События

  • Игошина Елена: рожденные Россией

    2 ноября 2023 года в филармонии имени А.Шнитке (г. Саратов) прошла пресс-конференция, а вечером состоялся концерт-спектакль "Рожденные Россией".

    Подробнее...

  • Эксперты Земского клуба в журнале «История и историческая память»

    В конце октября 2023 года опубликован выпуск № 26 журнала «История и историческая память» (межвузовский сборник научных трудов под редакцией А.В. Гладышева), примечательный тем, что из 13-ти авторов около половины — а именно, 5 являются экспертами Земского клуба, в частности:

    Подробнее...

  • Тамара Пенкина и Юрий Бабединов в саратовском Поддоне

    Сегодня (29.10.23, в День комсомола) в саратовском Поддоне случился вечер стихов, а потом исполняли Тамара Пенкина и Юрий Бабединов. Я записал лишь 5 композиций, а их было больше. Насладитесь! Видео 22 минуты.

    Подробнее...

  • Кировский райком отметил 105 лет ВЛКСМ

    Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи отмечает сегодня, 29 октября 2023 года, 105-летный юбилей. Поздравляем! Актив Кировского райкома комсомола г. Саратова отпраздновал событие заранее, 27 октября. Официальная часть прошла в районном Доме пионеров (теперь это Центр детского творчества), а вечером собрались в

    Подробнее...

  • Татьяна Крылова: новый дом для белочки

    Вновь ненастная осень наполнила улицы холодным ветром, пасмурным небом, монотонным и затяжным дождём. Отложены до лучших времён долгие прогулки по залитому солнцем городу, разноплановые экскурсии, сидение на лавочке в парке...

    Подробнее...

  • Палёхина Елена: Хвалынское притяжение, 2023 год

    В этом году наше хвалынское движение отмечает три важные даты. Во-первых, это юбилей наших пленэров, в этом году им исполнилось 35 лет (маленькая жизнь!). Напомню, что творческие встречи в Хвалынске начались с подачи В.А. Мошникова и П.А. Маскаева как поиск прерванной «живой» традиции через обращение к изучению творчества и

    Подробнее...

  • Елена Игошина: Принцесса Цирка – пресс-конференция к открытию

    Журналисты встретились с членами большого жюри IX международного фестиваля «Принцесса цирка» 19 октября 2023 года.  На вопросы также отвечали организаторы и эксперты цирковой индустрии. Беседу предварило выступление балета Королевского цирка Гии Эрадзе и шоу «Песчаная сказка» компании Росгосцирк. Восточный ветер и блеск костюмов навеяли атмосферу будущего праздника.

    Подробнее...

  • Валерий Петров: очерки о педагогах от профсоюза образования

    Увидел свет новый, 3-ий сборник о ветеранах педагогического труда и профсоюзной деятельности. Идею издания такого журнала предложили внештатные корреспонденты Саратовской областной организации Общероссийского профсоюза образования.  В год педагога и наставника особенно важно отдать дань уважения и памяти достойным людям,

    Подробнее...

  • Валерий Петров: логика нужна всем

    Вышел в свет новый учебник доктора пед. наук, кандидата физ.-мат. наук, профессора Игошина В.И. «Логика с элементами математической логики». (Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 418 с. – (Высшее образование). – DOI 10.12737/1856361) e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    В эпоху всеобщей цифровизации резко сужаются сферы деятельности человека, где он может и должен применять свои мыслительные способности.

    Подробнее...

  • Сир Двор представляет: выставка картин «Добро. Свет. Душа…

    20 октября в редакции газеты «Земское обозрение» откроется выставка работ Татьяны Ивановой-Гуляевой, члена СРОО «Творческий союз художников». Будут представлены картины автора в жанре потоковой живописи. Приходите в редакцию газеты «Земское обозрение» в пятницу, 20 октября, в 17.00. Адрес: ул. Московская, 59.

    Подробнее...

  • «Золотой Гонг-2023» – вперёд, к успеху!

    «Золотой Гонг» – привычное и памятное название для тысяч наших коллег, причастных к этому событию. Всероссийский конкурс журналистов в этом году отметит свой двадцать девятый день рождения. Дата не круглая, юбилей будет отмечаться в 2024 году. В АРС-ПРЕСС поступают звонки из разных регионов, из маленьких сёл и больших городов. В сегодняшней почте – письмо, автор Елена Газина, выпускающий редактор газеты «Киселёвские вести» из Кузбасса. «Могу ли я узнать, будет ли конкурс «Золотой Гонг» в 2023 году? Очень хотелось бы впервые принять в нём участие».

    Подробнее...

  • Игошина Елена: Любовь и боги Сальвадора Дали

    Выставка с этим названием открыта 14 октября 2023 г в музее Радищева (корпус Биржи-Истфака). Неведомое… Знаменитый создатель мифов о себе, эпатажный испанец с бурной фантазией известен многим как эксцентричный сюрреалист. Вы сможете насладиться изысканной линией его рисунка, великолепной изящной композицией работ, игрой ума на грани

    Подробнее...

    • Главная
    • А.В. Гладышев: что усилия государства в войне — без энергии народа? (1)

    А.В. Гладышев: что усилия государства в войне — без энергии народа? (1)

    На первом в новом, осенне-зимнем сезоне (а вообще в текущем году

    9-ом) заседании Земского философско-гуманитарного клуба 8 сентября 2023 года в Земском обозрении Андрей Владимирович Гладышев поделился информацией о недавнем Круглом столе в Общественной палате РФ, который организовал Фонд исторической перспективы под руководством Наталии Алексеевны Нарочниицкой. Тема встречи: «Первая отечественная и русское общество».

    А.В. Гладышев сделал доклад: «Власть и общество: к вопросу о патриотическом подъёме и народном сопротивлении в годы Наполеоновских войн». Иначе говоря, доклад о патриотизме и народном характере войн наполеоновской эпохи с общей идеей примерно такой: что усилия главы государства без энергии народа?

    Здесь видеозаписи предисловия (5 минут) и основной части доклада (27 минут), а также текст доклада: https://zemob.ru/index.php/1635-a-v-gladyshev-chto-usiliya-gosudarstva-v-vojne-bez-energii-naroda-1

    Здесь окончание доклада (9 минут) и заключительная реплика (1 минута). https://zemob.ru/index.php/1636-a-v-gladyshev-chto-usiliya-gosudarstva-v-vojne-bez-energii-naroda-2

    Выступили:

    И.Г. Сухарев, 6 минут: https://zemob.ru/index.php/1644-i-g-sukharev-otechestvennye-vojny-dlya-massovykh-armij

    А.В.Тереножкин, 5 минут: https://zemob.ru/index.php/1645-a-v-terenozhkin-nasha-imperiya-100-let-mogla-ignorirovat-zapad

    И.Р. Плеве, 7 минут: https://zemob.ru/index.php/1646-i-r-pleve-otechestvennaya-vojna-ta-v-kotoroj-narod-voyuet-za-svojo-gosudarstvo

    М.В. Калашников, 14 минут: https://zemob.ru/index.php/1647-m-v-kalashnikov-tseli-evropy-v-1812-godu-i-sejchas

    А.Д. Никитин, 11 минут: https://zemob.ru/index.php/1648-a-d-nikitin-povedal-alternativnuyu-istoriyu-1812-goda

    Присутствовали А.В. Родионов и В.П. Санатин.

    «Власть и общество: к вопросу о патриотическом подъеме и народном сопротивлении в годы Наполеоновских войн»

     

    Определение той или иной войны как народной или отечественной подразумевает, что помимо героизма и самоотверженности военных наличествует масштабное вооруженное сопротивление вторжению неприятеля со стороны гражданского населения, как «верхов», так и «низов» общества. Сопротивление иностранным войскам и администраторам со стороны всех тех, кто не состоял на регулярной военной службе, включая аристократов и крестьян, женщин и подростков, священников и государственных чиновников. Борьба не только во исполнение воинского долга, но и по зову сердца и души.

    С социо-культурной точки зрения мы можем говорить, с одной стороны, о различных формах сопротивления «народных масс», которых можно рассматривать как носителей традиционной культуры, давлению со стороны «чужого» и навязыванию иных ценностей, а с другой стороны - о сопротивлении разношерстных общественных «элит» с их разнохарактерной мотивацией. Естественно, что такой культурно-политический аспект мотивации гражданских лиц к сопротивлению не может являться единственным: интуитивное или осознанное сопротивление культуртрегерству сочетается с нарастающим национальным самосознанием, правительственной пропагандой, агитацией местных интеллектуальных и религиозных авторитетов, а также, конечно, с чисто материальными вопросами бытия1.

    Наполеоновские войны дали новый богатый материал для понимания важности народного вооруженного сопротивления. Подчеркивая, насколько гражданское население тогда было так или иначе втянуто в военный конфликт, историки сегодня говорят о «тотальной войне». В рамках концепта «тотальной войны» мы можем поставить проблему изучения межнационального и межкультурного диалога между гражданским населением в зонах оккупации и военнослужащими иностранных армий. Неизменной составляющей этого «диалога» были пропаганда и контрпропаганда. Шла активная «война перьев» или, выражаясь современным языком, информационная война.

    Анализ пропагандистских стратегий показывает, что французы везде позиционировали себя как «освободители от гнета» (в Египте от господства мамлюков, в Центральной Европе от «деспотов» и «суеверий», в Польше от власти Российской империи). Цель - завоевать симпатии других народов. В то же время история наполеоновских походов демонстрирует, как книжные познания о «Другом» (даже с учетом донесений некоторых шпионов) терпят неудачу при попытках завоевать с помощью пропаганды новых ценностей симпатии местного населения.

    Народная война против французских захватчиков развернулась еще в к. ХVIII в. в Египте, затем последовали Инсордженца в Италии, герилья в Испании, восстание Андреаса Хофера в Тироле, отечественная война в России, освободительная война в Германии. Наконец, в к. 1813 – н. 1814 гг. даже в некоторых регионах самой Франции разворачивается вооруженное народное сопротивление наполеоновскому режиму.

    Что касается России, то в 1812 г., несмотря на все усилия наполеоновской пропаганды, включая прокламации о вольности русским крестьянам, поддержки со стороны местного населения получить не удалось. Не удалось наладить прочное сотрудничество и с местными элитами. Противоречие между ожиданиями политически активной части элит западных территорий Российской империи и конкретными целями, которые преследовало наполеоновское командование, привело в конечном итоге к обоюдному разочарованию, напоминающему то, которое испытали до этого некоторые итальянцы или немцы от вступления на их территорию революционной французской армии-«освободительницы». Изначально радужные иллюзии относительно «освобождения» в условиях повседневных реалий военной оккупации рассеялись. В областях Центральной России попытки наладить диалог и сотрудничество с гражданским населением через создание гражданских органов власти из русских чиновников, работающих под контролем оккупационных властей, также оказались неэффективными. Российские дворяне и чиновники, которые вошли в коллаборационистские органы управления, столкнулись с осуждением со стороны общественного мнения и сопротивлением крестьянства и, как говорится, делали только то, что «невозможно было не делать». Более того, во многих местах именно представители гражданских властей, наряду с сельскими старостами и помещиками немало способствовали организации народных отрядов самообороны.

    В конечном итоге принесенные на штыках новые ценности, новые механизмы администрирования, как и сами принципы формирования местных органов управления, оказались неприемлемы для обществ традиционной культуры. С этой точки зрения, история наполеоновских походов позволяет нам выйти на обсуждение проблемы нового уровня – об эффективности/неэффективности политики модернизации в традиционных обществах путем внешнего вмешательства и принуждения. Последующая история показывает, что такие «мессианские» идеи, вуалирующие экономические или геополитические интересы, перманентно возникают в головах политиков, претендующих на управление миропорядком.

    Теперь, что касается патриотического подъема… Не умаляя патриотизм русского дворянства, включая «крепостников-помещиков», не умаляя патриотизм солдат и офицеров императорской армии, несколько слов о патриотизме крестьян, об их отношении не к войне, не к Москве, не к эвентуальной отмене крепостного права, а к врагу.

    Если говорить не об «общественном мнении», а о «народном сознании», то здесь едва ли не единственным источником для нас будет народный фольклор. Произведенный А.В.Чудиновым2 анализ произведений русского фольклора показывает, что носители «дубины народной войны» образ врага выстраивали в отрыве от реальных исторических событий на основе архетипических представлений. В исторической памяти о нашествиях былых времен половцев, татар, литовцев, турок сложился синкретичный образ неприятеля, чья этническая идентичность оказывается размыта. Характерная черта этого архетипического образа – враждебность православию, что проявилось в определении иноземных захватчиков обобщающим понятием «басурмане». Вторая характерная черта: иноземец – мучитель, грабитель и насильник. И отсюда проистекает третья черта – дегуманизация врага, гиперболизация его жестокости. А на жестокость отвечают жестокостью, с нелюдями позволительно все.

    Что касается «французов», то дихотомия «русский – французский», галломания, и борьба с ней, - все это относится лишь к верхам русского общества. Тем более что собственно французов в армии Наполеона в 1812 г. было около 37% в пехоте и 49% в кавалерии. В народе же в 1812 г. рисовали образ врага как образ «нехристя». Для религиозного мировоззрения русских были неприемлемы ценности атеистического мировоззрения французов. Русские мужики поднялись на религиозную войну против «нехристей-басурман», в коих видели смертельную угрозу для своей веры. А религиозным войнам, как известно, присущ истребительный, тотальный характер. Дегуманизация, обесчеловечивание врага выливалось в разного рода жестокости: описан случай, когда крестьяне выкупили у казаков пленных французов для ритуального убийства, восходящего корнями к древним временам. То есть имел место разрыв между объективным содержанием конфликта и его восприятием простым людом. Этот разрыв, эта эсхатология, приводили в изумление некоторых просвещенных современников в самой России.

    Но, заметим, образ врага в народном сознании в основе своей всегда содержит архетипические черты. Как мы увидим ниже, два года спустя, когда речь зайдет о вторжении союзников уже в саму Францию, наполеоновская пропаганда будет нацелена на те же архетипы народного сознания. Если в России в 1812 г. ходили слухи о «французах-каннибалах», то и некоторые французские крестьяне в 1814 г. верили, что казаки способны съесть их детей3.

    Насколько большое значение придавалось, как со стороны союзников по антифранцузской коалиции, в частности Александра I, так и со стороны Наполеона, патриотическому подъему и народному сопротивлению показывает история кампании 1814 г. Если кратко, то союзники старались противопоставить корсиканца Наполеона французам, заверяя, что они воюют не с народом, а с императором-узурпатором. Войскам предписывалось строжайшее соблюдение дисциплины по отношению к местному населению: мародерство или насилие сурово наказывались. Декларации союзников были исключительно миролюбивы, ибо стихийный народный протест из-за самого факта вторжения грозил большими проблемами.

    Наполеоновская пропаганда, со своей стороны, неустанно твердила французам о «нашествии варваров», об их намерениях «отомстить за Москву»: мужчин убить, младенцев съесть, а женщин угнать в Сибирь. Даже религиозность русских объяснялась как проявление невежества и дикости. Дегуманизация врага, изображение его как получеловека-полузверя, призвана снять психологический барьер перед актом убийства: убийство зверя не нарушит ни христианские заповеди, ни «общечеловеческие ценности». Если в русском фольклоре нашествие 1812 г. изображалось как нашествие «басурман», то в 1814 г. французами использовался другой архетип: нашествие «варваров», возвращение «времен Атиллы». Речь, порой, шла о необходимости поставить коллективный барьер перед проникновением «русских варваров» в цивилизованную Европу: англичанам следовало задуматься, кто для них «свой», а кто «чужой» в этой борьбе цивилизации Европы с миром варваров. При этом определение «цивилизованности» оставалось аморфным, ее четкие критерии в дискурсе отсутствовали.

    В этой связи попутно замечу, что наполеоновская пропаганда, не добившись непосредственно поставленных перед ней целей, имела все же эффект: война закончилась, а сфабрикованная пропагандистская мифология осталась, образ Александра I – освободителя и либерала 1814 г. - потускнел и забылся, а суггестивная (наведенная) память стала на долгие годы источником для антирусских нападок. Так наполеоновские усилия по патриотическому подъему французов дали пищу для современной русофобии.

    Не ограничиваясь одной пропагандой, Наполеон предпринял ряд конкретных организационных шагов по подготовке партизанского движения. Как демонстрируют исследования Жана-Мари Тибо и Жерара Тисо-Роба4, было и организованное (санкционированное властями) партизанское движение, были и стихийные крестьянские акты насилия над иностранными военными (как, например, после сражения под Краоном в марте 1814 г., когда французские крестьяне заживо хоронили или сжигали раненых русских солдат), но не было ожидаемого масштаба. Как известно, Наполеону не удалось добиться массового народного восстания против войск союзников. Мифологизированное в научно-популярной и учебной литературе 1870-х гг. партизанское движение во Франции 1814 г. на деле отличалось весьма скромными масштабами и ограниченностью действий, а грань между обыкновенным разбоем и патриотической акцией часто была трудноуловима.

    Вопрос о состоянии «общественного духа» перед лицом интервенции –это, по большому счету, вопрос о соотношении объективных и субъективных факторов в смене режимов5. В современном наполеоноведении вопрос о судьбе наполеоновского режима приобретает философскую глубину: что усилия императора без энергии народа? В целом уставшее от войны население Франции демонстрировало весьма неудовлетворительное для правительства состояние общественного духа. Ни пропаганда, ни репрессивные меры правительства в таких условиях не дали ожидаемых результатов, массового сопротивления оккупантам не последовало, что предопределило крах империи Наполеона.

    Гладышев А.В.

    1 Рунич писал в своих записках о крестьянском движении в России 1812 г.: «Патриотизм тут был ни при чем. Русский человек защищал не свои политические права. Он воевал для того, чтобы истребить хищных зверей, пришедших пожрать его овец, кур, опустошить его поля и житницы». См.: Рунич Д.П. Из записок // Русская старина. 1901. № 3. С. 612.

    2 Чудинов А. В. С кем воевал русский мужик в 1812 году? Образ врага в массовом сознании // Французский ежегодник 2012: 200 лет Отечественной войны 1812 года.М., 2012. C. 336-365; Чудинов А. В. Кони в храмах: об одном из топосов народной памяти о войне 1812 г. //  Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2013.. № 3(117). Р. 257-264.

    3 Гладышев А.В. Первая встреча населения Франции с «варварами Севера»: 1814 г. // Французский ежегодник 2018: Межкультурные контакты в период иностранной оккупации / под ред. А.В. Чудинова. М., 2018. С. 182–204.

    4 Thiebaud J.-M., Tissot-Robbe G. Les corps francs de 1814 et 1815. La double agonie de l’Empire, les combattants de l’impossible. Paris, 2011; Thiébaud J-M. Les Corps Francs de 1814 et 1815 // Revue de l’Institut Napoléon. 2011-II. № 202-203. Р. 95-114. См. также: Forrest A. Les partisans de la campagne de France: mythe ou réalité // 1814. La campagne de France. Actes du colloque international de Troyes, 1er-3 octobre 2014. Troyes, 2016.

    5 Гладышев А.В. Закат империи Наполеона: «общественный дух» французов и сопротивление властям // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.В. Гладышева. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2021. Вып. 22/23. С. 121-135.

    Культура

    • Анастасия Чернышова: хвалынские мотивы на большой выставке картин в СОДРИ

      На улице октябрьская хмарь, а при входе в выставочный зал нас согрел летний августовский воздух. На 2-м этаже Дома работников искусств поселилось летнее настроение.

      Мы начали просмотр с картин Елены Батраевой. Лучи жаркого солнца пронизывали её живописные полотна.

      Подробнее...

    • Игошина Елена: выставка картин Галины Журавлевой в СОДРИ

      Мощная по силе воздействия на зрителя выставка «Жизнь продолжается» донецкой художницы Галины Александровны Журавлёвой представлена Домом работников культуры города Донецка в Доме работников искусств города Саратова. Пройти мимо не получится. Выразительные работы Журавлевой поднимают пласт эмоций, заставляют вкладываться

      Подробнее...

    • Сир Двор представляет: выставка картин «Добро. Свет. Душа…»

      Выставка работ Татьяны Ивановой-Гуляевой, члена СРОО «Творческий союз художников», открыта с 20 октября 2023 года в «Земском обозрении». Картины автора в жанре потоковой живописи. Выступили С.В. Дворников, Б.В. Глубоков, Владимир Кузьмичёв и другие. Видео 17 минут. Пару песен спела композитор Анна Скворцова в растрёпанных чувствах.

      Подробнее...

    • Татьяна Крылова: юбилей силами двух театров

      Один из ярчайших и самобытных артистов нашего города, Юрий Лапшин срежиссировал собственный юбилейный творческий вечер и объединил артистов сразу двух театров, где служит. Это муниципальные театры: драмы для детей и молодёжи «Версия» и драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ». Их творческие силы были брошены на то, чтобы оттенить

      Подробнее...

    • Игошина Елена: видеть краски жизни!

      Картины в светлой радостной гамме представлены на выставке "Краски жизни" в Колонном зале Дома работников искусств. Ученицы художника Натальи Леонтьевой, члена Союза художников РФ, из студии "Чудо": Галина Хабеева и Светлана Федорова, щедро поделились своим видением прекрасного вокруг нас. В живописной и графической технике

      Подробнее...

    • Игошина Елена: все принцы в гости к нам!

       Принцесса цирка будет коронована в Саратове. Помните ли вы, друзья, что Саратовский государственный цирк имени братьев Никитиных первым представил публике единственный в мире конкурс в стиле «А ну-ка, девушки!» в далёком 2005 году?

      Подробнее...

    • Татьяна Крылова: возвращение в беззаботное детство

      Яркую музыкальную феерию представил на Исторической сцене Саратовский академический ТЮЗ им. Ю.П. Киселёва 30 сентября и 1 октября 2023 года.

      Подробнее...

    • Елена Игошина: хвалынские пейзажи: открытия и находки в СОИРО

      27 сентября в дружеской обстановке прошло открытие выставки картин учителей-художников «Хвалынские этюды педагогов - 2023. Год педагога и наставника». Проект реализовали Саратовская областная организация Общероссийского профсоюза образования и Саратовский областной институт развития образования (СОИРО).

      Подробнее...

    • Алиса Серебрянская: премьера шоу "Страшная сила" 13 сентября

      Голливуд отдыхает. Космические пришельцы явились в наш город. Какие звёздные войны?! Все мелкие делишки остались за пределами Галактики. Решать проблемы землян, отставив другие, в образе честных стражей будут теперь Народные артисты России Эдгард и Аскольд Запашные. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке пока

      Подробнее...

    • Татьяна Крылова: аскетизм в ТЮЗе

      Декорация почти во всю сцену, изображающая высоченную бетонную стену, напомнила мне огороженный тюремный двор... В некоторых местах серой махины проглядывала решётка! Эта конструкция к спектаклю «Гроза» (драматург — Александр Островский), премьера которого состоялась 9 и 10 сентября 2023 года в Саратовском академическом ТЮЗе имени Ю.П. Киселёва. На фоне мрачной, безликой стены двигались артисты.

      Подробнее...

      Яндекс.Метрика