-v-1812-godu-i-sejchas

    А.Д. Никитин, 11 минут: https://zemob.ru/index.php/1648-a-d-nikitin-povedal-alternativnuyu-istoriyu-1812-goda

    Присутствовали А.В. Родионов и В.П. Санатин.

    «Власть и общество: к вопросу о патриотическом подъеме и народном сопротивлении в годы Наполеоновских войн»

     

    Определение той или иной войны как народной или отечественной подразумевает, что помимо героизма и самоотверженности военных наличествует масштабное вооруженное сопротивление вторжению неприятеля со стороны гражданского населения, как «верхов», так и «низов» общества. Сопротивление иностранным войскам и администраторам со стороны всех тех, кто не состоял на регулярной военной службе, включая аристократов и крестьян, женщин и подростков, священников и государственных чиновников. Борьба не только во исполнение воинского долга, но и по зову сердца и души.

    С социо-культурной точки зрения мы можем говорить, с одной стороны, о различных формах сопротивления «народных масс», которых можно рассматривать как носителей традиционной культуры, давлению со стороны «чужого» и навязыванию иных ценностей, а с другой стороны - о сопротивлении разношерстных общественных «элит» с их разнохарактерной мотивацией. Естественно, что такой культурно-политический аспект мотивации гражданских лиц к сопротивлению не может являться единственным: интуитивное или осознанное сопротивление культуртрегерству сочетается с нарастающим национальным самосознанием, правительственной пропагандой, агитацией местных интеллектуальных и религиозных авторитетов, а также, конечно, с чисто материальными вопросами бытия1.

    Наполеоновские войны дали новый богатый материал для понимания важности народного вооруженного сопротивления. Подчеркивая, насколько гражданское население тогда было так или иначе втянуто в военный конфликт, историки сегодня говорят о «тотальной войне». В рамках концепта «тотальной войны» мы можем поставить проблему изучения межнационального и межкультурного диалога между гражданским населением в зонах оккупации и военнослужащими иностранных армий. Неизменной составляющей этого «диалога» были пропаганда и контрпропаганда. Шла активная «война перьев» или, выражаясь современным языком, информационная война.

    Анализ пропагандистских стратегий показывает, что французы везде позиционировали себя как «освободители от гнета» (в Египте от господства мамлюков, в Центральной Европе от «деспотов» и «суеверий», в Польше от власти Российской империи). Цель - завоевать симпатии других народов. В то же время история наполеоновских походов демонстрирует, как книжные познания о «Другом» (даже с учетом донесений некоторых шпионов) терпят неудачу при попытках завоевать с помощью пропаганды новых ценностей симпатии местного населения.

    Народная война против французских захватчиков развернулась еще в к. ХVIII в. в Египте, затем последовали Инсордженца в Италии, герилья в Испании, восстание Андреаса Хофера в Тироле, отечественная война в России, освободительная война в Германии. Наконец, в к. 1813 – н. 1814 гг. даже в некоторых регионах самой Франции разворачивается вооруженное народное сопротивление наполеоновскому режиму.

    Что касается России, то в 1812 г., несмотря на все усилия наполеоновской пропаганды, включая прокламации о вольности русским крестьянам, поддержки со стороны местного населения получить не удалось. Не удалось наладить прочное сотрудничество и с местными элитами. Противоречие между ожиданиями политически активной части элит западных территорий Российской империи и конкретными целями, которые преследовало наполеоновское командование, привело в конечном итоге к обоюдному разочарованию, напоминающему то, которое испытали до этого некоторые итальянцы или немцы от вступления на их территорию революционной французской армии-«освободительницы». Изначально радужные иллюзии относительно «освобождения» в условиях повседневных реалий военной оккупации рассеялись. В областях Центральной России попытки наладить диалог и сотрудничество с гражданским населением через создание гражданских органов власти из русских чиновников, работающих под контролем оккупационных властей, также оказались неэффективными. Российские дворяне и чиновники, которые вошли в коллаборационистские органы управления, столкнулись с осуждением со стороны общественного мнения и сопротивлением крестьянства и, как говорится, делали только то, что «невозможно было не делать». Более того, во многих местах именно представители гражданских властей, наряду с сельскими старостами и помещиками немало способствовали организации народных отрядов самообороны.

    В конечном итоге принесенные на штыках новые ценности, новые механизмы администрирования, как и сами принципы формирования местных органов управления, оказались неприемлемы для обществ традиционной культуры. С этой точки зрения, история наполеоновских походов позволяет нам выйти на обсуждение проблемы нового уровня – об эффективности/неэффективности политики модернизации в традиционных обществах путем внешнего вмешательства и принуждения. Последующая история показывает, что такие «мессианские» идеи, вуалирующие экономические или геополитические интересы, перманентно возникают в головах политиков, претендующих на управление миропорядком.

    Теперь, что касается патриотического подъема… Не умаляя патриотизм русского дворянства, включая «крепостников-помещиков», не умаляя патриотизм солдат и офицеров императорской армии, несколько слов о патриотизме крестьян, об их отношении не к войне, не к Москве, не к эвентуальной отмене крепостного права, а к врагу.

    Если говорить не об «общественном мнении», а о «народном сознании», то здесь едва ли не единственным источником для нас будет народный фольклор. Произведенный А.В.Чудиновым2 анализ произведений русского фольклора показывает, что носители «дубины народной войны» образ врага выстраивали в отрыве от реальных исторических событий на основе архетипических представлений. В исторической памяти о нашествиях былых времен половцев, татар, литовцев, турок сложился синкретичный образ неприятеля, чья этническая идентичность оказывается размыта. Характерная черта этого архетипического образа – враждебность православию, что проявилось в определении иноземных захватчиков обобщающим понятием «басурмане». Вторая характерная черта: иноземец – мучитель, грабитель и насильник. И отсюда проистекает третья черта – дегуманизация врага, гиперболизация его жестокости. А на жестокость отвечают жестокостью, с нелюдями позволительно все.

    Что касается «французов», то дихотомия «русский – французский», галломания, и борьба с ней, - все это относится лишь к верхам русского общества. Тем более что собственно французов в армии Наполеона в 1812 г. было около 37% в пехоте и 49% в кавалерии. В народе же в 1812 г. рисовали образ врага как образ «нехристя». Для религиозного мировоззрения русских были неприемлемы ценности атеистического мировоззрения французов. Русские мужики поднялись на религиозную войну против «нехристей-басурман», в коих видели смертельную угрозу для своей веры. А религиозным войнам, как известно, присущ истребительный, тотальный характер. Дегуманизация, обесчеловечивание врага выливалось в разного рода жестокости: описан случай, когда крестьяне выкупили у казаков пленных французов для ритуального убийства, восходящего корнями к древним временам. То есть имел место разрыв между объективным содержанием конфликта и его восприятием простым людом. Этот разрыв, эта эсхатология, приводили в изумление некоторых просвещенных современников в самой России.

    Но, заметим, образ врага в народном сознании в основе своей всегда содержит архетипические черты. Как мы увидим ниже, два года спустя, когда речь зайдет о вторжении союзников уже в саму Францию, наполеоновская пропаганда будет нацелена на те же архетипы народного сознания. Если в России в 1812 г. ходили слухи о «французах-каннибалах», то и некоторые французские крестьяне в 1814 г. верили, что казаки способны съесть их детей3.

    Насколько большое значение придавалось, как со стороны союзников по антифранцузской коалиции, в частности Александра I, так и со стороны Наполеона, патриотическому подъему и народному сопротивлению показывает история кампании 1814 г. Если кратко, то союзники старались противопоставить корсиканца Наполеона французам, заверяя, что они воюют не с народом, а с императором-узурпатором. Войскам предписывалось строжайшее соблюдение дисциплины по отношению к местному населению: мародерство или насилие сурово наказывались. Декларации союзников были исключительно миролюбивы, ибо стихийный народный протест из-за самого факта вторжения грозил большими проблемами.

    Наполеоновская пропаганда, со своей стороны, неустанно твердила французам о «нашествии варваров», об их намерениях «отомстить за Москву»: мужчин убить, младенцев съесть, а женщин угнать в Сибирь. Даже религиозность русских объяснялась как проявление невежества и дикости. Дегуманизация врага, изображение его как получеловека-полузверя, призвана снять психологический барьер перед актом убийства: убийство зверя не нарушит ни христианские заповеди, ни «общечеловеческие ценности». Если в русском фольклоре нашествие 1812 г. изображалось как нашествие «басурман», то в 1814 г. французами использовался другой архетип: нашествие «варваров», возвращение «времен Атиллы». Речь, порой, шла о необходимости поставить коллективный барьер перед проникновением «русских варваров» в цивилизованную Европу: англичанам следовало задуматься, кто для них «свой», а кто «чужой» в этой борьбе цивилизации Европы с миром варваров. При этом определение «цивилизованности» оставалось аморфным, ее четкие критерии в дискурсе отсутствовали.

    В этой связи попутно замечу, что наполеоновская пропаганда, не добившись непосредственно поставленных перед ней целей, имела все же эффект: война закончилась, а сфабрикованная пропагандистская мифология осталась, образ Александра I – освободителя и либерала 1814 г. - потускнел и забылся, а суггестивная (наведенная) память стала на долгие годы источником для антирусских нападок. Так наполеоновские усилия по патриотическому подъему французов дали пищу для современной русофобии.

    Не ограничиваясь одной пропагандой, Наполеон предпринял ряд конкретных организационных шагов по подготовке партизанского движения. Как демонстрируют исследования Жана-Мари Тибо и Жерара Тисо-Роба4, было и организованное (санкционированное властями) партизанское движение, были и стихийные крестьянские акты насилия над иностранными военными (как, например, после сражения под Краоном в марте 1814 г., когда французские крестьяне заживо хоронили или сжигали раненых русских солдат), но не было ожидаемого масштаба. Как известно, Наполеону не удалось добиться массового народного восстания против войск союзников. Мифологизированное в научно-популярной и учебной литературе 1870-х гг. партизанское движение во Франции 1814 г. на деле отличалось весьма скромными масштабами и ограниченностью действий, а грань между обыкновенным разбоем и патриотической акцией часто была трудноуловима.

    Вопрос о состоянии «общественного духа» перед лицом интервенции –это, по большому счету, вопрос о соотношении объективных и субъективных факторов в смене режимов5. В современном наполеоноведении вопрос о судьбе наполеоновского режима приобретает философскую глубину: что усилия императора без энергии народа? В целом уставшее от войны население Франции демонстрировало весьма неудовлетворительное для правительства состояние общественного духа. Ни пропаганда, ни репрессивные меры правительства в таких условиях не дали ожидаемых результатов, массового сопротивления оккупантам не последовало, что предопределило крах империи Наполеона.

    Гладышев А.В.

    1 Рунич писал в своих записках о крестьянском движении в России 1812 г.: «Патриотизм тут был ни при чем. Русский человек защищал не свои политические права. Он воевал для того, чтобы истребить хищных зверей, пришедших пожрать его овец, кур, опустошить его поля и житницы». См.: Рунич Д.П. Из записок // Русская старина. 1901. № 3. С. 612.

    2 Чудинов А. В. С кем воевал русский мужик в 1812 году? Образ врага в массовом сознании // Французский ежегодник 2012: 200 лет Отечественной войны 1812 года.М., 2012. C. 336-365; Чудинов А. В. Кони в храмах: об одном из топосов народной памяти о войне 1812 г. //  Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2013.. № 3(117). Р. 257-264.

    3 Гладышев А.В. Первая встреча населения Франции с «варварами Севера»: 1814 г. // Французский ежегодник 2018: Межкультурные контакты в период иностранной оккупации / под ред. А.В. Чудинова. М., 2018. С. 182–204.

    4 Thiebaud J.-M., Tissot-Robbe G. Les corps francs de 1814 et 1815. La double agonie de l’Empire, les combattants de l’impossible. Paris, 2011; Thiébaud J-M. Les Corps Francs de 1814 et 1815 // Revue de l’Institut Napoléon. 2011-II. № 202-203. Р. 95-114. См. также: Forrest A. Les partisans de la campagne de France: mythe ou réalité // 1814. La campagne de France. Actes du colloque international de Troyes, 1er-3 octobre 2014. Troyes, 2016.

    5 Гладышев А.В. Закат империи Наполеона: «общественный дух» французов и сопротивление властям // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.В. Гладышева. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2021. Вып. 22/23. С. 121-135.

    Культура

    • Татьяна Крылова: возвращение в беззаботное детство

      Яркую музыкальную феерию представил на Исторической сцене Саратовский академический ТЮЗ им. Ю.П. Киселёва 30 сентября и 1 октября 2023 года.

      Подробнее...

    • Елена Игошина: хвалынские пейзажи: открытия и находки в СОИРО

      27 сентября в дружеской обстановке прошло открытие выставки картин учителей-художников «Хвалынские этюды педагогов - 2023. Год педагога и наставника». Проект реализовали Саратовская областная организация Общероссийского профсоюза образования и Саратовский областной институт развития образования (СОИРО).

      Подробнее...

    • Алиса Серебрянская: премьера шоу "Страшная сила" 13 сентября

      Голливуд отдыхает. Космические пришельцы явились в наш город. Какие звёздные войны?! Все мелкие делишки остались за пределами Галактики. Решать проблемы землян, отставив другие, в образе честных стражей будут теперь Народные артисты России Эдгард и Аскольд Запашные. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке пока

      Подробнее...

    • Татьяна Крылова: аскетизм в ТЮЗе

      Декорация почти во всю сцену, изображающая высоченную бетонную стену, напомнила мне огороженный тюремный двор... В некоторых местах серой махины проглядывала решётка! Эта конструкция к спектаклю «Гроза» (драматург — Александр Островский), премьера которого состоялась 9 и 10 сентября 2023 года в Саратовском академическом ТЮЗе имени Ю.П. Киселёва. На фоне мрачной, безликой стены двигались артисты.

      Подробнее...

    • Татьяна Крылова: «Дыхание осени» в Балашове

      Выставка с таким лиричным названием открылась в Балашове в рамках VII Всероссийского фестиваля «Театральное Прихопёрье» в Балашовском драматическом театре 9 сентября 2023 года.

      Подробнее...

    • Татьяна Крылова: "Теремок" - премьера и планы

      Вечером 5 сентября 2023 года состоялся брифинг в Саратовском театре кукол «Теремок». Журналистам озвучили ближайшие планы театра на 87-й театральный сезон. Так, были анонсированы гастроли Луганского театра кукол 14 сентября, I Межрегиональный фестиваль театра кукол для подростков «Формат К» 17-21 октября. Ещё рассказали о ближайших

      Подробнее...

    • Елена Игошина: грандиозная выставка "Александр Родченко. Новое мироздание"

      открылась в музее им. А.Н.Радищева. Вы попадаете в XX век с полным погружением в стили советской эпохи. Художественное наследие лидера российского авангарда XX века – Александра Родченко, не изучено до конца и вызывает споры до сих пор. Что мы о нём знаем? Если коротко, он был одним из основоположников конструктивизма,

      Подробнее...

    • Татьяна Крылова: месть сына

       

      Подросток, переживший развод родителей, склонный к суициду, хитёр и коварен... Его действия больно ранят мать и особенно отца. С точки зрения юноши, отец виновен: полюбил другую женщину и ушёл из семьи. Для сына это повод забросить учёбу, упиваться страданиями и мучить близких. Хотя, возможно, — его

      Подробнее...

    • "Песнь моя" - выставка произведений Натальи Никифоровой

      Юбилейная выставка художественных произведений Натальи Никифоровой "Песнь моя" открыта 4 августа 2023 года в Радищевском музее (дом 41 по улице Радищева): гобелены, коллажи, аппликация. Наталья Михайловна – саратовский художник, педагог, воспитавший не одно поколение известных художников, член Союза художников России, мастер

      Подробнее...

    • Выставка Сергея Серова в Радищевском

      Чудные и дорогие нашему духу картины показал Радищевский музей 3 августа, и заметьте на будущее — эспозиция "Хвалынский модерн" Сергея Серова продлится до 10 сентября 2023 года. Формально Серова можно бы назвать и хвалынским художником, но территориальную привязку я узнал исключительно из выступлений организаторов. А сами по себе

      Подробнее...

    • Картины В.В. Ластовины купите в Земском!

      Выставка картин «Раннее летнее утро» художника Владимира Викторовича Ластовины была открыта 27 июля 2023 года, в пик изнуряющей жары. Самые стойкие смогли полюбоваться пейзажами и натюрмортами - добротными работами в технике масляной живописи, оформленные в тяжёлый багет. Оценили творчество автора и пожелали ему

      Подробнее...

    • Елена Игошина о выставке картин Натальи Полуконовой

       «Мой путь через Хвалынск» - персональная выставка картин Натальи Полуконовой 30 июня 2023 года в СОДРИ. Представленная в Колонном зале старинного здания обширная экспозиция оставляет впечатление лёгкости, воздушности, полёта. Первый взгляд ловит голубизну высокого небо, ширь просторов, волжскую волну. Дальнейшее погружение в тему

      Подробнее...

      Яндекс.Метрика